Найти в Дзене
EvaKotofeEva

Список направлений в искусстве по хронологии — от древнейших времён до современности

Здесь собран обобщённый список направлений в искусстве по хронологии — от древнейших времён до современности — с указанием 2–3 наиболее значимых авторов. Некоторые периоды охватывают столетия, а стили могут пересекаться. Все даты указаны приблизительно. Источник: мои древние конспекты по Истории искусства и интернет. Обращаю особое внимание - я не искусствовед) Это все по мотивам моих конспектов столетней давности из художественной школы. В каких-то моментах я могу ошибаться. Сама статья еще дополняется. Если кто-то поможет с источниками, и/или проверкой - буду очень признательна. На основе прочитанного сделала инфографику. Она получилась достаточно обобщенной. Но наглядно понятной. А, в статье примеры, которые, на мой личный взгляд, характеризуют время. Вот уточненный список периодов и направлений в истории искусства в целом соответствует академической периодизации. Ниже приведена уточнённая и структурированная хронология с указанием приблизительных дат: Период: около 73 000 – 3 00
Оглавление
Хронология направлеий в икусстве. Кратко.
Хронология направлеий в икусстве. Кратко.

  • Доисторическая эпоха
  • Древний мир
  • Античность (как часть Древнего мира)
  • Средние века
  • Новое время
  • Новейшее время
  • Эпоха сингулярности (предполагаемая будущая эпоха)

Здесь собран обобщённый список направлений в искусстве по хронологии — от древнейших времён до современности — с указанием 2–3 наиболее значимых авторов. Некоторые периоды охватывают столетия, а стили могут пересекаться.

Все даты указаны приблизительно. Источник: мои древние конспекты по Истории искусства и интернет.

Обращаю особое внимание - я не искусствовед) Это все по мотивам моих конспектов столетней давности из художественной школы. В каких-то моментах я могу ошибаться.

Сама статья еще дополняется. Если кто-то поможет с источниками, и/или проверкой - буду очень признательна.

Инфографика. Хронология развития искусства — 
от древнейших времён до современности.
Инфографика. Хронология развития искусства — от древнейших времён до современности.

На основе прочитанного сделала инфографику. Она получилась достаточно обобщенной. Но наглядно понятной. А, в статье примеры, которые, на мой личный взгляд, характеризуют время.

Вот уточненный список периодов и направлений в истории искусства в целом соответствует академической периодизации. Ниже приведена уточнённая и структурированная хронология с указанием приблизительных дат:

1. Доисторическая эпоха

Период: около 73 000 – 3 000 до н. э.

Подпериоды:

  • Палеолит: около 73 000 – 10 000 до н. э.
  • Мезолит: около 10 000 – 8 000 до н. э.
  • Неолит: около 8 000 – 3 000 до н. э.

2. Древний мир

Период: около 3 000 до н. э. – 500 н. э.

Ключевые культуры:

  • Месопотамия: около 3 500 – 539 до н. э.
  • Древний Египет: около 3 100 – 30 до н. э.
  • Древняя Персия: около 550 – 330 до н. э.
  • Древняя Индия и Китай: около 3 000 до н. э. – 500 н. э.
  • Этрусское искусство: около 900 – 27 до н. э.

3. Античность (как часть Древнего мира)

Период: около 776 до н. э. – 476 н. э.

Подпериоды:

  • Древняя Греция: около 776 – 323 до н. э.
  • Эллинизм: около 323 – 31 до н. э.
  • Древний Рим: около 509 до н. э. – 476 н. э.

4. Средние века

Период: около 500 – 1500 н. э.

Ключевые этапы:

  • Византийское искусство: около 330 – 1453 н. э.
  • Каролингское и Оттоновское искусство: около 800 – 1000 н. э.
  • Романский стиль: около 1000 – 1150 н. э.
  • Готика: около 1150 – 1500 н. э.

5. Новое время

Период: около 1400 – 1800 н. э.

Основные направления:

  • Проторенессанс (Дученто): около 1200 – 1300 н. э.
  • Раннее Возрождение (Кватроченто): около 1400 – 1500 н. э.
  • Высокое Возрождение (Чинквеченто): около 1500 – 1520 н. э.
  • Маньеризм: около 1520 – 1600 н. э.
  • Барокко: около 1600 – 1750 н. э.
  • Рококо: около 1720 – 1780 н. э.
  • Классицизм: около 1650 – 1830 н. э.
  • Романтизм: около 1790 – 1850 н. э.
  • Реализм: около 1840 – 1880 н. э.
  • Импрессионизм: около 1860 – 1890 н. э.

