Найти в Дзене

Дух времени: в психике и психотерапии

Уважаемый читатель, эту статью я хочу посвятить современным трендам социума. Это не глобальное исследование, но я постараюсь показать влияние трендов на психику и психтерапию через призму коллективного бессознательного. В своей статье я буду ссылаться на обзорные статьи и исследования некоторых отечественных и западных специалистов. Современный этап развития социума можно охарактеризовать динамичностью рождения новых тенденций, которые реализуются во всей своей полноте в течение жизненного цикла одного-двух поколений. Исследования в сфере социума демонстрируют произошедшие существенные изменения по отношению не только к послевоенному поколению, но и по отношению к поколениям семидесятников и восьмидесятников. Коснёмся ненадолго миллениалов. К миллениалам принято относить тех, кто родился в промежутке между 1984 и 2000 годами условно, иногда встречаются небольшие вариации). В своём исследовании социологи отмечают, что поколение милленеалов отличают «преобладание ценностей свободы, творч
Оглавление

Уважаемый читатель, эту статью я хочу посвятить современным трендам социума. Это не глобальное исследование, но я постараюсь показать влияние трендов на психику и психтерапию через призму коллективного бессознательного. В своей статье я буду ссылаться на обзорные статьи и исследования некоторых отечественных и западных специалистов.

Современный этап развития социума можно охарактеризовать динамичностью рождения новых тенденций, которые реализуются во всей своей полноте в течение жизненного цикла одного-двух поколений. Исследования в сфере социума демонстрируют произошедшие существенные изменения по отношению не только к послевоенному поколению, но и по отношению к поколениям семидесятников и восьмидесятников. Коснёмся ненадолго миллениалов. К миллениалам принято относить тех, кто родился в промежутке между 1984 и 2000 годами условно, иногда встречаются небольшие вариации). В своём исследовании социологи отмечают, что поколение милленеалов отличают «преобладание ценностей свободы, творчества, прогресса; самоатрибуцию переживания жизненных трудностей» (Белинская, Рикель, 2024, с. 31). Также стоит включить в описание поколения следующий фактор: «у младших миллениалов оптимизм падает до 0 упоминаний» (Белинская, Рикель, 2024, с. 38). Сам этот факт можно условно интерпретировать как депрессивную позицию, свойственную поколению. В целом, можно предположить, что происходящие в социуме изменения с бóльшей скоростью формируют новые дополнительные аспекты коллективного бессознательного, отражающиеся в индивидуальной психике человека. В этой связи представляет интерес рассмотреть дуальность причин психологических проблем пациента, которая включает личную историю и фактор духа времени, на пути к индивидуации как гармоничной целостности личности.

Юнг считал, что некоторые произведения пишутся самим временем, его духом. И «каждое время имеет свою однобокость, свои предубеждения и свою душевную жизнь» (Юнг, Дух Меркурий). Можно предположить, что также дух времени пишет психологические истории поколений.

Архетип младенца и инфантилизм

Считается, что сегодня мы наблюдаем тренд инфантилизации общества. Некоторые исследователи, обращаясь к этой проблематике, пишут, что «инфантилизм может вполне претендовать на титул социальной пандемии» (Михайлова, Агафонов, 2022, с. 228). Интересно, что такую тенденцию мы можем отследить, например, в современном кинематографе. Если ещё лет 50 назад подавляющее большинство картин со сверхъестественным сюжетом видело своей целевой аудиторией максимум подростков, то сейчас историями вечно живых вампиров, зомби, хоббитов и так далее всё чаще захватывают 30-тилетних и ещё более старших зрителей. Сегодня мы уже можем встретиться со сказками, которые снимаются с априорной ремаркой 18+ (мне в этом плане вспоминается серия испанских сказок-зарисовок с весьма себе жестокими сценами и возрастным ограничением 18+).

Дух времени здесь же мы можем рассматривать как силу коллективного бессознательного, влияющего уже «изнутри». Например, один из недавних опросов в США среди зумеров, показывает, что среди первостепенных целей поколения мы можем наблюдать цели, логически коррелирующие с архетипом младенца или внутренним ребёнком: безопасность, принятие себя, доброта, развлечения (Kivowitz E., 2024). Несмотря на то, что в нашей культуре в период формирования поколения, такие ценности не поддерживаются в медиа и не декларируются, мы всё чаще находим их в анамнезе клиентов, что может говорить об их влиянии на уровне коллективного бессознательного как общечеловеческой структуры. При этом, мы можем опираться на воззрения более молодого поколения, так как исследователями отмечается феномен смена межпоколенной преемственности внутрипоколенной, «когда современная российская молодежь вынуждена полагаться только на себя и своих сверстников как наиболее приспособленных к современным условиям жизни» (Коллегова, Рощина, 2021, с. 126).

Также важно учитывать силу проявления данного архетипа в коллективном бессознательном, которое мы наблюдаем в таком явлении как прогрессирующий инфантилизм личности, о котором пишут Михайлова и Агафонов. Здесь на коллективном уровне мы встречаемся с «не желанием взрослеть» (Михайлова, Агафонов, 2022, с. 231), что можно рассмотреть как захват архетипом ребёнка. Таким образом, личные травмы, постоянно напоминающие о себе проявлением детской части, усиливаются коллективным уровнем. Естественно, что такая ситуация на уровне коллективного бессознательного служит препоной в терапевтической работе, увеличивая срок проработки темы внутреннего ребёнка и непосредственного личного детского опыта.

