Найти в Дзене

Стоит ли освобождаться от страстей и привязанностей?

Стоит ли освобождаться от страстей и привязанностей. В мудрых книгах часто говорится о необходимости освобождаться от страстей и привязанностей. Имеется в виду – освобождаться через наблюдение закономерностей, осознание, понимание? Не через насилие над своими психикой и телом? Насилие вообще не приводит ни к чему хорошему. Если разобраться, то мы все слишком ослеплены любовью к себе, чтобы начать обращать внимание на результаты действия наших страстей и привязанностей. Если же посмотреть отстраненно на то, к чему они приводят, можно сделать выводы. Однажды принц Сиддхартха так вот внимательно всмотрелся в жизнь и заметил, что все наши страдания вызваны нашими привязанностями; ничто в мире не является постоянным, и когда то, к чему мы привыкли, меняется, мы начинаем страдать. Но с непостоянством мира сделать ничего нельзя. Осознав это, он освободился и стал Буддой Шакьямуни. Но пока человек сам не готов этого увидеть, заставлять его освобождаться – бессмысленно. Таково моё глубокое

Стоит ли освобождаться от страстей и привязанностей.

Будда
Будда

В мудрых книгах часто говорится о необходимости освобождаться от страстей и привязанностей. Имеется в виду – освобождаться через наблюдение закономерностей, осознание, понимание? Не через насилие над своими психикой и телом?

Насилие вообще не приводит ни к чему хорошему. Если разобраться, то мы все слишком ослеплены любовью к себе, чтобы начать обращать внимание на результаты действия наших страстей и привязанностей. Если же посмотреть отстраненно на то, к чему они приводят, можно сделать выводы.

Однажды принц Сиддхартха так вот внимательно всмотрелся в жизнь и заметил, что все наши страдания вызваны нашими привязанностями; ничто в мире не является постоянным, и когда то, к чему мы привыкли, меняется, мы начинаем страдать. Но с непостоянством мира сделать ничего нельзя. Осознав это, он освободился и стал Буддой Шакьямуни.

Но пока человек сам не готов этого увидеть, заставлять его освобождаться – бессмысленно.

Таково моё глубокое убеждение.

-2

Мудрые учат, что в результате правильного повеления в какой-то момент карма человека исчерпывается; или – как красиво говорят суфии – ангел, который записывает твои поступки в книгу, закрывает книгу твоей судьбы, выбрасывает ее и уходит; человек становится неподконвоен судьбе.

Другими словами, твое «эго» – счетчик твоей судьбы; когда оно перестает довлеть над тобой, причина существования кармы просто пропадает.

Так что «превосходить смерть» незачем; смерть – это прекращение. Профессор Толкин в «Сильмариллионе» пишет о трагическом недоразумении; создатель Бытия, когда давал людям смерть, давал ее как дар, как отдых от бремени жизни.

Я живу, уважая все известные мне методы описания жизни и духа. Ведь каждое духовное учение – это описание мира, выраженное на каком-то одном языке, но все они говорят ровно об одном и том же – так же, как математические формулы никак не зависят от культурной принадлежности их изучающего.

Мудрецы всех времен не уставали отмечать, что жизнь заботится только о продолжении самой себя, а все остальные заботы мы придумываем сами. Что бы мы ни придумывали, наши тела настроены на продолжение рода, и именно это составляет основную мотивацию человеческой жизни и определяет всю культуру людей. Как говорится, против рожна не попрешь, особенно если он так встроен в самого тебя, что ты даже не замечаешь, что он есть.

-3

Но поскольку в каждом из нас есть источник бесконечного света, он же – Царствие Небесное, он же – Природа Будды, или великая Пустота Махашуньята, или Наблюдатель Поля, или попросту Брахман (он же Атман) – то в нас есть Истина вне пространства и времени. И непреходящая драма бессмертного духа, существующего в смертном теле, и есть причина всех перипетий и драм человеческой жизни.

Между этими двумя полюсами и идет ток нашей жизни.