6. Новейшее время

Период: около 1880 – 1940 н. э.

Направления:

  • Постимпрессионизм: около 1880 – 1905 н. э.
  • Символизм: около 1880 – 1910 н. э.
  • Ар Нуво / Модерн: около 1890 – 1910 н. э.
  • Авангардные движения:
    Экспрессионизм:
    около 1905 – 1925 н. э.
    Фовизм: около 1905 – 1910 н. э.
    Кубизм: около 1907 – 1920 н. э.
    Футуризм: около 1909 – 1918 н. э.
    Супрематизм / Конструктивизм: около 1915 – 1930 н. э.
    Дадаизм: около 1916 – 1924 н. э.
    Сюрреализм: около 1924 – 1966 н. э.

7. Современное искусство

Период: с 1940 н. э. по настоящее время

Основные направления:

  • Абстрактный экспрессионизм: около 1940 – 1960 н. э.
  • Поп-арт: около 1950 – 1970 н. э.
  • Минимализм: около 1960 – 1980 н. э.
  • Концептуализм: с 1960-х годов по настоящее время
  • Постмодернизм и цифровое искусство: с 1980-х годов по настоящее время
  • Современные направления: инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT

8. Эпоха сингулярности

Период: предполагаемое будущее

Характеристика: предполагается дальнейшее развитие искусства с использованием искусственного интеллекта, биотехнологий и других передовых технологий.

Ниже приведено очень краткое описание каждого направления.

Самый древний известный на сегодняшний день рисунок, найденный в пещере Бломбос около 73 000 лет до н. э.

Фотография: Крейг Фостер/Университет Бергена/Nature
Фотография: Крейг Фостер/Университет Бергена/Nature
Древнейший рисунок, сделанный человеком 73 тысячи лет назад, нашли археологи в Африке
Зарубежная Археология14 сентября 2018
Blombos Cave - Wikipedia

1. ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

КАМЕННЫЙ ВЕК — 73 000 до 3 000 до н.э. (XX — IV тыс. до н.э.)

Направление: первобытное искусство

Общая характеристика: Период первых проявлений символического мышления человека. Искусство имело магико-ритуальный характер, было связано с охотой, природными силами и культом предков. Практически всё творчество — анонимное, коллективное.

Работы были анонимными, носили магический или ритуальный характер — для охоты, поклонения силам природы или предков.

Разделы:

  • Палеолит: реалистичные изображения животных — натурализм. Около 73 000 – 10 000 до н. э.
  • Мезолит: упрощённые, линейные сцены — схематизм. Около 10 000 – 8 000 до н. э.
  • Неолит: символические формы, орнамент, ритуальные фигурки — символизм. Около 8 000 – 3 000 до н. э.

От натурализма (Палеолит) → к схематизму (Мезолит) → к символизму (Неолит).

Виды искусства: Наскальная живопись, резьба по кости и камню, мелкая пластика (фигурки, амулеты), орнаментальная керамика

Центры развития: Пещера Бломбос (Южная Африка), Пещеры Ласко (Франция), Пещеры Альтамира (Испания)

Значимые памятники:

  • «Венеры» (например, Виллендорфская)
  • Живопись на стенах пещер (быки, олени, охотники)
  • Каменные круги и святилища (предтеча мегалитов)

ДРЕВНИЙ МИР — 3 000 до н.э. – 500 г. н.э. (IV тыс. до н.э. – V в.)

Направление: искусство ранних цивилизаций

На рубеже IV–III тысячелетий до н. э. возникли две первые цивилизации: Египетское царство в долине Нила и шумерские города-государства в Месопотамии. Тогда же появились две системы письма — египетские иероглифы и шумерская клинопись.

Общая характеристика: Искусство связано с расцветом первых государств и религиозных культов. Оно служит выражением власти, религии и социальной структуры. Появляется письменность, развиваются архитектура, скульптура, прикладное искусство.

