В годы Великой Отечественной войны Ленинградская область оказалась на линии фронта. Ее восточную часть, за рекой Волхов, продолжали контролировать советские войска. Западная часть была оккупирована немцами, а значительная часть Карельского перешейка – финнами. Вокруг Ленинграда, на берегах Невы и на южном берегу Ладожского озера кипели кровопролитные сражения Ленинградской битвы. Все областные музеи хранят военное наследие, и в год 80-летнего юбилея Победы готовят новые выставки, публикации и просветительские проекты, основанные на ранее малоизученных документах. Данная публикация представляет документ из фондов музея истории города Шлиссельбурга – рукописные заметки в записной книжке фронтового журналиста Никитича-Ребуса Петра Никитича. Материал подготовлен к публикации Марией Юрьевной Вальковой, заведующей Шлиссельбургским филиалом ГБУК ЛО «Музейное агентство».
Пётр Никитич Никитич-Ребус - фронтовой журналист и писатель. Родился в 1907 году в Армавире. В Красную армию призвался в сентябре 1941 года. Был специальным корреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза. Всю блокаду провёл в Ленинграде, был в писательской группе политического управления Ленинградского фронта. Участвовал в наступлении под Пулковым, Красным Селом, Кингисеппом, Нарвой, Тарту. С частями прошёл территории Украины, Польши, Германии и Чехословакии, в том числе их столиц - Берлина и Праги. Имел три ранения и три контузии.
Награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Берлина», «За взятие Праги». В январе 1943 года он оказался в крепости Орешек, где вел ежедневные записи. Именно им и посвящена данная выставка.
Крепость Орешек расположена на острове в истоке реки Невы из Ладожского озера. На левом берегу, напротив крепости лежит город Шлиссельбург. 8 сентября 1941 года Шлиссельбург был захвачен немцами, тем самым прямая сухопутная связь Ленинграда с остальными районами СССР была прервана. С этого дня ведется отсчет трагической истории блокады Ленинграда.
Защищавшая Шлиссельбург 1-я дивизия НКВД оставила город и заняла оборону на правом берегу. Крепость Орешек оказалась на передней линии Ленинградского фронта.
Гарнизон крепости состоял из батареи морской артиллерии и пехотного батальона 1-й дивизии НКВД, оборонявшей правый берег реки Невы. Эти подразделения держали оборону крепости 498 дней, до января 1943 года, когда была прорвана блокада Ленинграда. Крепость занимала господствующую над прилегающей местностью возвышенность. Поэтому в гарнизоне всегда находились корректировщики разных артиллерийских частей. В записях Ребуса вы прочтете описанные события обороны крепости, и не только – жизнь оккупированного города, выход шлиссельбургских десантов и их сопровождение, яркие образные характеристики бойцов и командиров, личные истории защитников, части боевого журнала и подробности жизни в осажденной крепости.
«Ефрейтор Устиненков Евгений Андреевич, 13 года рождения, Смоленская область, Кославский район, в РККА (рабоче-крестьянская красная армия) с 22 июня 41г. до РККА в 8 ГЭС, мастер-распиловщик лесопильного завода, образ. 4 класс, семья – жена Федосия Никитична, 13 года рождения, женат с 39 года, член ВКП (Всесоюзная Коммунистическая партия) с 42 года.
В Орешек прибыл 29/IX -41 г., красноармеец 4 роты 1 взвода, командир отделения Калинин. Когда прибыли «не прятались так вот в землянках, жили в домах, службу несли открыто, ходили не только по двору, но и по бровке у стен крепости, даже со стороны Шлиссельбурга.
Мы не били немца, он не бил нас. А мы немца тоже видели хорошо. Они пьянствовали прямо на берегу!
Был связным с полком. Потом, когда комендантом стал Логинов был и у него связным. «Однажды в полку мне сказали: «Проводишь в крепость нового коменданта». Я представился. Он говорит: «Ну хорошо, вместе будем жить». Боевой был командир Стулов. Первое, что он сделал – приказал отрыть ходы сообщений по всей крепости. До этого было много потерь, потрудились много.
Были морозы. Камень брала только взрывчатка. Но сделали и свели потери к нулю.
Весной 42 года получилось так что в Орешке продуктов осталось только на 3 дня. «Затер ледоход – был 13 дней! Лодочники – кто заболел, кто что. Я вызвался, сначала Стулов не разрешил. Потом говорит хорошо. Поцеловал меня и отправил. Был большой обстрел, сильный ледоход. Две ночи перевозили продукты, трудно. Лед зажимал, относил к немцам. Они ракетами обнаруживали и открывали огонь минометный и пулеметный.»
«В казематах Шлиссельбургской крепости ….
В зиму 41-42 гг. было плохо с одеждой. Во взводе Соловьева – 11 чел., потом 7 – было 2 пары валенок, ни полушубков, ни теплых штанов. В крепости было много морских веревок. Плели из них громадные лапти. В которые вкладывали ветошь и надевали поверх сапог. Плел Аишев. Его старались освободить от нарядов, только чтоб плел.
У Нетужилова делали «Шанхай». Деревянная подошва, а сверху брезент из пожарных рукавов, в середину – ветошь. Делали Абрамов, Пригородов, Калистратов.
Еда – 500 гр. хлеба и два раза в день так называемый суп.
А работали! Поднимали из подвалов глубинные бомбы, а в каждой весу пудов 10. Грузили на лодки и переправляли на правый берег. Нужны они были, чтоб взрывчатые вещества использовать. Было 5000 артиллерийских снарядов 14-15 года 76 мм шрапнельных. Там пороху было по 840 гр, а нужно было 480, в гильзах донный фланец, закраина гильзы была больше на 1-2 мм. Приходилось обтачивать, перевешивать порох.
Из унитарного патрона делали раздельный, лейтенант Петров пешком ходил в Ленинград за разрешением использовать эти снаряды, переделывать их. Не разрешили. Но мы все-таки переделывали и стреляли. Около 2000 отправили в дивизию. Сейчас осталось только 160 штук. Остальные выпустили. Переделывали Лопатин и Пригородов. Остальные подносили. Холод. Костер. И при костре перевешивали порох в своей лаборатории.»
Полностью с уникальными записными книжками Никитича-Ребуса можно будет ознакомиться в издании, которое в настоящий момент готовится к публикации сотрудниками Музея истории Шлиссельбурга: "Шлиссельбург и крепость «Орешек» в годы войны- записки очевидцев". Публикация состоится при поддержке гранта Комитета по печати Ленинградской области.