Найти в Дзене
GadgetPage

Забытие легенды: экспериментальные "Москвичи" — кабриолет и купе на базе 408-го

В 1960-е годы, на волне мирового увлечения компактными спортивными автомобилями, в СССР тоже начали задумываться о выпуске легких и красивых машин для отдыха и путешествий. Одним из интереснейших проектов того времени стали опытные модели на базе «Москвича-408»: кабриолет «Турист» и элегантное двухдверное купе. О них сегодня помнят лишь немногие, но именно эти автомобили могли бы изменить облик советского автопрома. Москвич-408, запущенный в серийное производство в 1964 году, был одним из самых массовых автомобилей своего времени в СССР. Его простая конструкция и надёжность сделали его основой для различных экспериментов. Инженеры завода МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) разработали на базе 408-го две нестандартные версии: Обе модели создавались в первую очередь для демонстрационных целей: показать, что советская автомобильная промышленность способна выпускать не только практичные «рабочие лошадки», но и машины для удовольствия и отдыха. Кабриолет «Турист» привлекал вн
Оглавление

В 1960-е годы, на волне мирового увлечения компактными спортивными автомобилями, в СССР тоже начали задумываться о выпуске легких и красивых машин для отдыха и путешествий. Одним из интереснейших проектов того времени стали опытные модели на базе «Москвича-408»: кабриолет «Турист» и элегантное двухдверное купе. О них сегодня помнят лишь немногие, но именно эти автомобили могли бы изменить облик советского автопрома.

История создания: мечты о свободе

Москвич-408, запущенный в серийное производство в 1964 году, был одним из самых массовых автомобилей своего времени в СССР. Его простая конструкция и надёжность сделали его основой для различных экспериментов.

Инженеры завода МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) разработали на базе 408-го две нестандартные версии:

  • «Москвич-408 Турист» — двухдверный кабриолет с мягким складывающимся верхом.
  • «Москвич-408 Купе» — стильное закрытое купе с покатой крышей и динамичным силуэтом.

Обе модели создавались в первую очередь для демонстрационных целей: показать, что советская автомобильная промышленность способна выпускать не только практичные «рабочие лошадки», но и машины для удовольствия и отдыха.

Москвич-408 Турист: открытая свобода

Кабриолет «Турист» привлекал внимание своим легким и аккуратным дизайном. Открытая крыша, укороченные двери и переработанный салон создавали ощущение «европейского стиля», которого так не хватало серийному автопрому СССР.

-2

Особенности модели:

  • Полностью переделанный кузов с усилением порогов.
  • Мягкий складной верх.
  • Новая компоновка сидений для большего комфорта.
  • Усиленная подвеска для компенсации отсутствия жесткой крыши.
-3

Тем не менее, для массового производства «Турист» оказался слишком дорогим и сложным: технология мягких крыш требовала новых решений, а защищенность от погодных условий оставляла желать лучшего.

Москвич-408 Купе: советская мечта о спорткаре

Вторым проектом стало купе на базе всё того же 408-го. Слегка заниженная линия крыши, уменьшенные боковые окна и более стремительный профиль делали машину визуально очень привлекательной.

-4

Характерные черты купе:

  • Обтекаемый кузов с двухдверной компоновкой.
  • Усиленный каркас для повышения безопасности.
  • Улучшенная аэродинамика по сравнению с серийным седаном.
  • Изысканный, более комфортный интерьер.

На фоне стандартных «Москвичей», купе смотрелось настоящей экзотикой — во многом напоминая западные аналоги вроде Opel Kadett Coupé или Ford Taunus Coupé.

Почему проекты остались на бумаге

Несмотря на положительные отзывы специалистов и гостей выставок, ни кабриолет, ни купе не пошли в серию. Причин было несколько:

  • Экономическая нецелесообразность: производственные мощности завода были полностью загружены серийными моделями.
  • Проблемы надежности: модификации требовали новых испытаний и доработок.
  • Отсутствие спроса: в условиях дефицита транспорта спрос на практичные и доступные седаны многократно превышал интерес к «машинам для души».

В результате оба проекта были свернуты, а опытные экземпляры остались в архивах завода и на старых фотографиях.

Наследие: мифы и реальность

Сегодня «Москвич-408 Турист» и «Купе» стали частью мифологии советского автопрома. Они напоминают о том, что даже в жестких условиях плановой экономики были люди, которые мечтали о машинах для удовольствия — красивых, быстрых, эмоциональных.

Интерес к этим моделям сохраняется и сейчас: коллекционеры, автолюбители и реставраторы не раз обсуждали идеи о возможной реконструкции сохранившихся прототипов. Пока это остается мечтой, но, кто знает, может когда-нибудь мы увидим на улицах восстановленный советский кабриолет или купе.

Есть ли у кого-нибудь опыт в эксплуатации подобных раритетов и единичных моделей социалистического автопрома? Хотели бы прокатиться на таком за рулем?