Разделы по регионам и культурам:

  • Месопотамия (Шумеры, Аккад, Вавилон, Ассирия) около 3 500 – 539 до н. э
    Зиккураты, каменные рельефы, печати, статуэтки
    Примеры: Ворота Иштар, Стела Хаммурапи
    Авторы: анонимные жрецы и мастера
  • Древний Египет около 3 100 – 30 до н. э.
    Архитектура пирамид, храмы, скульптура с канонической фронтальностью, фрески
    Примеры: Пирамиды Гизы, Сфинкс, гробницы Тутанхамона
    Известный архитектор: Имхотеп (ступенчатая пирамида Джосера)
  • Древняя Персия около 550 – 330 до н. э.
    Пышные дворцовые комплексы, барельефы с придворными сценами
    Примеры: Персеполь
    Идея: Имперское величие через масштаб и торжественность
  • Древняя Индия и Китай около 3 000 до н. э. – 500 н. э.
    Каменные святилища, первые буддийские иконографии, ритуальные бронзы
    Примеры: Ашоканские колонны, терракотовая армия
  • Этрусское искусство около 900 – 27 до н. э.
    Загробные фрески, саркофаги, храмовая архитектура
    Примеры: Саркофаг супругов, фрески из Тарквинии

Виды искусства: Монументальная архитектура, скульптура, рельеф, мозаика, керамика и ювелирное дело, настенная живопись и надписи

Центры развития: Месопотамия (Тигр и Евфрат), Долина Нила, Персия, Индия, Китай, Восточное Средиземноморье

Главные черты искусства Древнего мира:

  • Религиозность – связь с культами, богами и верованиями.
  • Стилизация – упрощение и обобщение форм.
  • Прагматизм – искусство служило практическим целям (культовым, мемориальным).
  • Антропоцентризм – акцент на человеке и его взаимодействии с божественным.
  • Связь с природой – использование натуральных материалов и мотивов.

Ключевые идеи и особенности:

  • Религиозно-культовая функция
  • Стилизация и канон
  • Связь искусства с властью
  • Начало письменной культуры

Подробнее здесь

АНТИЧНОСТЬ (как часть Древнего мира) — 776 до н.э. – 565 н.э. (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.)

Направление:

  • Древняя Греция: около 776 – 323 до н. э. VIII–I вв. до н. э.,
  • Эллинизм и этрусское искусство около 323 – 31 до н. э. IV–I вв. до н. э.
  • · Древний Рим: около 509 до н. э. – 476 н. э. I в. до н. э. – IV-V вв. н. э.

Общая характеристика:

Искусство античности основывается на идеалах гармонии, пропорций, красоты и разума. Человек — центр вселенной, тело — объект эстетики, а природа — упорядоченное пространство. Архитектура, скульптура, живопись и мозаика отражали мифологические сюжеты, героизм и гражданские ценности. Античность оказала колоссальное влияние на всё последующее европейское искусство. Античное искусство стремилось к идеалу гармонии, пропорций и красоты, сочетая реализм с идеализацией.

Разделы по культурам:

  • Древняя Греция (VIII–I вв. до н.э.):
    Архитектура: ордерная система (дорический, ионический, коринфский)
    Скульптура: идеализированные, анатомически точные тела
    Живопись и керамика: черно- и краснофигурная техника
    Знаковые памятники: Парфенон, Театр в Эпидавре, Акрополь
    Авторы: Фидий (Афина Парфенос), Пракситель (Афродита Книдская), Апеллес (живописец), Иктин и Калликрат (архитекторы)
  • Эллинизм (IV–I вв. до н.э.):
    Эмоциональность, динамизм, движение
    Примеры: Лаокоон, Ника Самофракийская
  • Рим (I в. до н.э. – V в. н.э.):
    Реализм, инженерия, монументальность
    Архитектура: своды, купола, арки
    Скульптура и живопись: портретность, фрески
    Знаковые памятники: Колизей, Пантеон, Форумы, акведуки
    Авторы: архитектор Витрувий, скульпторы Гликон, Агесандр Родосский

Виды искусства: архитектура (храмы, театры, термы, арки), скульптура, мозаика, керамика, фреска, глиптика, бронзовые изделия.

Центры развития: Афины, Дельфы, Олимпия (Греция), Александрия (Египет), Рим, Помпеи (Италия)

Ключевые особенности и идеи:

  • Гармония и симметрия
  • Героизм и мифология
  • Человек как мера всех вещей
  • Реализм в римской портретной скульптуре
  • Триумф разума и гражданского долга

Главные черты античного искусства:

  • Самое прекрасное в мире — это человек, а не бог. 
  • Нравственный идеал: гармоничное развитие физических и умственных качеств человека. 
  • Симметрия в архитектуре, строгость пропорций. 
  • Обнажённое тело не ассоциируется с грехом и является одним из основных мотивов искусства. 

