Формалин - ФорМаЛин - Форма маминых линий (и их несовершенство)
Песня очень хорошо иллюстрирует детскую психологию.
Начну свой разбор песни с музыки как с чем-то невербализированным. Вступление в песне очень тревожное.
"Она не придёт
Её разорвали собаки
Арматурой забили скинхеды
Надломился предательский лёд
Её руки подготовлены не были к драке
И она не желала победы
Я теперь буду вместо неё"
Когда
мама оставляет младенца, у младенца в тревоге могут появиться фантазии о
том, что мама больше не придет. Смерть и потеря иногда (на начальных
этапах психического развития) могут быть равнозначными в психике
ребенка. Также важен момент расчленения: "Её разорвали собаки", что
очевидно намекает на вытесненный распад психики ребенка в момент потери,
в связи с чем ребенок проецирует в свою маму этот распад, поэтому
ощущается, будто распадается мама (хотя на самом деле - ребенок).
Кроме
того, при потере материнской фигуры, младенец начинает на нее злиться,
что и проявляется далее по тексту в устах лирической героини песни:
"Арматурой забили скинхеды" и "Надломился предательский лёд".
В
этих строках очевидно желание смерти матери (на всякий случай уточню для
неподготовленного читателя, что это нормально). Но не просто смерти, а
именно смерти болезненной - арматурой от скинхедов и под воду под
"предательским" льдом. Тут можно еще пофантазировать, что значит
"предательский лёд" и теоретически предположить отцовскую фигуру,
которая в случае этой девочки оказалась слабой, "предательски
надломленной". Фразой "и она не желала победы, я теперь буду вместо неё"
можно предположить, что речь идет о проигрывании Эдипальной ситуации:
дочь бессознательно проецирует нежелание победы в маму, но при этом
сознательно заявляет, что "будет вместо нее".
"Она плавает в формалине
Несовершенство линий
Движется постепенно
У меня её лицо, её имя
Свитер такой же синий
Никто не заметил подмены"
В
припеве интересна игра слов: "плавает в формалине" и "несовершенство
линий" - автор текста явно талантливый поэт или талантливая поэтесса,
потому что интуитивно подметил(а) очень тонкий переход "формалин -
линии". В самом слове "формалин", если разобрать его на куски (а эта
песня целиком и полностью (я тоже играю словами под стать песне :) )
состоит из дробления/расчленения/распада), содержится "форма линий", но
если присмотреться внимательнее, то можно заметить и связь с материнской
фигурой - сокращения "ФорМаЛин" будто "Форма маминых линий".
Таким
образом мы замечаем, что лирическая героиня "плавает, двигаясь
постепенно в несовершенстве формы маминых линий". Далее подчеркивает,
что у нее "её лицо, её имя". "Никто не заметил подмены": яблоко от
яблони обычно падает, как мы знаем, недалеко.
"Она не придёт
Руки были в змеиной норе
Голова в осином гнезде
А спина в муравьиной куче
Буду я — я из более прочного теста
Я достойна занять это место
Я многое делаю лучше"
Здесь
снова повторяется, что "она не придёт", как и в первом куплете, что
говорит о повторении травматического. Но далее следуют новые
метафорические вводные: "Руки, голова, спина" - основной каркас верхней
части тела. "Змеиная нора", "осиное гнездо" и "муравьиная куча" - снова
речь идет о расчленении, но тут уже речь идет о нахождении разных частей
тела в разных животных "домах", что может намекать на сгусток разных
чувств, спроецированных младенцем в материнскую фигуру: от ревности до
гнева (все-таки метафоры не абы какие, а агрессивные: ядовитая или
удушающая змея, жалящая оса или кусающее множество муравьев - довольно
говорящий выбор образов). Далее по тексту вновь Эдипальные строчки
девочки, где она соревнуется со своим материнским объектом, говоря, что
она лучше: "Буду я — я из более прочного теста, я достойна занять это
место, я многое делаю лучше"
"Я наверное что-то не то играю
Я не знаю, кто эти люди
Улыбаюсь немного странно
Заподозрят, что я не она — другая
Я не знаю, что тогда будет
Притворюсь больной или пьяной"
Здесь
уже остается только лишь Эдипальная тревога, где лирическая героиня
начинает сомневаться в своем образе (который она взяла у матери), то
есть происходит переосмысление самоидентификации: «кто я на самом деле, я
же знаю, что я не она, но как мне снять эту маску?»: «Я наверное что-то
не то играю, я не знаю, кто эти люди, улыбаюсь немного странно,
заподозрят, что я не она — другая». Фраза «притворюсь больной или
пьяной» звучит довольно опасно, потому что одно дело, если речь идет о
легком обмане, другое дело – если героиня бессознательно уходит в
болезнь или пьяное состояние по-настоящему, но этого мы уже наверняка
знать не можем.
Она плавает в формалине
Двигаясь постепенно
В мутном белом тумане
У меня её лицо, её имя
Никто не заметил подмены
Ключи проверяя в кармане
Есть
последний припев, в котором имеются определенные изменения: «В мутном
белом тумане» и «Ключи проверяя в кармане». Полагаю, речь идет о том,
что лирическая героиня в замешательстве, в «мутном белом тумане»,
«проверяющая в кармане ключи» от своего собственного внутреннего дома.
Найдет ли она ключи от своего собственного дома, а не дома матери?
___
Переходите в телеграм-канал https://t.me/psyandanalysis . В случае желания записаться на терапию или на супервизию, пишите на +420 774 657 107 (WhatsApp/Telegram)