Найти в Дзене

Как получить баллы за обоснование собственной позиции в сочинении ЕГЭ?

А теперь поговорим о примере-аргументе для собственной позиции. Как известно, есть три источника примеров: Несмотря на то что все источники равнозначны, многие учителя настраивают выпускников на литературный пример. Обычно говорят, что пример из жизни могут не засчитать, а вот пример из литературы… Вот школьники и проникаются абсолютной верой в то, что за любое упоминание «Капитанской дочки» или «Евгения Онегина» им непременно поставят высший балл. Выскажу непопулярное мнение. Мне кажется, если вы прочитали несколько произведений классической литературы в кратком пересказе, вам не стоит использовать подобные примеры. Поверьте, очередная история про бабушку, переведённую через дорогу, будет выглядеть лучше, чем жалкая попытка интерпретировать «Войну и мир», на «чтение» которой было потрачено 10 минут перед уроком. Некоторым своим ученикам я строго-настрого запретила писать примеры из литературы. Почему? Посмотрите на эти шедевры (стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены): Ну
Оглавление

А теперь поговорим о примере-аргументе для собственной позиции.

Как известно, есть три источника примеров:

  • литературные произведения
  • историко-культурные факты
  • жизненный опыт выпускника

Несмотря на то что все источники равнозначны, многие учителя настраивают выпускников на литературный пример. Обычно говорят, что пример из жизни могут не засчитать, а вот пример из литературы… Вот школьники и проникаются абсолютной верой в то, что за любое упоминание «Капитанской дочки» или «Евгения Онегина» им непременно поставят высший балл.

Выскажу непопулярное мнение. Мне кажется, если вы прочитали несколько произведений классической литературы в кратком пересказе, вам не стоит использовать подобные примеры. Поверьте, очередная история про бабушку, переведённую через дорогу, будет выглядеть лучше, чем жалкая попытка интерпретировать «Войну и мир», на «чтение» которой было потрачено 10 минут перед уроком.

Некоторым своим ученикам я строго-настрого запретила писать примеры из литературы. Почему? Посмотрите на эти шедевры (стиль, орфография и пунктуация авторов сохранены):

  • Пример по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «События книги происходят во времена восстания Емельяна Пугачова желавшего свергнуть власть Руси. Нам повествуют о мужчине по имени Пётр Гринёв, который попал в плен к Пугачову, из-за отказа перейти на сторону врага и предать свою родину. На свободе у Петра остаётся его возлюбленная Маша Миронова, которая как только узнав о пленении Гринёва тут же стала думать как ему помочь и вызволить из заключения».
  • Пример по рассказу А.П. Чехова «Крыжовник»: «Главный герой рассказа Николай Иванович, он ради поставленной мечты готов потерять чувство собственного достоинства. Ради выгоды он выходит за муж, экономит на еде и в замен получает осуждение от общества. Однако ему всё равно о чём будут думать о нём».
  • Пример по драме А.Н. Островского «Гроза»: «В повести А.Н. Островского «Гроза» читатель встречается с Екатериной, которая была добрая, сентиментальная женщина, воспитанная. Она мечтала найти настоящую любовь, почувствовать себя желанной и любимой. Она встречает Кулигина, который покоряет её сердце тем, что хочет сделать что-то для города. Но он уезжает, поэтому Екатерина теряет свою мечту быть счастливой».

Ну как? Хорошие литературные примеры? Честно, я бы предпочла прочитать историю про спасение котёнка с дерева… Если вы ничего не читаете, не обращайтесь к литературе! С примером из жизни у вас будет хоть какой-то шанс получить баллы – пример из литературы отнимет всякие шансы.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о том, каким должен быть пример, чтобы его засчитали. Ведь пример из жизни не засчитывают не потому, что он из жизни, а потому, что он плохо написан.

1. Пример должен быть МАКСИМАЛЬНО КОНКРЕТНЫМ: не стоит ограничиваться абстрактными рассуждениями и общими мыслями.

Проблема: Как влияют путешествия на человека?

Плохой пример: «Мы с родителями тоже любим путешествовать. Мы уже посетили много стран. Каждое путешествие обогащает нас новыми знаниями и впечатлениями, мы лучше узнаём культуру страны, в которой оказались, знакомимся с её традициями и обычаями. Этот пример убедительно доказывает, что путешествовать необходимо».

Хороший пример: «Мы с родителями тоже любим путешествовать. Например, недавно мы поехали в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с его литературными местами. Мы прошлись по Невскому проспекту, посмотрели на «Медного всадника», побывали в музее Достоевского и поучаствовали в замечательной пешеходной экскурсии по местам, связанным с «Преступлением и наказанием». Эта поездка обогатила меня не только яркими впечатлениями, но и новыми знаниями о великих писателях нашей страны».

Почему первый пример не засчитают? Потому что в нём нет никакой конкретики. Какие страны посетил ученик? Какими знаниями и впечатлениями обогатился? Какие традиции и обычаи узнал? Много вопросов – а ответов нет. А вот второй пример тянет на «зачёт». Здесь есть конкретика: указан город, который посетил выпускник, названы достопримечательности, которые он видел, рассказано об экскурсиях, на которых он побывал. Пример не кажется придуманным на ходу. Наоборот, этому ученику веришь.

2. Пример НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ ситуацию из текста.

Проблема: Есть ли в мирной жизни место для подвига?

Содержание авторского текста: Мальчик увидел, как первоклассник провалился под лёд, и помог ему, в то время как второй мальчик просто наблюдал за происходящим.

