Недавно мне в ленте попались одновременно две статьи, посвященные фильму "Школьный вальс". В них авторы рассуждают о причинах, по которым отец и мать Зоси, выпив вина за здоровье новорожденного внука, тихонько покидают квартиру, оставляя спящую у кроватки малыша дочку. Выскажусь и я.
В центре сюжета "Школьного вальса" — первая любовь, главные его герои — десятиклассники, стоящие, как принято выражаться, на пороге жизни. Их чувства и отношения показаны крупным планом и всецело захватывают внимание зрителей. Но важно, что вся драма фильма "Школьный вальс" происходит по вине родителей — Зоси, Гоши, Дины.
У меня лично наибольшее сочувствие вызывает Зося, поскольку только она расхлебывает последствия ситуации, в которую попала не по своей воле. Начиная от выбора Гоши в качестве близкого человека и заканчивая ролью матери-одиночки. Всего этого могло бы с ней не случиться, если бы она росла в любящей семье.
Мать Зоси вызывает у меня неуважение и презрение. Эта женщина — лицемерная приживалка, которая заботится только о своей выгоде и крайне трепетно относится только к своему комфорту и образу. С отцом Зоси она жила исключительно из меркантильных соображений, изменяя ему в открытую и в наглую ожидая, что он никогда не выставит ее за дверь. Дочерью Элла не занималась от слова совсем. Бедная Зося росла в атмосфере пренебрежения и эмоционального холода, ей рано пришлось повзрослеть и понять, что родителям она не нужна.
Отец Зоси относится к дочери лучше, чем мать, местами даже возникает ощущение, что они близки, но это только потому что Павел из-за проблем в отношениях с женой, разрешить которые у него не хватает духа, видит в Зосе союзника и некий якорь, которые удерживает его отношения с женой в состоянии кажущейся стабильности.
При этом Павлу, погруженному в свои переживания, нет дела, что его жена абсолютно не занимается дочерью, что девочка предоставлена самой себе, так же собственно, как и он. Элла, мать и жена, полностью игнорирует свои обязанности по отношению к своей семье, а отец, глава этой семьи, вместо того, чтобы пресечь это, делает вид, что все нормально.
Такой же вид он делает, когда понимает, что в спальне его дочери провел ночь посторонний молодой человек, который Зосе никто. Будучи мужчиной, Павел прекрасно понимает, что его дочерью воспользовались, но вместо мужского разговора, он "играет спиной".
Зося одна, она живет с ощущением ненужности ни маме, ни папе. Воспитанная удобной и послушной девочкой, с сильным от природы характером, она не тревожит родителей своими проблемами, не мешая им жить своей жизнью.
Только чувство ненужности никуда не уходит, оно ищет выхода, исцеления. И Зося влюбляется в Гошу. Просто потому что чувствует, как сильно ему нужна. Но в свои 16 лет девочка не в состоянии осознать, зачем она ему нужна. Постель и беременность — вытекающие. Гошу в Зосе привлекала именно сила ее характера. Будучи откровенно слабым, но крайне самолюбивым и пустым человеком, Гоша хочет иметь такую женщину, которая своими качествами прикрыла бы его ничтожность. Естественно, ничего не давая взамен.
Гоша — обычный нарцисс. Поэтому мечется между Зосей и Диной, устраивает соревнования между девушками, пользуется обеими. Но только если Дину он может прогибать — она и на колени встанет, и позвонит и соперницу в гости пригласит — то с Зосей такое не прокатит. Ей надо настоящее, она готова идти до конца. Поэтому и оставляет его у себя. Она ничего не доказывает этим поступком, она просто показывает, что выбрала его.
Увы, Зося ошиблась. Так бывает, когда человек стоит на пороге жизни, а рядом нет никого, кто поддержал бы, подсказал, уберег от ошибки. Защитил. Что поделать, мать скачет по любовникам, когда ей заниматься половым воспитанием дочки. Отец терпеливо ждет, пока жена нагуляется, когда ему заниматься половым воспитанием дочки. И вообще, зачем заниматься этим вопросом? Дочка 16, она уже достаточно взрослая, чтобы самой разбираться со своими проблемами. Тот факт, что эти проблемы в ее жизни возникают впервые, родителями игнорируется — им так удобно.
То, что Зося остается одна в пустой квартире после возвращения из роддома, говорит лишь о том, что ничего в ее жизни не поменялось. Она была не нужна родителям в своем детстве, а теперь, став окончательно взрослой в их глазах, не нужна тем более. Не нужны папе и маме ее переживания, ее победы и поражения.
Удивительно, как такая юная девушка, принимает такое сильное решение — рожать и воспитывать ребенка в одиночку. Сложно поверить, но я думаю, что это на 100 % осознанное решение. Зося понимает, что родив ребенка, она станет нужной этому маленькому человечку, который будет любить ее и нуждаться в ней. И у нее наконец-то будет настоящая семья, будет тот кто не предаст ее.
А родители уходят — каждый по своим делам. Мать отправляется на поиски нового любовника, не теряя, впрочем, надежды восстановить отношения с отцом Зоси. За бокалом вина она сначала задает ему вопрос о его планирующейся женитьбе. Получив ответ, что он еще не развелся, она торопливо предлагает разменять квартиру, на что получает отказ. А живет она у подруги — в своей квартире-то было однозначно лучше.
Павел тоже еще "не нашел себя" — вроде присмотрел женщину, раз до Эллы дошли слухи, но сам не подал на развод. Уходят они вместе. Вполне вероятно, что он простит жену и примет назад. Любовь, как говорится, зла. Но тем не менее, он мог прощать сколько угодно и что угодно Элле, но защитить дочь от ее произвола было его святой обязанностью.
Но у родителей Зоси не такого понятия как семья. Они родили дочку, дали все необходимое в материальном плане, воспитали сильной духом (а куда Зосе было деваться) — а любви недодали. Поэтому ей пришлось пройти через отвратительное предательство. И дальше предстоит пройти немало испытаний.
Одной.
Для тех, кто хочет поддержать мой канал❤️
Друзья, теперь "Кино без мужа" будет и в телеграме! В телеге буду публиковать все, что не входит в рамки дзен-канала: короткие заметки,мысли вслух, личные впечатления от просмотра любимого советского кино и статьи, которые цензура дзена может не пропустить! Буду рада всем!
Ставьте лайки, это важно для развития канала!