Античное искусство оказало огромное влияние на последующие эпохи. В эпоху Возрождения художники и скульпторы вдохновлялись античными образцами, стремясь возродить идеалы красоты и гармонии. 

Подробнее здесь

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО — 500–1500 гг. (V–XV вв.)

Направление: христианское искусство Европы и Византии.

Общая характеристика: После падения Римской империи искусство приобрело строго религиозный, символический и догматичный характер. Основной целью было не реалистичное изображение, а передача духовных истин. Искусство служило Церкви и укреплению веры.

Разделы по периодам и культурам:

  • Византийское искусство ок. 330–1453 (IV–XV вв.):

Ранний период христианизации – распространение христианства как государственной религии (Эдикт Миланский, 313 г.).

  • Иконы, мозаики, купольные церкви
  • Символичность, золотофонные фоны, фронтальность

Примеры: Собор Святой Софии, иконы Рублёва (в России), мозаики в Равенне

Авторы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублёв.

Архитекторы: Анфимий и Исидор, Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Авторы и зодчие храма св. Софии в Константинополе, построенного в 532–537 годах.

Особенности искусства Византии:

Переход от языческой культуры (античности) к христианству.
Запрет на идолопоклонство: изображения должны были быть символическими, а не «земными».
Влияние восточной культуры (Персии, Сирии), где преобладало абстрактное искусство. Христианские мотивы – символика креста, сцен из Библии, изображения Христа, Богоматери и святых.
Таким образом, византийское искусство стало религиозным, символическим и духовным, в отличие от светского, реалистичного искусства античности.

Каролингское и Оттоновское искусство (VIII–XI вв.)· около 800 – 1000 н. э.:

представляют собой отдельные, но связанные между собой художественные периоды раннего средневековья в Европе, характеризующиеся возрождением классических художественных стилей и развитием новых художественных традиций. Оба периода были знаменательны покровительством династий Каролингов и Оттонов, что привело к расцвету искусства, архитектуры и иллюминирования рукописей.

Чем искусство Каролингов отличается от византийского?

В отличие от плоских, двухмерных работ ранних христианских и ранних византийских художников, художники эпохи Каролингов стремились восстановить третье измерение . Они использовали классические рисунки в качестве своих моделей и пытались создать более убедительные иллюзии пространства.

  • Миниатюры, кодексы, монастырская архитектура
  • Возрождение античных форм
  • Покровители: Карл Великий, Оттон I

искусство Каролингов часто стремилось подражать классическим образцам, искусство Оттонов было больше озабочено созданием нового, отчетливо средневекового визуального языка, передающего духовные и политические идеалы того времени.

Романский стиль около 1000 – 1150 н. э. (IX–XII вв.)

Романский стиль — первый общеевропейский, охватывающий территорию от Скандинавии до Средиземноморья. Название означает «в римской манере» — с опорой на античное и византийское наследие, переплетённое с христианской символикой и местными традициями.

Архитектура: массивные храмы с толстыми стенами, полукруглыми арками, сводами, скульптурными порталами.

Живопись: плоские, условные композиции без перспективы, иерархия размеров, яркие цвета под влиянием византийской традиции.

Книжное искусство: миниатюры, драгоценные обложки, декоративные инициалы.

Авторы:

  • Мастер Тауля — апсида церкви Святого Климента Таульского (Каталония)
  • Берлингьеро Берлингьери — «Мадонна и Младенец», Лукка, Тоскана
  • Мастер Педре — фрески в Сан-Кирце-Педре (Каталония)

Виды искусства: фрески, витражи, эмаль, скульптура, иллюминированные рукописи, вышивка.

Характерные черты:

в архитектуре: Массивные храмы с толстыми стенами, полукруглые арки и своды, скульптурные порталы.

в живописи: Плоские двумерные изображения, символичные иерархичные композиции, искажённые пропорции тел, ярусное построение вместо перспективы. Строгий стиль, выражающий христианское мировоззрение через условные формы.

Готика около 1150 – 1500 н. э. (XII–XV вв.)

Ит. gotico - буквально варварский. Готский, связанный с германским племенем готов. является мостом между эпохами предренессанса и эпохи Возрождения.

Основные характеристики: Главным заказчиком выступала католическая церковь. Готическое искусство (XII–XVI вв.) охватывало все виды изобразительного искусства — от архитектуры и скульптуры до витражей, фресок, книжной миниатюры и ювелирных украшений.

