Найти в Дзене
Готовим.РУ

Известные и не очень картины на тему Пасхи

Светлый праздник Пасха вдохновляет художников на создание картин в разных стилях и техниках. Каждый из них рассказывает что-то своё, но чаще всего – это воспоминания из прожитого, воссоздание в красках на холсте пережитого и увиденного. Нам же остаётся, рассматривая картины, подмечать интересные детали старого быта, заново узнавать об уже забытых традициях и обычаях. И, конечно, особое внимание уделим пасхальному меню. Гастрономом называли любителя изысканной еды, человека, разбирающегося в тонкостях кулинарии, т.е. гурмана. В дореволюционной России во время пасхальных праздников было принято разъезжать с поздравлениями по гостям, родственникам и знакомым. Для гостей в этот день ставили отдельный стол, к которому визитеры могли беспрепятственно подойти и угоститься, даже если хозяев нет дома. На картине изображен момент, когда гость-гурман остановился у стола с пасхальными угощениями – куличом, творожной пасхой, окороком и бутылками с вином. «Пасхальный стол» - одна из картин Михаила
Оглавление

Светлый праздник Пасха вдохновляет художников на создание картин в разных стилях и техниках. Каждый из них рассказывает что-то своё, но чаще всего – это воспоминания из прожитого, воссоздание в красках на холсте пережитого и увиденного.

Акварель Великой княжны Ольги Александровны Романовой, 1916 год
Акварель Великой княжны Ольги Александровны Романовой, 1916 год

Нам же остаётся, рассматривая картины, подмечать интересные детали старого быта, заново узнавать об уже забытых традициях и обычаях. И, конечно, особое внимание уделим пасхальному меню.

Владимир Маковский «Гастроном», 1909 г.

Владимир Маковский «Гастроном», 1909 г
Владимир Маковский «Гастроном», 1909 г

Гастрономом называли любителя изысканной еды, человека, разбирающегося в тонкостях кулинарии, т.е. гурмана. В дореволюционной России во время пасхальных праздников было принято разъезжать с поздравлениями по гостям, родственникам и знакомым. Для гостей в этот день ставили отдельный стол, к которому визитеры могли беспрепятственно подойти и угоститься, даже если хозяев нет дома.

На картине изображен момент, когда гость-гурман остановился у стола с пасхальными угощениями – куличом, творожной пасхой, окороком и бутылками с вином.

Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Пасхальный стол»

Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Пасхальный стол»
Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Пасхальный стол»

«Пасхальный стол» - одна из картин Михаила Маркиановича Гермашева (Бубело), который создал известную до революции пасхальную серию открыток. На другой открытке Михаила Маркиановича - семейная сцена подготовки к Пасхе.

Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Приготовление к Пасхе»

Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Приготовление к Пасхе»
Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) «Приготовление к Пасхе»

Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 г.

Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 г.
Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 г.

Сидя у окна, мальчик наносит рисунок на пасхальные яйца. На столе в зеленом кувшине пушистые веточки вербы.

Станислав Юлианович Жуковский «Праздник весны. Пасхальный стол у окна», 1911 г.

-6

Наверное, главное на этой картине даже не праздничный пасхальный стол, а свет, льющийся из окон. Именно он задаёт особое настроение. Так художник показал пасхальный свет, наполнивший комнату в праздник. Другое настроение на следующей картине того же автора.

Станислав Юлианович Жуковский «Пасхальный натюрморт», 1915 г.

Станислав Юлианович Жуковский «Пасхальный натюрморт», 1915 г.
Станислав Юлианович Жуковский «Пасхальный натюрморт», 1915 г.

Впервые натюрморт был показан на XIII выставке Союза русских художников в Петрограде, в Третьяковскую галерею картина поступила под названием «Пасхальный стол».

В центре композиции - главные атрибуты пасхального стола: большой кулич, горшочки с вытянувшимися гиацинтами, крашеные яйца, выложенные на тарелке и вокруг неё, высокая керамическая ваза с сидящим агнцем и пирамидка творожной пасхи. Вероятно, стол накрыт прислугой в ожидании гостей хозяев дома.

Похожий праздничный стол на картине, написанной примерно в те же годы Александром Владимировичем Маковским.

Маковский Александр Владимирович «Пасхальный стол»

Маковский Александр Владимирович «Пасхальный стол»
Маковский Александр Владимирович «Пасхальный стол»

В первой половине XX века в моду вошёл неорусский стиль – вольная интерпретация древнерусских фольклорных мотивов. Пример неорусского стиля в живописи можно увидеть на картине

«Обряд освящения куличей» Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, написанной в 1910 году

«Обряд освящения куличей» Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова
«Обряд освящения куличей» Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова

На полотне изображён пасхальный обряд. На церковном полу расставлены куличи, яйца и другая снедь, которую окропляют святой водой монахи в тёмном одеянии.

Иван Горюшкин-Сорокопудов «Канун Пасхи в старину», 1914 г.

Иван Горюшкин-Сорокопудов «Канун Пасхи в старину», 1914 г.
Иван Горюшкин-Сорокопудов «Канун Пасхи в старину», 1914 г.

