Развитие все той же дискуссии на форуме Secretporjects.uk — на этот раз со стороны Австралии.
Стабилизация экономического положения Индонезии во второй половине 1960-ых стала весьма неприятным сюрпризом для Австралийского Содружества. Прежде, австралийцы рассчитывали, что растущие экономические затруднения приведут к краху режима Сукарно — или, по крайней мере, вынудят ограничить закупку современных вооружений.
Ситуация на 1966 год выглядела так, что ни одно из этих предположений не собиралось оправдываться в обозримом будущем. Более того, положение имело явную тенденцию к ухудшению. Данные австралийской и британской разведки указывали на то, что Индонезия (с советской помощью) реализует масштабную программу закупки современных боевых кораблей и перевооружения имеющихся управляемым ракетным оружием. И это было серьезным поводом для беспокойства. Индонезийский флот уже был больше австралийского; австралийцы не могли позволить ему стать сильнее.
Чрезвычайный доклад комиссии Дейла (август 1966) австралийскому сенату предельно ясно обрисовал складывающуюся тревожную ситуацию. Согласно докладу, индонезийский флот к 1975 году будет иметь пятнадцать крупных мореходных кораблей, оснащенных ракетным оружием (зенитными и противокорабельными управляемыми ракетами) равное или большее число эскортов, по крайней мере половина которых также будет вооружена управляемыми ракетами, и двенадцать подводных лодок. Австралийский же флот, при сохранении имеющихся тенденций, к 1975 году будет состоять из шести эсминцев (только три из которых будут вооружены управляемыми ракетами), шести фрегатов (только два из которых будут вооружены управляемыми ракетами) и восьми субмарин.
Такой расклад выглядел уже откровенно опасным. Вьетнамская война была в самом разгаре, и никто не мог поручиться, какой будет ситуация к 1975 году.
ГЕРМЕС И КРУСЕЙДЕРЫ
В 1966 году, Королевский Флот Великобритании обратился к Королевскому Флоту Австралии с предложением приобрести легкий авианосец HMS «Hermes». Последний из четырех достроенных авианосцев типа «Центаур», корабль считался «избыточным» для сокращающихся требований британского флота, и идея продать его союзной стране выглядела вполне логичной.
В австралийском флоте, а равно и в правительстве, идея приобрести «Гермес» вызвала жаркие дебаты. Австралийский флот уже располагал легким авианосцем «Мельбурн» предшествующего класса «Маджестик» (еще один австралийский легкий авианосец, «Сидней», был перестроен в войсковой транспорт) и имел достаточный опыт применения палубной авиации, чтобы хорошо представлять все преимущества и недостатки подобного предложения.
С одной стороны, «Гермес» был значительно совершеннее «Мельбурна». Его летная палуба была больше, паровые катапульты — существенно мощнее, и радиоэлектронное оборудование полностью соответствовало требованиям времени. Также «Гермес» был существенно новее и мог прослужить по крайней мере, еще два десятилетия. В отличие от «Мельбурна», к середине 1960-ых пригодного в общем-то только для противолодочных операций, «Гермес» мог использоваться как полноценная боевая единица, способная прикрывать флот и наносить воздушные удары.
С другой стороны, приобретение и эксплуатация «Гермеса» обошлись бы австралийскому флоту весьма недешево. Критики идеи резонно указывали, что новый авианосец потребует по крайней мере 2000 человек экипажа; столько же, сколько и шесть (!) ракетоносных эсминцев. И с учетом растущей угрозы индонезийского надводного флота, идея вложиться в многочисленные легкие корабли выглядела... вполне убедительной альтернативой авианосцу.
Главным камнем преткновения был вопрос — а что именно будет летать с палубы нового австралийского авианосца? Даже самые рьяные сторонники австралийской авианосной программы признавали, что взятая с «Мельбурна» авиагруппа из дозвуковых штурмовиков A-4 «Скайхок» и противолодочных самолетов S-2 «Трэкер» будет смотреться весьма неубедительно, и едва ли оправдывает вложение в новый авианосец. Возможность же более современных самолетов летать с «Гермеса» была под сильным вопросом.
Австралийский флот больше всего хотел палубный перехватчик, способный защитить флот от ударов индонезийских ракетоносных Ту-16. Но для этого истребитель должен был обладать следующими характеристиками:
* Быть сверхзвуковым — чтобы иметь шансы на своевременный перехват неприятельских бомбардировщиков;
* Оснащаться радаром — чтобы самостоятельно перехватывать цель в условиях плохой видимости;
* Нести ракеты «воздух-воздух» с полуактивным радарным самонаведением — чтобы осуществлять перехват на встречном курсе;
* Вписываться в предельные возможности 45-метровой катапульты BS-5, стоящей на «Гермесе» — способной разогнать 35.000 фунтов (16 тонн) нагрузки до 126 узлов (233 км/ч);
* Не превосходить предельные возможности посадочного оборудования «Гермеса» — способного приземлить груженый «Буканьер» на скорости около 105 узлов (194 км/ч);
Единственной машиной, которая удовлетворяла этим требованиям, был американский палубный истребитель F-8 «Crusader». К концу 1960-ых, эта машина считалась уже устаревшей, но еще состояла на вооружении — и в запасах американского флота имелась в большом количестве. Правда, базовый «Crusader» не был оснащен ракетами с радарным самонаведением... но модифицированная версия для французского флота, F-8E (FN) оснащалась РЛС Magnavox AN/APQ-104, совместимой с французскими УРВВ «Matra» R.530.