Женские образы в женщинах

С начала 20 века мы можем наблюдать активность попыток формирования подходов к проявлению фемининных частей или архетипических образов в женщинах, что может быть рассмотрено как отражение изменений, происходящих на уровне коллективного бессознательного. С этой позиции мы двояко можем посмотреть на исторический контекст появления и активизации феминистских движений со времён суфражисток и по сегодняшний момент. Борьба женщин за права почти с оружием в руках может быть интерпретирована как апогей власти мужского начала в коллективном бессознательном, также захватывающем женское сознание. С другой стороны, можно обратиться к Нойманну и увидеть констелляцию образа ужасной трансформирующей матери после продолжительного вытеснения и признания лишь доброго элементарного материнского начала. В своей диссертации Газизова так описывает проявленную в обществе ипостась материнского образа: «Материнство, дающее жизнь, озаряющее верой и пронизывающее любовью, является двигателем жизненных процессов, основой Жизни и предстает как высшая духовная ценность человечества, космическое проявление универсального закона для всей Вселенной» (Газизова, 2014, с. 47). Во многом мы видим отсутствие дуальности, которое в перспективе и вызывает прорыв иной стороны архетипа.

Сложившаяся ситуация на уровне коллективного бессознательного в данной ситуации помогает в терапевтической работе. Ввиду того, что нет как такового четко очерченного архетипического образа как ориентира, есть возможность встретиться с истинной фемининностью. Проявляющаяся неоднозначность материнских образов также идёт на пользу терапии. Этот тренд как бы даёт разрешение «злиться на маму», что позитивно отражается на психическом здоровье. Существовавшая не оно тысячелетие догма исключительной идеализации родительских фигур подошла к своему концу, наконец, наши пациенты могут взглянуть на своих родителей как на реальных людей со своими достоинствами и недостатками. Естественно, такая тенденция помогает и в сепарационном процессе.

Теневые содержания психики

Текущая ситуация коллективного бессознательного поколения Z в вопросе Тени может быть интересно увидена через исследование кинематографических героев молодёжи, которых в своём влиянии можно сравнить с влиянием героями мифов в древности. Пальчикова по итогам исследования самоидентификации с героями делает вывод, что современные молодые люди (поколение Z) включает в положительных героев также теневые свойства, в том числе разрушительные (Пальчикова, 2017). Такой паттерн коллективного бессознательного может быть компенсационным после веков неагрессивных и исключительно добрых героев, которых, в том числе, мы находим в русских сказках. Данное изменение служит помощником в работе с Тенью в терапии. К примеру, пациенты практически не оказывает сопротивления процессу исследования и признания собственных теневых содержаний. Конечно, благодаря этому мы можем ускорить процесс проработки теневых содержаний и приходить к внутренней гармонии пациентов быстрее, чем наши предшественники-терапевты.

В итоге

В этой статье я коснулась отнюдь не всех трендов и отнюдь не всех ключевых архетипов. Вероятно, я вернусь к этой теме в своих статьях позже. Однако, на мой взгляд, уже то, что мы можем распознать сейчас, на основе приведённых примеров, способно ориентировать терапевтов на более внимательное отслеживание современных трендов. Я считаю, что одной из ключевых мыслей для нас как специалистов может быть разворот на внутрипоколенную преемственность. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия этот тренд наберёт её большую силу. Можно поразмышлять, как это отразится на методах работы, специфике контакта в терапии, сеттинге и так далее. Однако, со своей стороны, я не готова строить предположения и считаю, что лично для меня будет правильным остаться в позиции внимательного наблюдения за происходящим.

Список литературы

  1. Белинская, Е.П., Рикель, А.М. (2024). Идентичность поколений: социально-психологический подход и опыт эмпирического исследования. Национальный психологический журнал, 19(3), 31-45. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0303
  2. Михайлова О.Б., Агафонов М.С. (2022). Прогрессирующий инфантилизм личности: ретроспектива причин и современные направления профилактики, 7(163), 228-235. https://humancapital.su/wp-content/uploads/2022/07/202207_p228-235.pdf
  3. Kivowitz E. (2024). Generation Z wants to be safe, UCLA study finds. https://newsroom.ucla.edu/releases/generation-z-wants-to-be-safe-ucla-study-finds
  4. Газизова Ю.С. (2014). Репрезентация образа матери в российской ментальности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Уральский государственный педагогический институт. https://search.rsl.ru/ru/record/01007967460
  5. Пальчикова А.В. (2017). Возрастные особенности самоидентификации у зрителей с персонажами современных фильмов. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/d01041144.html Дипломная работа: https://istina.msu.ru/diplomas/77138333/
  6. Глушенкова М. (2018) Последний оплот демографии. Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/3571901
  7. НАФИ Установки российской молодежи в отношении семьи и детей (2024) https://nafi.ru/analytics/ustanovki-rossiyskoy-molodezhi-v-otnoshenii-semi-i-detey/?ysclid=m8eczfhwsl478615326
  8. Коллегова И.Е., Рощина Я.М Миллениалы и их родители (2021) Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE) (11), 122-152. https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/494833844.pdf

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/