Найти в Дзене

Психоаналитический взгляд на "Бойцовский клуб": во имя имени

Фильм затрагивает множество важных тем, тем ни менее в данном разборе
я попробую ответить на вопросы: о чем же все-таки фильм, кто такой
главный герой и чего он желал? "Меня все время спрашивают,
знаю ли я Тайлера Дердена." - с этого начинается фильм. Кто спрашивает?
Кого спрашивают? Почему все время? Путаность повествования начинается
буквально с первых минут, как с точки зрения образов, так и с точки
зрения речи. Тем ни менее, разбирая фильм ретроспективно, то есть
возвращаясь к началу ленты, посмотрев ее целиком, можно сделать вывод,
что эта одна из ключевых фраз в фильме, символизирующая отсутствие у
главного героя какой-либо идентичности. Спрашивают главного героя все
время не про него, а про Тайлера, будто его самого в этом мире не
существует или будто он не так важен как Тайлер. Интересно, что эта
реплика (я употребил здесь это слово случайно, но если задуматься, то
оно еще и забавно подчеркивает значение "копии", что будет важно далее в
разборе) будто бы также нам

Фильм затрагивает множество важных тем, тем ни менее в данном разборе
я попробую ответить на вопросы: о чем же все-таки фильм, кто такой
главный герой и чего он желал?

"Меня все время спрашивают,
знаю ли я Тайлера Дердена." - с этого начинается фильм. Кто спрашивает?
Кого спрашивают? Почему все время? Путаность повествования начинается
буквально с первых минут, как с точки зрения образов, так и с точки
зрения речи. Тем ни менее, разбирая фильм ретроспективно, то есть
возвращаясь к началу ленты, посмотрев ее целиком, можно сделать вывод,
что эта одна из ключевых фраз в фильме, символизирующая отсутствие у
главного героя какой-либо идентичности. Спрашивают главного героя все
время не про него, а про Тайлера, будто его самого в этом мире не
существует или будто он не так важен как Тайлер. Интересно, что эта
реплика (я употребил здесь это слово случайно, но если задуматься, то
оно еще и забавно подчеркивает значение "копии", что будет важно далее в
разборе) будто бы также намекает на то, что у главного героя наиболее
значимым является третье лицо, хотя если поставить акцент на "меня все
время спрашивают", то можно еще и предположить, что речь идет о человеке
нескромном.

Сообщая о подрыве здания (метафора саботажа
собственного внутреннего мира), главный герой добавляет: "Я знаю об
этом, потому что Тайлер это знает." - уже с самого начала фильма нам
дают намек о том, что Тайлер - воображаемый герой, но что он значит для
рассказчика?

"И тут я подумал, что все это - пистолет, бомба и
революция - как-то связано с девушкой по имени Марла Сингер." - а что
значит для рассказчика Марла Сингер, девушка с "певучей" фамилией (от
англ. singer - певица, вокалистка)?

Итак, начнем. "30-летний
мальчик", рассказчик, работает консультантом по страховым выплатам.
Безымянный человек в какой-то условной фирме. То, что у него на
протяжении всего фильма нет имени, может говорить о том, что его нет как
человека. То есть все герои фильма - это будто он сам, его части.
Словно разобранная машина. "Полгода я мучился бессонницей (повторяет 3
раза), при этом все становится нереальным. Маячит где-то вдали. Все -
лишь копии (повторяет 3 раза)." - таким образом, происходит синхронность
того, что он говорит и того, что мы видим. Мы действительно видим лишь
его копии, и всё происходящее будто бы нереально.

Нам показывают
капиталистическое устройство, церковь, в которой он встретил Марлу...
Ой, Боба. Я намеренно оговорился, потому что Боб - копия Марлы для
рассказчика, у него тоже есть "титьки" и он предлагает поплакать
рассказчику в свою грудь. Вообще, Боб - интересная фигура в фильме. Он
будто является метафорой чего-то женского в большей степени, чем героиня
Марла. Когда Боб позже умрет, рассказчик начнет переосмыслять всю
операцию "Разгром" и пробует остановить ее, таким образом он попытается
спастись засчет этой внутренней женской фигуры в виде Боба.

А кто
же такая все-таки Марла Сингер? "Марла гастролерша.", "Ее ложь была
отражением моей.". После появления Марлы рассказчик снова перестал
что-то чувствовать, больше не мог плакать, и на него навалилась
бессонница. Таким образом, можно предположить, что Марла - будто бы
двойник главного героя даже в большей степени, чем Тайлер. Тайлер - это
какой-то неизвестный, а Марла - она своя. Рассказчик "гастралер", и
Марла "гастролерша". Рассказчик лжет, и Марла лжет. "Будь у меня
опухоль, я бы назвал ее Марлой." Интересно, что говоря о Марле
рассказчик заговорил о теле. Марла - опухоль. Она часть его организма,
отравляющая его.

