Найти в Дзене
BIGMEDV VINYL

Так всё-таки, сколько "Времён года" существует? (вспоминаем анекдот)

Очень люблю анекдоты на околомузыкальную тему, один из лучших - вот этот милый еврейский анекдот: Мальчика лет шести приводят записывать в обычную школу. На собеседовании его спрашивают:
— Молодой человек, сколько ты знаешь времен года?
— Шесть.
— А если подумать?
— .... шесть!
Директор вынужденно отказывает маме, и на улице та спрашивает сына:
— Ну, Яшенька, ну как же так, и шо это таки было?!
— Мама, я и правда не знаю больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!
— Яша, а как же Десятников, а Кейдж?! Права ли была мама Сёмочки? Не всё так однозначно! Наша редакция собрала для Вас, дорогие любители классической музыки, все заметные примеры произведений на тему "Времена года". Разбираем хронологически! Важная оговорка. Наша редакция приводит в пример наиболее значимые произведения, которые в той или иной степени признаны и опубликованы. Заранее прошу прощения за ссылки на Яндекс Музыку, увы, сейчас не густо с источниками музыки. Антони
Оглавление
Кадр из фильма "Покровские ворота"
Кадр из фильма "Покровские ворота"

Очень люблю анекдоты на околомузыкальную тему, один из лучших - вот этот милый еврейский анекдот:

Мальчика лет шести приводят записывать в обычную школу. На собеседовании его спрашивают:
— Молодой человек, сколько ты знаешь времен года?
— Шесть.
— А если подумать?
— .... шесть!
Директор вынужденно отказывает маме, и на улице та спрашивает сына:
— Ну, Яшенька, ну как же так, и шо это таки было?!
— Мама, я и правда не знаю больше никаких «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!
— Яша, а как же Десятников, а Кейдж?!

Права ли была мама Сёмочки? Не всё так однозначно! Наша редакция собрала для Вас, дорогие любители классической музыки, все заметные примеры произведений на тему "Времена года". Разбираем хронологически!

Важная оговорка. Наша редакция приводит в пример наиболее значимые произведения, которые в той или иной степени признаны и опубликованы.

Заранее прошу прощения за ссылки на Яндекс Музыку, увы, сейчас не густо с источниками музыки.

Антонио Вивальди «Le quattro stagioni» (Времена года), Op. 8 1725. Четыре скрипичных концерта: Весна, Лето, Осень, Зима

Антонио Вивальди. (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика — 28 июля 1741, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Священная Римская империя) — венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.
Антонио Вивальди. (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция, Венецианская республика — 28 июля 1741, Вена, Эрцгерцогство Австрия, Священная Римская империя) — венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник.

Антонио Вивальди создал цикл из четырёх скрипичных концертов «Le quattro stagioni» («Времена года») в 1725 году, ставший одним из самых узнаваемых произведений эпохи барокко. Каждый концерт (Весна, Лето, Осень, Зима) ярко и живописно передаёт атмосферу времени года через музыку: от щебета птиц весной до дрожи от зимнего холода. Вивальди сопроводил концерты сонетами (возможно, собственного сочинения), что сделало их ранним примером программной музыки. Этот шедевр повлиял на всю последующую европейскую традицию изображения природы в музыке и остаётся визитной карточкой композитора и наиболее популярными "Временами года".

Йозеф Гайдн "Die Jahreszeiten" (Времена года), Hob. XXI:3 1801. Оратория в четырёх частях: Весна, Лето, Осень, Зима

Йозеф Гайдн. (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732, Рорау — 31 мая 1809, Вена) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внёс вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера
Йозеф Гайдн. (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732, Рорау — 31 мая 1809, Вена) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внёс вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера

Йозеф Гайдн представил свою масштабную ораторию «Die Jahreszeiten» («Времена года») в 1801 году, создав монументальное произведение для солистов, хора и оркестра, ставшее последним крупным сочинением композитора. В отличие от инструментального цикла Вивальди, Гайдн воплотил тему через литературный текст (поэма Джеймса Томсона), разделив ораторию на четыре части — «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима», где каждая не просто рисует природу, но и отражает крестьянскую жизнь, сельские работы и философские размышления о цикличности бытия. Музыка сочетает живописность (грозы, птичьи трели, охотничьи сцены) с глубокой лирикой, а финал («Зима») проникнут меланхолией и мудростью. Оратория стала важным мостом между классицизмом и романтизмом, повлияв на последующие «природные» симфонии и кантаты. Слушается сложнее, чем Вивальди, во-первых, длительность, во-вторых композиционная сложность. Но если вслушаться и выключить уведомления гаджетов, то возвышенное удовольствие обеспечено!

