Найти в Дзене

Как избежать постоянных повторов в сочинении ЕГЭ?

Оглавление

Многие школьники при подготовке к экзаменам сталкиваются с проблемой: как писать ЕГЭшное сочинение и при этом избегать бесконечных повторов? Это действительно непросто. Кажется, что об одном и том же нужно написать и в позиции автора, и в пояснениях к примерам, и в анализе связи, и в собственной позиции, и даже в выводе.

Фух! Как говорят копирайтеры, «тошнотность» такого текста будет зашкаливать.

Где же среднестатистическому ученику взять столько разных слов для выражения одной и той же мысли?

Секрет в том, что не надо во всех этих частях писать одну и ту же мысль. Даже разными словами не надо.

Мысль надо развивать!

Покажу, как я предлагаю строить сочинение, чтобы избегать дублирования.

Представим себе гипотетический текст, герой которого, Вася, показан в двух ситуациях.

Ситуация №1: У Васи появились проблемы с успеваемостью, и он не побоялся рассказать об этом родителям. Они не стали его ругать, вместо этого предложили общими силами найти решение.

Ситуация №2: Вася принимал участие в спортивных соревнованиях и победил. Родители похвалили его и собрали гостей, чтобы отпраздновать успех сына.

Проблемный вопрос: «Какими должны быть отношения между родителями и детьми?»

-2

Я специально придумала ситуации, между которыми можно будет усмотреть связь «дополнение». Это самая трудная для написания связь: экзаменуемому, чтобы не повториться, нужно обладать большим мастерством.

1. Позиция автора.

В позиции автора нужно чётко, без лишних слов (желательно одним предложением!) ответить на проблемный вопрос. Я обычно рекомендую в ответе использовать слова вопроса.

Позиция автора: «Между родителями и детьми должны быть тёплые, доверительные отношения, основанные на понимании и поддержке».

Не надо ничего лишнего. Чем лаконичнее вы ответите на вопрос, чем точнее обозначите позицию автора, тем больше слов (и мыслей!) у вас останется в запасе для остальных частей сочинения.

2. Пояснения к примерам.

В пояснениях к примерам я прошу прокомментировать и оценить именно ту ситуацию, которая показана в тексте. При этом здесь очень важно задействовать ключевые слова проблемного вопроса, а также их синонимы или однокоренные.

Пояснение №1: «Мы понимаем, что родители правильно относятся к сыну. Своим поведением они призывают его к искренности, открытости и честности. Мальчик не боится рассказать им о своих проблемах, потому что знает: мама с папой его не осудят, а постараются помочь».

Пояснение №2: «Становится ясно, что родители вновь поступают правильно. Видно, что они гордятся сыном, радуются его успехам. Ребёнок чувствует, что семья его любит и ценит. Это, конечно, вдохновляет его и заставляет стремиться к новым победам».

Не надо выходить на слишком широкое обобщение! Ниже покажу, как многие школьники написали бы пояснения к этим примерам.

Пояснение №1: «Этот пример показывает, что отношения между родителями и детьми должны строиться на доверии, понимании и помощи».

Пояснение №2: «С помощью этого примера мы понимаем, что отношения между родителями и детьми должны строиться на поддержке и заботе».

Чувствуете, что получается? Из-за того что ученик пытается слишком сильно обобщить, он дублирует позицию автора. Пояснения, скорее всего, засчитают, но вот с баллом за логику можно попрощаться. Важно следить, чтобы пояснения не были ответом на проблемный вопрос.

3. Связь между примерами.

Связь между примерами – самая опасная часть сочинения. Чтобы получить балл, нужно:

  • назвать связь (дополнение, противопоставление, причинно-следственная или уступительная связь и прочее)
  • показать, в чём именно вы видите противопоставление, причину-следствие, дополнение (этому нужно уделить особое внимание, поскольку это и есть анализ связи)
  • объяснить, какова роль этой связи (здесь можно отделаться стандартной фразой: «Эти примеры помогают нам понять…»)

Связь между примерами: «Второй пример дополняет первый. Мы видим, что сначала родители Васи поддерживают сына, оказавшегося в беде, а потом – радуются за него в ситуации успеха. Эти примеры помогают нам понять, как должны вести себя родители по отношению к ребёнку».

Ученики же при написании связи попадаются сразу в несколько ловушек. Покажу, какие ошибки с большой вероятностью приведут к потере балла за связь.

  • Нет анализа связи вообще: «Приведённые примеры дополняют друг друга. Они помогают понять, как на самом деле должны строиться отношения между родителями и детьми».
  • Вместо анализа связи пишется фраза-клише: «Приведённые примеры, дополняя друг друга, помогают понять позицию автора».
  • Вместо анализа связи дублируется позиция автора: «Приведённые примеры, дополняя друг друга, помогают понять позицию автора: между родителями и детьми должны быть отношения, основанные на помощи и поддержке».

Повторяю: не нужно выходить на слишком широкое обобщение! По-прежнему следует сосредоточиться на анализе конкретных примеров из текста и уделить внимание тому, как они соотносятся друг с другом. Опять нужно следить, чтобы этот фрагмент не был очередным ответом на проблемный вопрос.

4. Собственная позиция.

Ещё одна опасная часть сочинения – собственная позиция. Кажется, вот здесь-то уже уместно полностью продублировать позицию автора, ведь вы с ней соглашаетесь. А вот и нет! Даже здесь дублирование недопустимо.

Я рекомендую два варианта написания собственной позиции:

  • Повторить то же самое, полностью изменив конструкцию предложения: «Я тоже считаю, что поддержка и понимание – это то, на чём должны строиться отношения в хорошей семье».
  • «Перевернуть» позицию автора и написать её «от противного»: «Я тоже считаю, что между родителями и детьми не должно быть тайн и недомолвок. Родители не должны проявлять равнодушие к своему ребёнку, бросать его в трудной ситуации или сурово наказывать за ошибки».

А вот здесь следим, чтобы собственная позиция была ответом на проблемный вопрос. Слишком сильный уход в сторону может привести к потере сразу двух баллов.

5. Вывод.

А можно ли повторить авторскую позицию в выводе? Опять нет! Впрочем, выходить на новые мысли здесь тоже не стоит, поскольку любой недоказанный тезис – это логическая ошибка. Чтобы к выводу нельзя было придраться, можно поступить так: сначала сказать о важности главного понятия проблемы, а потом написать мягкий призыв.

Вывод: «Я поняла, что для ребёнка важно чувствовать заботу и понимание со стороны родителей. Мамы и папы, любите своих детей, гордитесь ими, радуйтесь их успехам и помогайте преодолевать трудности – и тогда ваши дети будут самыми счастливыми на свете!»

Длинно получилось… Но, на мой взгляд, о такой важной проблеме нельзя написать в двух словах. Надеюсь, кому-нибудь этот длиннотекст будет полезен.

Если вы хотите знать больше о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому и получать интересные авторские материалы, подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/maria_valerievna_komarova и группу VK https://vk.com/uchikrasivo