Плохой пример: «Мне, как и рассказчику, тоже случилось недавно спасти первоклассника, который провалился под лёд и начал тонуть. Рядом стоял его друг и ничем не пытался ему помочь. Я взял толстую палку, прополз по тонкому льду до полыньи, в которой плескался несчастный ребёнок, и протянул ему эту палку, чтобы он за неё схватился и выбрался. Этот пример доказывает, что и в мирной жизни есть место для подвига».

Хороший пример: «Мне, как и рассказчику, тоже случилось недавно совершить героический поступок. Меня оставили с маленькими соседскими ребятишками в качестве няни. Когда мы с ними играли, я почувствовала запах гари. Выбежав в коридор, я увидела, что загорелась гирлянда на ёлке. Я быстро вернулась в комнату, схватила одного малыша (поняла, что двоих я просто не подниму) и выбежала с ним на улицу, чтобы передать его бабушкам, сидящим у подъезда. Затем я вернулась в квартиру и забрала второго ребёнка. В это время кто-то из соседей вызвал пожарных. Работник городской администрации, который пришёл в школу, чтобы меня наградить, сказал, что я совершила настоящий подвиг».

Первый пример не будет засчитан, потому что полностью воспроизводит ситуацию, описанную в тексте. Конечно, вы можете сказать: «Позвольте! Но в моей жизни тоже был такой случай!» Что ж… Я всё равно настойчиво рекомендую напрячь память и отыскать в собственном прошлом какую-нибудь другую ситуацию, поскольку за дублирование авторского примера баллы не дадут.

3. Пример ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРОБЛЕМЕ И ПОЗИЦИИ АВТОРА, а не авторским примерам.

Проблема: Почему люди стремятся окружить себя красотой?

Содержание авторского текста: Сам рассказчик и все его пожилые соседи выращивают в огородах цветы. Несмотря на то что забота о цветах отнимает много сил, старики всё равно ухаживают за ними, потому что хотят, чтобы вокруг них была красота, которая радует глаз.

Плохой пример: «Моя бабушка тоже любит цветы. Когда она жила в деревне, то всегда высаживала в палисаднике георгины, тюльпаны и лилии. Ей было сложно ухаживать за ними, поэтому иногда она просила нас о помощи. При этом она даже подумать не могла о том, чтобы отказаться от своего цветника. Сейчас она живёт в городе, и у неё на всех подоконниках стоят растения в горшках. Этот пример доказывает, что люди всегда стремятся выращивать цветы».

Хороший пример: «Моя бабушка, живущая в селе Засечном в обычном деревенском доме, всю жизнь занималась тем, что украшала его: плела кружевные салфетки, вышивала крестиком картины и развешивала их по стенам, покупала красивую посуду. Прошлым летом она заметила, что краска на доме облупилась, и попросила нас с дедушкой подновить стены и наличники окон. Казалось бы, зачем всё это в деревне? Есть крепкий дом – и ладно. Но для неё важно, чтобы её жилище было не только тёплым, но и красивым. Мы понимаем, что человек нуждается в красоте, которая становится для него источником счастья».

Первый пример вообще не соотносится с проблемным вопросом. Ученик увидел, что текст про цветы, поэтому и свой пример решил написать о них же. Это неправильно. Чтобы не допустить такой ошибки, нужно выявить, о каком ключевом понятии спрашивали, и писать пример, соответствующий ему, а не содержанию исходного текста. Во втором примере нет ни слова про цветы, зато там раскрывается ключевое понятие проблемы – «красота». Такой пример с удовольствием зачтут.

4. В примере должны быть ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, которые позволят его верифицировать.

Проблема: Как человеку стать счастливым?

Плохой пример: «Недавно я посмотрела фильм о войне, в котором главные героини, несмотря на тяжёлые времена, радовались простым вещам – пению птиц, шуму деревьев. Даже во время войны, ежедневно рискуя жизнью, они могли найти что-то, что подарит им радость. Мы понимаем, что люди, которые умеют видеть прекрасное в мелочах, становятся счастливее».

Хороший пример: «Недавно я посмотрела фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Там девушки-зенитчицы, несмотря на тяжелые времена, радовались простым вещам – пению птиц, шуму деревьев. Даже во время войны, ежедневно рискуя жизнью, они могли найти что-то, что подарит им радость. Мы понимаем, что люди, которые умеют видеть прекрасное в мелочах, становятся счастливее».

Да, это не пример из жизни. Но к примерам из литературы и историко-культурного опыта тоже предъявляются определённые требования. Такие примеры тоже должны быть конкретными (иногда ученик настолько абстрактно описывает ситуацию, что становится непонятно, о каком тексте вообще идёт речь), тоже не должны дублировать примеры из исходного текста (если автор приводит пример из «Евгения Онегина», ученик уже не может использовать этот же пример для обоснования собственной позиции) и, разумеется, тоже должны соотноситься с проблемой и позицией автора.

Кроме того, когда вы пишете литературный пример или пример из историко-культурного опыта, следует указать автора и название литературного произведения и режиссёра фильма или исполнителей главных ролей. Именно отсутствие этих «выходных данных» приводит к тому, что первый пример (кстати, почти ничем не отличающийся от второго) не засчитают. Никакой эксперт не будет пересматривать все фильмы о войне, чтобы найти указанный вами эпизод.

Опять получилось много текста. Впрочем, это важная тема, которую нельзя осветить в двух словах. Надеюсь, этот материал будет вам полезен.

Если вы хотите знать больше о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и получать интересные авторские материалы, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/maria_valerievna_komarova и группу VK https://vk.com/uchikrasivo