Пётр Ильич Чайковский "Времена года", Op. 37a 1875-1876. 12 характеристических пьес для фортепиано (по месяцам)

Пётр Ильич Чайковский. (25 апреля [7 мая] 1840, Воткинский завод, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.
Пётр Ильич Чайковский. (25 апреля [7 мая] 1840, Воткинский завод, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик.

Пётр Чайковский создал свой фортепианный цикл «Времена года» (1875–1876) по заказу музыкального журнала «Нувеллист», который публиковал по одной пьесе ежемесячно. В отличие от программных симфонических произведений, эти 12 лирических миниатюр (каждая соответствует месяцу года) сочетают изысканную мелодичность с тонкой звукописью: от зимнего уюта («У камелька») и весенней нежности («Подснежник») до осенней меланхолии («Осенняя песня»). Цикл отражает русский национальный колорит через жанровые сцены («Масленица», «На тройке») и романтическую созерцательность, став эталоном камерной фортепианной музыки. Примечательно, что Чайковский не считал эту работу значительной, но именно её поэтичная доступность сделала «Времена года» одним из самых исполняемых сочинений Чайковского. Музыка, как и большинство произведений Чайковского, доступна и доставляет удовольствие даже не подготовленным слушателям.

Александр Глазунов "Времена года", Op. 67 1899. Балет в одном действии с четырьмя сезонными картинами

Александр Глазунов. (29 июля [10 августа] 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 21 марта 1936, Париж) — российский и советский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист РСФСР (1922). Старший брат энтомолога и путешественника Дмитрия Глазунова.
Александр Глазунов. (29 июля [10 августа] 1865, Санкт-Петербург, Российская империя — 21 марта 1936, Париж) — российский и советский композитор, дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории (1899), в 1905—1928 — её директор. Народный артист РСФСР (1922). Старший брат энтомолога и путешественника Дмитрия Глазунова.

Александр Глазунов завершил свой одноактный балет «Времена года» в 1899 году, создав изысканную музыкальную панораму, где каждая из четырёх картин («Зима», «Весна», «Лето», «Осень») воплощена через танец и симфоническую красочность. В отличие от камерных циклов Чайковского или Вивальди, Глазунов обратился к большой балетной форме, наполнив её вальсами, вариациями и характерными номерами (например, «Лёд» с хрустальными пассажами арф или «Вакханалия» осени). Партитура сочетает элегантность французского балета с русской мелодической щедростью, а финальный апофеоз (объединяющий все времена года) подчёркивает идею вечного обновления природы. Хотя балет уступает в популярности «Раймонде», его музыка остаётся эталоном импрессионистической изобразительности в дореволюционной русской традиции.

Джон Кейдж "The Seasons" 1947. Балетная сюита в неоклассическом стиле. (авторское обозначение — «балет для фортепиано»)

Джон Кейдж. (англ. John Milton Cage Jr.; 5 сентября 1912 или 5 октября 1912, Лос-Анджелес, Калифорния — 12 августа 1992, Нью-Йорк, США[7]) — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов XX века.
Джон Кейдж. (англ. John Milton Cage Jr.; 5 сентября 1912 или 5 октября 1912, Лос-Анджелес, Калифорния — 12 августа 1992, Нью-Йорк, США[7]) — американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов XX века.

Джон Кейдж представил свой необычный балет «The Seasons» в 1947 году, создав произведение, которое радикально отличается от традиционных трактовок темы. Вместо прямого изображения природы Кейдж, вдохновленный индийской философией и идеями о цикличности бытия, построил музыку как медитативное размышление о смене времен года. Композитор использовал минималистичную гармонию и прозрачную оркестровку, предвосхищая свои будущие эксперименты с тишиной и случайностью. Хотя это ранняя работа Кейджа, в ней уже угадываются черты его уникального стиля — отказ от европейской романтической традиции в пользу созерцательного авангарда, где времена года становятся не сюжетом, а философской метафорой. Этот балет, написанный для труппы Мерса Каннингема, открыл новый взгляд на «сезонную» тему в музыке XX века. Музыка сложная, сходу может не зайти.

Астор Пьяццолла "Cuatro Estaciones Porteñas" (Четыре времени года в Буэнос-Айресе) 1965-1970. Четыре танго-времени года для камерного ансамбля

Астор Пьяццолла.  (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921, Мар-дель-Плата, Аргентина — 4 июля 1992, Буэнос-Айрес, Аргентина) — аргентинский композитор второй половины XX века, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп. tango nuevo, «новое танго»). Также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).
Астор Пьяццолла. (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921, Мар-дель-Плата, Аргентина — 4 июля 1992, Буэнос-Айрес, Аргентина) — аргентинский композитор второй половины XX века, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки; родоначальник стиля, получившего название танго нуэво (исп. tango nuevo, «новое танго»). Также известен как мастер игры на бандонеоне; свои произведения часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).