Забавен был эпизод дележки паразитов и разновидностей рака.
"Тут
нет имени. Кто ты? Корнелиус? Руперт? Рерик? Какое из дурацких
придуманных имен?" - как мы уже выяснили, главный герой - не человек.
Точнее, человек без имени. Но существует ли человек, у которого нет
имени?

Для нашего героя "люди, встречающиеся мне во время
перелетов - одноразовые друзья". В один из рейсов в самолете таким
"одноразовым другом", как изначально казалось, был и Тайлер, который не
называл своего имени, имя Тайлеру дал рассказчик. Это еще один намек еще
с самого начала фильма на то, что Тайлер - воображаемый.

В доме
рассказчика произошел поджег. Произошел он неспроста: конечно же, его
поджег сам рассказчик, как выясняется ближе к концу фильма, но почему?
"Какая нелепица. В доме полно специй, а еды нет." - в его доме было все,
кроме смысла. Была какая-то мебель, которую он использовал для того,
чтобы выразить через нее свой внутренний мир, но в доме не было начинки -
самой еды - того, для чего бы эта мебель как специи могла пригодиться.
"Кто мы? Потребители."

У Тайлера по ночам была работа - он ставил
киноленты, а в кинолентах вставлял члены из порнофильмов (и речь тут не
про музыкальную группу). "Зачем Тайлер вставлял член в киноленты?" -
потому что ему не хватало своего фаллоса?

"Ну и дырища... Развал
полный." - развал (звучит почти как "операция "Разгром"") - именно такое
слово подбирает рассказчик, описывая свое новое вместилище. Таким
образом мы видим, что его дом (его душа?) начинает видоизменяться и
разрушаться.

Интересно также и то, что рассказчик зачитывает
Тайлеру, валящему дурака и гоняющего, словно дитя, по дому на
велосипеде: "Вот послушай, эта статья написана от имени внутреннего
органа. Я мозг Джека..." Для рассказчика важна телестность, это часто
звучит в фильме: начиная с обсуждения Марлы как опухоли, распределения с
ней раковых групп и групп по глистам, так и тут в очередной раз
сценаристы нам будто намекают, что рассматривать этот фильм надо через
призму внутренних органов - ну или в данном случае можно сказать - через
призму внутренних объектов. Хотя и в буквальном смысле внутренние
органы в этом фильме тоже очень важны, но об этом чуть позже.


кем бы ты хотел подраться? Со своим боссом. А кем бы ты хотел подраться
ты? Со своим отцом." - очевидно, что у рассказчика имелись проблемы с
отцом, но тут важнее другое: кто такой этот "отец" в данном случае? На
что пытаются намекнуть сценаристы, упоминая отцовскую фигуру? "Мы из
поколения мужчин, выращенных женщинами. Поможет ли другая женщина в
решении наших проблем?" и "Большую часть недели мы проводили как
идеальная супружеская пара." - интересно, какую роль взял бы на себя в
этом супружестве рассказчик: мужскую или женскую? Ощущение, что именно
женскую.

Рассказчик продолжал разрушать свой мир через Бойцовский клуб: "Самосовершенствование - это онанизм, а вот саморазрушение..."

В
то же время слова не играли для рассказчика никакой роли. "В бойцовском
клубе победы и поражения ничего не значили. Слова не играли роли." -
важнее действие, чем слово.

"Для варки мыла нужно раздобыть жир" -
и вновь телесное. С символической точки зрения тут можно предположить,
что главный герой хочет "поднабрать жир", будто потолстеть, то есть
заиметь нечто, что будет прослойкой между его органами и чем-то внешним -
его кожей, которая будто бы не его. Он и наберет: вспомним, сколько
персонажей окажется в его доме позже... Всех и не перечислить. В
метафорическом же смысле "раздобыть жир для варки мыла" - нарастить
массу для очищения, стать круче, стать таким же как Тайлер.

И вот
просвещение в рыцари круглого стола (зачеркнуто) в члены бойцовского
клуба. Тайлер сжигает руку главного героя (снова телестность!). Во время
эпизода с ожогом рассказчику привиделось, как он ласкается с Марлой, и
его чуть не вырывает. Да, с Бобом в объятьях у него не было такого
отвращения. Так кто же такая Марла? Марла - это вторая часть Тайлера. Но
сколько бы они не "трахались", они не станут единым. Если Тайлер - это
объект восхищения для рассказчика, которому тот позже начнет подражать,
то Марла - объект отвращения. Рассказчик не способен вынести эти
противоречивые чувства к одному объекту, а потому произошло расщепление
одного на два. Тут можно возразить: почему рассказчик тогда все же взял
ее контакт, если он испытывал к ней только отвращение? Да потому, что
без амбивалетности мы не можем. Он вечно держал ее на расстоянии
телефонной линии.

