Найти в Дзене
Aristologia

"Юная принцесса, которую я сфотографировал в тот день, теперь стала замечательной королевой". Елизавета II на фотографиях Сесила Битона

Сегодня королеве Елизавете II могло бы исполниться 99 лет. У меня на канале много материалов, посвященных этой удивительной женщине, а в честь ее Дня рождения я решила написать статью с фотографиями Елизаветы II в исполнении легендарного Сесила Битона, одного из самых известных фотографов британской королевской семьи. На наше счастье, Сесил Битон оставил на память потомкам не только фотографии, но и многочисленные дневниковые записи, которые он вел всю жизнь. *** Телефон зазвонил. «Говорит фрейлина Ее Величества. Королева хочет знать, сфотографируете ли вы ее завтра днем». Выбрав меня для фотографирования, королева сделала смелый шаг. Немыслимо, чтобы меня вызвала ее предшественница — моя работа все еще считалась революционной и нетрадиционной», - написал Сесил Битон в своем дневнике в июле 1939 года. С этого дня начался его путь в качестве постоянного хроникера королевской семьи. Королева Елизавета впервые позировала Сесилу Битону в 1942 году, будучи еще совсем юной принцессой. «Мне

Сегодня королеве Елизавете II могло бы исполниться 99 лет. У меня на канале много материалов, посвященных этой удивительной женщине, а в честь ее Дня рождения я решила написать статью с фотографиями Елизаветы II в исполнении легендарного Сесила Битона, одного из самых известных фотографов британской королевской семьи.

На наше счастье, Сесил Битон оставил на память потомкам не только фотографии, но и многочисленные дневниковые записи, которые он вел всю жизнь.

***

Телефон зазвонил.

«Говорит фрейлина Ее Величества. Королева хочет знать, сфотографируете ли вы ее завтра днем». Выбрав меня для фотографирования, королева сделала смелый шаг. Немыслимо, чтобы меня вызвала ее предшественница — моя работа все еще считалась революционной и нетрадиционной», - написал Сесил Битон в своем дневнике в июле 1939 года.

С этого дня начался его путь в качестве постоянного хроникера королевской семьи.

-2
-3

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Королева Елизавета впервые позировала Сесилу Битону в 1942 году, будучи еще совсем юной принцессой.

«Мне выпала честь фотографировать нынешнюю королеву на многих этапах ее юности. В первый раз 16-летняя девочка надела праздничное платье Кейт Гринуэй из розовой тафты, и я попытался сфотографировать ее «в стиле Гейнсборо».

-11

«Во время войны я много раз фотографировал ее в школьных блузах и юбках, костюмах в шотландскую клетку или со знаками отличия гренадерской гвардии на фуражке. А однажды, в то время, когда королевская семья, как и все, должна была соблюдать норму на расход тканей – в одном из перешитых на нее платьев матери».

-12
-13

«Когда принцесса Елизавета достигла совершеннолетия, меня пригласили в Виндзорский замок, чтобы увековечить это событие. Юная принцесса, которую я сфотографировал в тот день, теперь стала замечательной королевой.

Она доброжелательна; взгляд ее спокоен и нежен, наполнен человеческим пониманием и добротой; она кроткая, но не застенчивая; уверена и даже горда, но гордится она не собой, а своим наследием».

-14
-15

14 ноября 1948 года принцесса Елизавета родила первенца, принца Чарльза. По предложению матери принцесса выбрала для фотографирования своего новорожденного сына Сесила Битона.

Битон сфотографировал маленького Чарльза 13 декабря 1948 года, за два дня до крещения принца. По этому поводу он заказал новый фон, цвета слоновой кости с золотом. Фон установили в Музыкальной комнате Букингемского дворца.

«Мать сидела у колыбельки, и, держа его за руку, с любопытством, гордостью и весельем следила за его движениями», - вспоминал фотограф.

-16

В последующие годы Сесил Битон фотографировал всех новорожденных детей королевы: принцессу Анну в 1950 году, принца Эндрю в 1960-м и принца Эдварда в 1964 году.

«Хотя я не детский фотограф, мне предстояло сделать первые фотографии принца Чарльза, а два года спустя – его новорожденной сестры. Во второй раз, после того как было сделано несколько снимков, принц Чарльза, с большим интересом наблюдавший за происходящим, поцеловал малышку в щеку, а я сделал лучший снимок дня, этакую младенческую версию Спящей красавицы».

-17
-18

-19

За десять лет между рождением принцессы Анны и принца Эндрю подход Сесила Битона к королевской портретной живописи сильно изменился. Все внимание теперь было приковано к натурщикам, а сложные декорации в стиле рококо заменил белоснежный фон.

Изменилась и Елизавета. Из матери-девчонки, этакой подружки своим детям, она превратилась в сдержанную и оберегающую женщину.

Нежные портреты Битона изображали королеву как фигуру, с которой мог себя ассоциировать любой родитель. Они отражали более интимную и непринужденную жизнь королевской семьи.

-20
-21
-22

Кульминация карьеры Сесила Битона как королевского фотографа случилась 2 июня 1953 года, во время коронации королевы Елизаветы II, когда Битон сделал ее официальный портрет с коронационными регалиями.

После церемонии в Вестминстерском аббатстве, на которую Битон тоже был приглашен, он помчался в Букингемский дворец, чтобы сделать несколько официальных портретов королевы, ее приближенных и членов королевской семьи.

Для индивидуальной съемки королевы у Сесила Битона было всего двадцать минут.

В итоге получился тот самый знаменитый портрет «в Вестминстерском аббатстве», на котором королева сидит в коронационном платье и в Мантии сословия, держа в одной руке Скипетр с крестом, а в другой – державу. На запястьях молодой королевы – золотые армиллы, а на безымянном пальце правой руки – коронационный перстень, знак ее «венчания со страной».

Только никакого Вестминстерского аббатства за Елизаветой не было, а был, как водится у Битона, нарисованный фон.

-23
-24
-25

Кроме официального коронационного портрета, Сесил Битон сделал несколько фото королевы с фрейлинами и с герцогом Эдинбургским.

-26
-27
-28
-29

В более поздних портретах королевы Елизаветы II Сесил Битон привнес в свои работы простую, драматическую эстетику.

Летом 1968 года Битон сфотографировал королеву в преддверии его выставки в Национальной портретной галерее. Предстоящая фотосессия вызывала у Битона тревогу.

«Трудности велики. Наши точки зрения, наши вкусы абсолютно различны. Результатом будем компромисс между нами и воля судьбы», - записал он в своем дневнике.

Но опасения фотографа были напрасны. Портреты стали триумфом.

Сесил Битон выбрал простой белый и синий фон, решив сделать его «резким, четким и смелым».

Фотография королевы в адмиральском плаще на синем фоне была мощной в своей простоте. Битон убрал королевские регалии и сверкающие платья, чтобы создать образ монарха вне времени.

-30
-31

Это были последние фотографии Елизаветы II, сделанные Сесилом Битоном, но других членов королевской семьи он продолжал фотографировать до 1979 года.

Честь быть приглашенными сфотографировать Елизавету II разделили с Битоном и другие фотографы, но мало кто имел такие близкие отношения с королевским домом в течение столь долгого времени.

Битон завещал архив королевских портретов своему секретарю Эйлин Хосе, которая в 1987 году, в свою очередь, завещала его Музею Виктории и Альберта.

-32
-33
-34
-35

-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!

А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.

Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"

Мой книжный канал на Дзене - Lettera

Мой архитектурный канала на Дзене - Mezonin