Мастер аргентинского танго Астор Пьяццолла в период с 1965 по 1970 год создал свой знаменитый цикл «Cuatro Estaciones Porteñas» («Четыре времени года в Буэнос-Айресе»), совершив революцию в восприятии темы. Вместо традиционных пасторальных образов аргентинский мастер нового танго представил урбанистическую интерпретацию сезонов, где знойное лето, прохладная осень и другие времена года отражают ритмы и страсти столичной жизни. Каждое танго сочетает виртуозную экспрессию с глубоким лиризмом, а использование бандонеона (это такая гармошка) придаёт музыке особую меланхоличную чувственность. Хотя изначально пьесы создавались отдельно, их объединение в цикл родило один из самых ярких примеров неоклассического танго, где традиции Вивальди переосмыслены через призму аргентинской культуры. Если ещё не слышали и любите (или даже не любите) танго, то, конечно, надо слушать!

Жак Лусье "The Four Seasons" 1997. Джазовая интерпретация цикла Вивальди

Жак Лусье. (фр. Jacques Loussier; 26 октября 1934, Анжер, Франция — 5 марта 2019) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель.
Жак Лусье. (фр. Jacques Loussier; 26 октября 1934, Анжер, Франция — 5 марта 2019) — французский пианист, известный прежде всего джазовыми импровизациями на музыку таких классических композиторов, как Бах, Вивальди, Сати, Равель, Дебюсси, Гендель.

Почему переосмысление, а не авторское произведение находится в этом обзоре? Наша редакция считает произведение настолько глубоким и вне жанровым, что этот шедевр уверенно можно рассмотреть, как самостоятельную авторскую работу!

Жак Лусье в 1997 году представил свою джазовую интерпретацию «The Four Seasons», совершив смелый и элегантный переход от барокко к современности. Французский пианист и его трио сохранили узнаваемые мелодии Вивальди, но погрузили их в стихию импровизационного джаза — где барочные пассажи обрели джазовую ритмику, гармонические находки бибопа и лёгкую иронию. В этой версии «Весна» зазвучала как коктейль в парижском клубе, «Зима» — как меланхоличный блюз, а виртуозные каденции скрипки уступили место искромётным фортепианным соло. Проект Лусье, балансирующий между академизмом и эстрадой, доказал: классика может быть одновременно высокой и популярной, открыв Вивальди для новой аудитории. Вообще, джазмен с консерваторским образованием Жак Лусье (Jacques Loussier) часто обращался к классике, превращая академическую музыку в джаз. Впрочем, это уже вполне себе классика джаза...

Леонид Десятников Cuatro Estaciones Porteñas (Времена года в Буэнос-Айресе). Обработка для скрипки и струнного оркестра (1996-98)

Леонид Десятников. (род. 16 октября 1955, Харьков) — советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2004)
Леонид Десятников. (род. 16 октября 1955, Харьков) — советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2004)

Снова глубокое переосмысление темы "Времена года". Российский композитор Леонид Десятников в 1996–1998 годах совершил музыкальный эксперимент, создав транскрипцию обозреваемого чуть выше опуса «Времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра. Его версия — это диалог полушарий и эпох: в танго Пьяццоллы он вплёл цитаты из Вивальди, намеренно сталкивая противоположные сезоны (например, аргентинское лето с вивальдиевской зимой). Этот приём не только обыгрывает климатический парадокс Южного и Северного полушарий, но и создаёт контраст между страстной хаотичностью танго и барочной строгостью. Десятников сохранил нерв пьяццолловских ритмов, но добавил слоистость музыкальных смыслов, превратив цикл в изысканную постмодернистскую игру с классическими и современными кодами. Работа стала уникальным примером культурного трансфера, где Аргентина и Венеция встречаются в партитуре. Сложное произведение, безусловно, достойно внимания. (послушать в Яндексе нельзя).

*ПОД ЗВЁЗДОЧКОЙ 1* Филип Гласс "The Hours" (с аллюзиями на "Времена года") 2002. Саундтрек с реминисценциями темы времён года

Филип Гласс. (англ. Philip Morris Glass; род. 31 января 1937 года, Балтимор) — американский композитор, один из наиболее влиятельных музыкантов второй половины XX века.
Филип Гласс. (англ. Philip Morris Glass; род. 31 января 1937 года, Балтимор) — американский композитор, один из наиболее влиятельных музыкантов второй половины XX века.