Австралия уже имела достаточно хорошие отношения с французской индустрией (основным истребителем RAAF был французский «Мираж», производимый по лицензии) чтобы договориться об эксперименте. Летом 1967 года, французский «Крусейдер» с авианосца «Клемансо» опробовал касание, посадку, взлет с минимальной и максимальной нагрузкой с палубы «Гермеса». Вердикт был однозначен; применение «Крусейдеров» с «Гермеса» возможно, хотя взлет с максимальной нагрузкой определенно проблематичен. Этого, впрочем, было достаточно, чтобы убедить критиков.
В 1968 году, Сенат Австралии проголосовал за «чрезвычайный морской бюджет». Из него оплачивались три контракта:
* Приобретение авианосца HMS «Гермес» у Великобритании и введение его в строй под именем HMAS «Австралия»;
* Покупка у ВМФ США двадцати четырех истребителей F-8E и модернизация их во Франции под стандарт F-8E (AN);
* Постройка в Великобритании еще пары подводных лодок типа «Оберон»;
Весной 1969 года, «Гермес» пришел в Перт, где торжественно спустил британский флаг и поднял австралийский. Корабль переименовали в HMAS «Australia», в честь линейного крейсера, бывшего некогда флагманом австралийского флота. Чтобы полностью укомплектовать новый авианосец, австралийцам пришлось вывести в резерв HMAS «Мельбурн», но даже при этом полностью боеспособной «Австралия» была объявлена только в начале 1972 года. А истребители «Крусейдер» вообще получила только в 1974-1975.
(вырученные с продажи «Гермеса» средства позволили Королевскому Флоту провести «фантомизацию» авианосца «Арк Ройял», тем самым значительно продлив его эксплуатацию)
Авиагруппа «Австралии» на середину 1970-ых состояла из:
* 8 истребителей F-8E (AN) «Crusader» — оснащенных французскими ракетами R.530 (как с радарным, так и с инфракрасным наведением) и использовавшихся как флотские перехватчики. Ввиду ограниченных возможностей «Гермеса», австралийские моряки практиковали старт с неполным запасом топлива и дозаправку в воздухе для длительного патрулирования;
* 12 штурмовиков A-4G «Skyhawk» — основных ударных машин, а также вспомогательных перехватчиков, способных нести ракеты «Сайдвиндер»;
* 4 заправщиков KA-4G «Skyhawk» — попросту A-4G, с подвесными устройствами дозаправки в полете D-704 «Buddy Pod»;
* 2 самолета ДРЛО E-1C «Tracer» — приобретенных из резерва ВМФ США. Основанный на дизайне противолодочного самолета S-2 «Трэкер», E-1 «Трэйсер» почти не отличался от него по весу и был полностью в рамках возможностей легкого авианосца;
* 4 противолодочных самолета S-2G «Tracker» — из авиагруппы «Мельбурна»;
* 8 противолодочных вертолетов Wessex HAS.31B
ЛЕГКИЕ ЭСМИНЦЫ И РАКЕТНЫЕ КОРВЕТЫ:
Хотя авианосная программа отвлекала львиную долю ресурсов австралийского флота в начале 1970-ых, тем не менее, прочие корабли тоже не остались в стороне. Крупные корабли флота — три ракетных эсминца класса «Перт» и шесть фрегатов типа «Линдер» — прошли модернизацию, в ходе которой их противолодочный ракетный комплекс «Ikara» был приспособлен для стрельбы противокорабельными ракетами «Woomera/Dropbear».
Основной австралийских усилий в 1970-ых стала программа «легкого ракетного эсминца». Изначально задуманный как легкий эскортный корабль для поддержки патрульных катеров в прибрежных операциях, легкий эсминец к началу 1970-ых превратился в полноценный — пусть и компактный — боевой корабль, оснащенный двумя вертолетами и зенитными ракетами зональной обороны «Тартар».
В своей финальной итерации, проект легкого эсминца сместился в сторону большей приспособленности к надводным боевым операциям. Количество вертолетов на борту сократили до одного; изначально предполагавшийся зенитный ракетный комплекс Mk-13 заменили Mk-22 (под те же ракеты, но с меньшим боекомплектом). Взамен, корабли получили по восемь контейнерных пусковых установок под противолодочные ракеты «Ikara» или противокорабельные «Woomera/Dropbear». Корабли также получили более мощное вооружение самообороны, в виде французского ЗРК малой дальности R440 «Crotale».