Вроятно, так художник изобразил допетровскую Русь. Нарядная боярыня красит яйца, тщательно прорисовывая орнамент тонким пёрышком. Перед иконой горит лампада, в кувшине стоят распустившиеся веточки вербы. Атмосфера на картине спокойная, торжественная и гармоничная. Чувствуется приближение светлого праздника, тепла и солнца. Картина находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Борис Кустодиев «Христосование», 1916 г.

Борис Кустодиев «Христосование», 1916 г.
Борис Кустодиев «Христосование», 1916 г.

Ярко, сочно, жизнеутверждающе. Хотя на картине подробно прописаны угощения пасхального стола (куличи, крашеные яйца, творожные пасхи, икра, жареный поросёнок, строй из бутылок со всевозможными винами и наливками), всё же главная тема сюжета – купеческая семейная пара, которая поздравляет друг друга со светлой Пасхой.

Совсем другое настроение у картины Павла Филонова. Другие лица, другая обстановка.

Павел Филонов. «Пасха», 1913 г.

Павел Филонов. «Пасха», 1913 г.
Павел Филонов. «Пасха», 1913 г.

За пасхальным столом, кроме семейства, присутствуют и ангелы, пристроившиеся за спиной поднявшей бокалы с вином троицы.

Борис Васильевич Смирнов «Пасхальный натюрморт», 1918 г.

Борис Васильевич Смирнов «Пасхальный натюрморт», 1918 г.
Борис Васильевич Смирнов «Пасхальный натюрморт», 1918 г.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1920-е годы

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1920-е годы
Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1920-е годы

Великая княгиня писала акварелью, её наставниками в своё время были художники Маковский, Жуковский, Виноградов.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1920-е годы
Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1920-е годы

Большинство работ младшая дочь императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны написаны в эмиграции.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальное чаепитие», 1930-е годы

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальное чаепитие», 1930-е годы
Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальное чаепитие», 1930-е годы

Рисование для ее стало не только хобби. В изгнании великая княгиня зарабатывала рисунками на жизнь.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1930-е годы
Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1930-е годы

Поражает обилие цветов, изображенных на пасхальных натюрмортах. Кроме кулича, яиц и творожной пасхи, здесь целые корзины крокусов, тюльпанов, глоксиний, гиацинтов, роз и цикламенов.

Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1933 год
Великая княгиня Ольга Александровна Романова «Пасхальный стол», 1933 год

Пасхальные сюжеты встречаются и у художников советского периода. К примеру, у Пластова Аркадия Александровича, ставшего еще при жизни признанным классиком советской живописи, чьи картины постоянно включались во все советские школьные учебники.

Большая часть работ – это жанровые картины приукрашенного быта советской деревни. Но встречались и такие, как написанный в конце 1920-х годов пасхальный натюрморт «Праздничный».

Пластов Аркадий Александрович «Праздничный», 1920 г.

Для большинства жителей РСФСР было привычно в пасхальные весенние дни готовиться к светлому празднику, о котором в двадцатые годы вслух никто не говорил.

Пластов Аркадий Александрович «Праздничный», 1920 г.
Пластов Аркадий Александрович «Праздничный», 1920 г.

На другой картине Пластова – обряд освящения куличей, 1950 г.

Пластов "Обряд освящения куличей", 1950 г.

Пластов "Обряд освящения куличей", 1950 г.
Пластов "Обряд освящения куличей", 1950 г.

Нашла несколько работ западноевропейских художников. К примеру, так картине француза Пьера Утин выглядят пасхальные яйца

Пьер Утин «Пасхальные яйца»

Пьер Утин «Пасхальные яйца»
Пьер Утин «Пасхальные яйца»

Никифорос Литрас «Пасхальное яйцо» (The Easter egg), 1874-1875 гг.

Никифорос Литрас «Пасхальное яйцо» (The Easter egg), 1874-1875 гг.
Никифорос Литрас «Пасхальное яйцо» (The Easter egg), 1874-1875 гг.

Неизвестный художник голландской школы XIX века показывает бытовую сценку.

Неизвестный художник голландской школы XIX века

-23

У разных христианских народов популярна традиционная пасхальная игра - битки. Вот и здесь мальчики бьют яйца друг о друга, и выигрывает тот, чьё яйцо останется целым. Мальчик справа явно расстроен своим проигрышем.

Норман Роквелл «Пасхальное утро», 1959 г.

Норман Роквелл «Пасхальное утро», 1959 г.
Норман Роквелл «Пасхальное утро», 1959 г.

У американца Норманна Рокцелла, как всегда, на картине целая история о том, как отец семейства бойкотирует совместный поход на пасхальную службу, чем вызвал недовольство у жены. Однако мужчина, всё же чувствует за собой некую вину, и оттого сполз в кресло, чтобы не попадаться на глаза обидевшейся жене. Бывает и такое, но будем надеяться, что всё обойдется.

Всех со светлым праздником Пасхи!