Просьба сильно не ругать за включение этого произведения. Один из моих любимых кинокомпозиторов Филип Гласс в 2002 году косвенно обратился к теме времён года в своём саундтреке к фильму «The Hours», (психологическая драма режиссёра Стивена Долдри, экранизация одноимённого романа Майкла Каннингема. Премия «Оскар» актрисе Николь Кидман за лучшую женскую роль). В музыке эпизоды с аллюзиями на Вивальди и барочную эстетику переплетаются с фирменным минимализмом композитора. Вместо буквального цитирования Гласс создаёт гипнотическое повторение фраз, напоминающее цикличность природы, но лишённое прямой изобразительности. Его музыка, построенная на пульсирующих арпеджио и модальных сдвигах, превращает «времена года» в абстрактную метафору течения времени — механистичного, но пронизанного меланхолией. Этот подход отражает главную идею фильма: сезонные изменения здесь уступают место внутренним психологическим ритмам героев, где каждая нота словно капля дождя на стекле вечности. Это очень атмосферная музыка. А об аллюзиях на барокко и времена года, я наткнулся в комментариях к DVD Режиссёра Стивена Долдри, где он подчёркивал, что отсылки к Вивальди должны были визуализировать связь эпох — как в романе Вирджинии Вулф, где время нелинейно.

*ПОД ЗВЁЗДОЧКОЙ 2* Макс Рихтер "Recomposed by Max Richter: Vivaldi The Four Seasons" 2012. Современная деконструкция вивальдиевского цикла

Макс Рихтер. (нем. Max Richter; род. 22 марта 1966, Германия) — британский композитор немецкого происхождения. Автор музыки к десяткам художественных и документальных фильмов. Был признан лучшим кинокомпозитором 2008 года по версии Европейской киноакадемии за саундтрек к фильму «Вальс с Баширом». Работы Рихтера сочетают в себе элементы инструментальной и электронной музыки и близки к постминимализму
Макс Рихтер. (нем. Max Richter; род. 22 марта 1966, Германия) — британский композитор немецкого происхождения. Автор музыки к десяткам художественных и документальных фильмов. Был признан лучшим кинокомпозитором 2008 года по версии Европейской киноакадемии за саундтрек к фильму «Вальс с Баширом». Работы Рихтера сочетают в себе элементы инструментальной и электронной музыки и близки к постминимализму

Макс Рихтер в 2012 году представил свою революционную версию «Recomposed by Max Richter: Vivaldi — The Four Seasons», где радикально переосмыслил барочный шедевр через призму современного минимализма. Сохраняя лишь четверть оригинального материала Вивальди, композитор создал гибридную партитуру, соединяющую акустические струнные с электронными текстурами, петлями и пульсирующими басами - в треке "Winter 1" виртуозные скрипичные пассажи буквально тают в эмбиентной дымке, а "Spring 1" обретает гипнотическую ритмическую пульсацию. Этот проект, записанный с ансамблем Берлинской филармонии, стал культурным феноменом, возглавив классические чарты и доказав, что 300-летняя музыка может звучать свежо и актуально - как отметил критик The New York Times, Рихтер не просто аранжировал Вивальди, а провёл "хирургическую операцию по трансплантации барочной ДНК в тело современной музыки".

"Времена года" как зеркало музыкальной эволюции

От барочной изысканности Вивальди (1725) до цифрового минимализма Рихтера (2012) — циклы о временах года стали лакмусовой бумагой музыкальных эпох. Вивальди кодифицировал тему через программные концерты, Гайдн возвел её в масштаб оратории, Чайковский раскрыл в камерных фортепианных зарисовках, а Пьяццолла переосмыслил как городское танго. XX век взломал традицию: Кейдж медитировал о цикличности бытия, Десятников вплел в партитуру географические параллели, а Гласс и Рихтер превратили сезонность в абстрактный символ времени. Природа всё ещё остаётся универсальным языком музыки. "Времена года" как божественный порядок (Вивальди, Гайдн). Лирический дневник Чайковского и театральный спектакль Глазунова. Метафора человеческого осмысления (Кейдж, Пьяццолла). Цифровая археология памяти (Гласс, Рихтер). В этом трёхсотлетнем диалоге музыка не просто описывает погоду — она фиксирует ритмы цивилизации: от пасторалей Эпохи просвещения до цифрового клипового сознания. Как актуальный во все времена тренд, тема времён года никогда не выходит из моды — она лишь меняет аранжировку...

А какие "Времена года" любимые у Вас?! Найдите время, напишите.

Всем хорошей погоды!

PS Уверен, Яшенька поступил в самую лучшую муз академию и мир услышал Времена года в его исполнении!


Юмор
2,91 млн интересуются