Шесть легких эсминцев типа «Дарвин» (по имени головного корабля серии) были заказаны двумя партиями в 1972-1973 годах. Они получили имена «Дарвин» (DG-04, 1977), «Аделаида» (DG-05, 1978), «Брисбен» (DG-06, 1978), «Тобрук» (DG-07, 1980), «Вояджер» (DG-08, 1980), «Арунта» (DG-09, 1982). Еще два легких эсминца — «Te Kaha» (1981) и «Te Mana» (1982) — были построены по заказу для новозеландского флота. В составе австралийского флота, легкие эсминцы заменяли сначала три старых эсминца типа «Дэринг», а затем — четыре фрегата типа «Ривер/Линдер».
Еще одной масштабной программой австралийского флота стали ракетные корветы/канонерки типа «Таунсвилль»:
Первоначально, эти корабли рассматривались как несколько увеличенные в размерах патрульные катера, предназначенные для замены катеров типа «Атак». Однако, представленный в начале 1970-ых проект вызвал волну существенной критики; 220-тонные катера с вооружением из одной 40-мм автопушки выглядели совершенно неадекватно в сравнении с индонезийскими легкими единицами.
Проект патрульного катера в итоге отменили, и начали проектировать заново. За образец при этом взяли исходный проект «легкого эсминца» как 1000-тонного корабля с вооружением из одной 127-мм пушки и вертолета. В ходе переработок, проект «подрос» до 1200 тонн, но зато в него удалось вместить не только 127-мм пушку и вертолет в раскладном ангаре «канадского» типа, но и четыре пусковые установки ПКР «Woomera/Dropbear» и ЗРК самообороны R440 «Crotale».
Восемь «ракетных канонерок» типа «Таунсвиль» были построены для австралийского флота в 1975-1984 годах. Еще несколько кораблей были построены на экспорт.
ФЛОТ 1990:
К началу 1980-ых австралийский флот подошел вполне уверенно. Его основу составляло ударное соединение из легкого авианосца «Австралия», трех эсминцев типа «Перт» и двух фрегатов типа «Линдер». Это соединение дополнялось двумя эскадрами легких эсминцев типа «Дарвин» и силами береговой обороны из ракетных канонерок «Таунсвилль». Подводные силы состояли из восьми подводных лодок типа «Оберон». В резерве флота еще числились легкий авианосец «Мельбурн» (с 1975 года использовавшийся только как учебный) и четыре фрегата типа «Ривер».
Эти силы выглядели вполне впечатляюще, но их дальнейшие перспективы представлялись несколько... туманными. Главной угрозой представлялось приобретение индонезийским флотом в СССР дальних сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22Б и ракетоносцев Ту-22-КСР-11 (экспортная модернизация Ту-22К под ракеты КСР-2/11), а также перевооружение на сверхзвуковые крылатые ракеты П-35 «Прогресс».
Проведенные в 1980 году учения с участием F-111 австралийских ВВС (как ближайшего доступного аналога Ту-22) продемонстрировали неприятный факт; сверхзвуковые ракетоносцы могли прорвать периметр «Крусейдеров» и нанести ракетные удары по авианосцу достаточной мощности, чтобы перегрузить возможности эсминцев эскорта. Как временное решение, эсминцы типа «Перт» перевооружили на более современные ракеты SM-1MR, но это лишь частично решило проблему.
Программа развития австралийского флота на 1980-ые выглядела следующим образом:
* Постройка в США нового «среднего» авианосца водоизмещением около 30.000 тонн, способного применять современные боевые самолеты (изначально такими виделись F-4 «Фэнтом», но в итоге австралийцы остановили выбор на новейших F/A-18 «Хорнет») с паровых катапульт американского образца. В 1983-1985 было рассмотрено несколько различных предложений, но в итоге выбор был сделан в пользу «среднего» авианосца на основе корпуса УДК «Тарава» — оснащенного полноценной летной палубой с катапультами, ангаром и новой силовой установкой, комбинировавшей паровые котлы (для питания катапульт и экономичного хода) и газовые турбины (для полного хода);
* Постройка в США четырех ракетных эсминцев нового поколения, основанных на типе «Кидд» — экспортной версии эсминцев «Спрюэнс» с уклоном в ПВО. Оснащенные новейшими скорострельными пусковыми Mk-26, эти эсминцы должны были решить проблему противовоздушной обороны австралийского флота; два эсминца должны были прикрывать авианосные соединения, и еще два — лидировать эскадры легких эсминцев.
* Заказ в Британии четырех подводных лодок типа «Апхолдер» для постепенной замены стареющих «Оберонов»;
* Перевооружение всех эсминцев на ЗУР SM-1MR/SM-2MR;
* Разработка дальнобойной противокорабельной ракеты нового поколения (сверхзвуковой, либо способной к сверхзвуковому рывку на терминальном участке полета) для замены стареющей «Woomera/Dropbear»