Но вернемся к просвещению: Тайлер постулирует,
что "каждый представлял отца богом. Отец тебя бросил. Что это говорит
тебе о боге? Я не знаю. Признай, что богу ты не нужен, он тебя не
хотел... [...]... Он не нужен нам." Вновь проскальзывает тема отца.
Отец, босс, Марла -"пистолет, бомба и революция", Тайлер, капитализм...

Тайлер
продолжал: "Наша война - война духовная, наша депрессия - наша судьба."
Депрессия? Ну конечно... Наш герой еще и депрессивен, иначе и быть не
могло с учетом всего вышеперечисленного.

Рассказчик же словно
невидимка для Тайлера: "Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас
видеть." Тайлер - это кто-то извне для рассказчика, что-то, кто им
управляет. "Вы разлогающаяся масса, как и все вокруг. Тайлер создал свою
армию." Как добавляет сам рассказчик: "Я острое ощущение отчужденности
Джека." Ранее рассказчик читал журнал некого Джека, пишущего по себя как
про внутренние органы в стиле "я мозг Джека, я тонкая кишка Джека и
т.д." То есть Джек - это очередная часть рассказчика, очередная роль,
которую он на себя примерял.

Позже по хронологии рассказчик
выясняет нечто интересное: "А почему я ничего не знаю о проекте
"Разгром"? Наш клуб возник, и теперь это стало проектом "Разгром"."

Тем
временем "дом превратился в живую тварь. Пот и дыхание, скопище людей
увлажняли его чрево." Несмотря на это, рассказчик чувствовал себя
одиноко: "Я жестко одинок. Отец бросил меня. Тайлер бросил. Я разбитое
сердце Джека."

Участники операции "Разгром" потихоньку
увеличивались в количестве, но случилось нечто важное: Боб, который
вошел в состав этой группы, был подстрелен. "Как только участник
операции "Разгром" умирает, он обретает имя Роберт Полсен." Будто
потеряв материнскую фигуру, у главного героя словно началось
переосмысление, и он начал саботировать операцию "Разгром", то есть
саморазрушение.

Однако противостоять воображаемому Тайлеру
оказалось труднее: "3 минуты - вот он, момент истины. Не хочешь сказать
пару слов? Когда во рту ствол пистолета речь сводится к мычанию. Я
ничего не могу придумать." Что ж, отсутствие слов будто означает что мы
имеем дело с кем-то, кто вне символической системы, с эдаким Маугли,
который научиля говорить, но собирать слова в смысловой текст не в
состоянии, который не включен в человеческую культурную сеть, у которого
даже нет имени. Он вроде и живет в ней, в культуре, а вроде и нет. Он
сидит с пистолетом и хочет уничтожить всю культуру в себе окончательно -
операция "Разгром" как бы ожидает. И вот он выстреливает в себя,
уничтожая все, что связано с Тайлером, а также здания за окном, часть
его внутреннего мира. Рассказчик говорит Марле, что он в порядке,
получается парадокс: он стреляет в себя, но считает, что "все хорошо",
что "он в порядке". И Марла Сингер рядом с ним. Получается, что его душа
поет (Сингер), пока все вокруг рушится: пир во время чумы.

Чего
же желал рассказчик? Стать главным героем фильма (зачеркнуто) своей
жизни. Стать человеком. С именем. В психоанализе есть термин Имя Отца.
Потому в фильме было так много фалличности: пистолеты (в том числе один
из них во рту у рассказчика), драки, а также буквальные появления
"члена", когда Тайлер вставлял его в фильмы или когда наведался в гости к
Марле, у которой на тумбочке стоял фаллоимитатор. Вплоть до конца
фильма мы так и не узнаем, как зовут этого самого рассказчика, несмотря
на разные намеки в некоторых эпизодах по типу Джека, Корнелиуса и прочих
подобных. Выстрелив в себя в конце фильма, рассказчик избавился от
Тайлера (но навсегда ли?), а потому он, вероятно, и посчитал, что с ним
"все в порядке", но так ли это, если учесть, что Тайлер - такая же его
часть, вопрос открытый.

P.S. А что до телесных вставок? Конечно,
они очень важны. Такие люди как рассказчик склоны не только к депрессии,
но и к психосоматике, а потому не удивлюсь, если метафорически в фильме
описан процесс разрастания рака (в связи с чем фильм приобретает новые
ужасающие оттенки): ведь если подумать, несмотря на то, что главные
герои не больны, в отличие от некоторых героев второстепенных, именно
они идут по пути все большего и большего разрушения, олицетворяя
увеличенее опухоли.

___

Переходите в телеграм-канал https://t.me/psyandanalysis . В случае желания записаться на терапию или на супервизию, пишите на +420 774 657 107 (WhatsApp/Telegram)