Изначально религиозное и культовое, оно отражало христианские идеи и стремление к вечному. Однако в эту эпоху также расцвела рыцарская и светская куртуазная культура — поэзия, музыка, искусство костюма и оформление интерьеров.

Ключевые особенности

  • Религиозная тематика — сцены из Библии, жизни святых и Христа
  • Эмоциональность — выразительные лица и жесты
  • Детализация — витражи, резьба, миниатюры с высокой проработкой
  • Свет — стрельчатые арки, окна-розы, витражи создавали «небесное сияние»
  • Архитектура — вертикальность, аркбутаны, ребристые своды

Значимые мастера и произведения

  • Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — шедевр французской готики
  • Шартрский собор — витражи и порталы с глубоким символизмом
  • Джованни да Римини, Симоне Мартини, Жан Пюсель — художники и миниатюристы
  • Книга Часов герцога Беррийского (братья Лимбург) — вершина готической книжной живописи
  • Аббат Сугерий — инициатор готической архитектуры (базилика Сен-Дени)
  • Джотто ди Бондоне — фрески капеллы Скровеньи, переход к Ренессансу
  • Клаус Слютер — «Колодец Моисея», драматичная скульптура

Центры развития: Константинополь, Равенна, Франция, Германия, Англия, Испания, Италия

Ключевые особенности и идеи:

  • Искусство как проводник духовных истин
  • Отказ от реализма в пользу символизма
  • Вера важнее красоты
  • Свет — как метафора Бога (особенно в готике)
  • Возрастание роли монастырей как культурных центров

НОВОЕ ВРЕМЯ — 1400–1800 гг. (XV–XVIII вв.)

Направление: светское искусство, гуманизм, рационализм, возрождение античного наследия

Общая характеристика: Искусство отходит от церковной монополии и сосредотачивается на человеке, природе, науке и красоте. Центры перемещаются в светские дворы, а художник становится творческой личностью. Развиваются живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, печатная графика.

Основные направления:

  • Проторенессанс (Дученто): около 1200 – 1300 н. э.
  • Раннее Возрождение (Кватроченто): около 1400 – 1500 н. э.
  • Высокое Возрождение (Чинквеченто): около 1500 – 1520 н. э.
  • Маньеризм: около 1520 – 1600 н. э.
  • Барокко: около 1600 – 1750 н. э.
  • Рококо: около 1720 – 1780 н. э.
  • Классицизм: около 1650 – 1830 н. э.
  • Романтизм: около 1790 – 1850 н. э.
  • Реализм: около 1840 – 1880 н. э.
  • Импрессионизм: около 1860 – 1890 н. э

Разделы по периодам:

Проторенессанс, то есть дученто — 1200-е годы и треченто — 1300-е годы. (XIII–XIV вв.)

Объёмность, зарождение перспективы.

Авторы: Джотто ди Бондоне, Чимабуэ, Пизано, Арнольфо ди Камбио

Переход от готики к Ренессансу. Это переходный этап от Средневековья к Возрождению, сформировавшийся под влиянием византийских, романских и готических традиций, где ключевую роль сыграли скульпторы (Пизано, Арнольфо ди Камбио) и живописцы (Чимабуэ, Джотто), особенно Джотто, заложивший основы светской живописи, объёмности и перспективы.

Авторы:

  • Никколо и Джованни Пизано,
  • Арнольфо ди Камбио
  • живописец Джотто ди Бондоне

Раннее Возрождение / Ренессанс / Кватроченто (1400–1500)

Слово «возрождение» может быть слишком общим (можно сказать «возрождение интереса к науке»), тогда как «Ренессанс» сразу указывает на конкретную историческую эпоху.

Характеризовался стремлением возродить и превзойти идеи и достижения классической античности. Интеллектуальная основа Ренессанса была основана на его версии гуманизма , вытекающей из концепции римской humanitas и повторного открытия классической греческой философии , например, философии Протагора , который сказал, что «человек есть мера всех вещей». Хотя изобретение металлического наборного шрифта ускорило распространение идей конца XV ​​века, изменения Ренессанса не были единообразными по всей Европе: первые следы появляются в Италии уже в конце XIII века, в частности, в трудах Данте и картинах Джотто.

Это идея «возрождения» античной культуры, гуманизм, научность

Гуманизм побудил европейцев подвергнуть сомнению роль Римско-католической церкви в эпоху Возрождения.

По мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, какой они ее знали. Кроме того, печатный станок впервые позволил легко воспроизводить тексты, включая Библию, и широко читать их самим людям.

В XVI веке немецкий монах Мартин Лютер возглавил протестантскую Реформацию — революционное движение, вызвавшее раскол в католической церкви. Лютер подверг сомнению многие практики церкви и то, соответствуют ли они учению Библии.

В результате возникла новая форма христианства — протестантизм.

В период итальянского кватроченто, в отличие от проторенессанса, художники соединили христианское содержание с античными формами, что стало началом настоящего Возрождения, характеризующегося гуманизмом, интересом к античности и природе, а также созданием нового искусства в Тоскане и Флоренции, позже распространившегося в Риме.

Авторы: Брунеллески- архитектор, Донателло, Мазаччо, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико — художник-монах, причисленный к лику святых.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», Дата создания: 1484-1486 годы
Размеры: 172,5 х 278,9 сантиметров
Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», Дата создания: 1484-1486 годы Размеры: 172,5 х 278,9 сантиметров Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Высокое Возрождение / Чинквеченто (1500–1520)

Гармония, совершенные формы, монументальность.
Авторы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан

Маньеризм (1520–1600)

Искажение пропорций, аллегоричность, изысканность.
Авторы: Эль Греко, Понтормо, Бронзино

Барокко (1600–1750) 17 в.

Драматизм, светотень, пышность, движение.
Авторы: Караваджо, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Бернини

Рококо (1720–1780) 18 в.

Лёгкость, интимность, пастель, декоративность.
Авторы: Жан-Оноре Фрагонар, Франсуа Буше, Антуан Ватто

Классицизм (1650–1830) конец 17 - начало 19 в.

Рациональность, античные формы, симметрия.
Авторы: Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Антонио Канова

Романтизм (1790–1850) начало 19 в.

Эмоции, природа, свобода, личность.
Авторы: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Каспар Давид Фридрих, Уильям Тернер

Реализм (1840–1880) середина 19 в.

Правда жизни, простота, социальная тематика.
Авторы: Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин

Импрессионизм (1860–1890) конец 19 в

Свет, цвет, движение, мимолётность .
Авторы: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуа

Виды искусства: Живопись, Скульптура, Архитектура, Графика, Декоративное искусство, Театр, мода, дизайн интерьеров

Центры развития:

Италия (Флоренция, Рим, Венеция), Франция, Испания, Германия, Великобритания, Нидерланды

Ключевые особенности и идеи:

  • Возрождение интереса к античности
  • Индивидуализация художника
  • Человек — как личность и объект изучения
  • Появление светского заказчика
  • Роль Академий и научного знания

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО — с 1840-х до настоящего времени (XIX–XXI вв.)

Направление: от реализма до цифровых форм, от материального объекта — к идее.

Общая характеристика:

Эпоха стремительных перемен, отражающих развитие индустрии, технологий, философии и кризиса традиций. Искусство становится средством личного высказывания, поиска формы, исследования реальности. Центры искусства перемещаются из Европы в США, затем становятся глобальными.

Разделы по направлениям:

  • Постимпрессионизм (1880–1905) конец 19 - начало 20 в:.
    Субъективное видение, декоративность, форма
    Авторы: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Гоген
  • Символизм (конец XIX – нач. XX в.)
    Орнамент, миф, сон, утонченность
    Авторы: Густав Климт, Альфонс Муха, Антонио Гауди, Густав Моро, Арнольд Бёклин, Михаил Врубель

Ар Нуво / Модерн (1890–1910) конец 19 - начало 20 в.

Стиль, стремящийся к объединению искусства и жизни. Орнаментальные линии, вдохновение природой, символизм, женский образ, отказ от историзма.

Авторы:

  • Альфонс Муха — афиши и орнаментальная графика
  • Густав Климт — живопись, золото и орнамент («Поцелуй»)
  • Антонио Гауди — архитектура (Саграда Фамилия, Дом Бальо)
  • Виктор Орта, Отто Вагнер, Карл Ларссон

АВАНГАРД XX ВЕКА (1905–1930)

Экспрессионизм (1905–1925)

  • Эдвард Мунк
  • Василий Кандинский
  • Эгон Шиле

Фовизм (1905–1910)

  • Анри Матисс
  • Андре Дерен
  • Морис де Вламинк

Кубизм (1907–1920)

  • Пабло Пикассо
  • Жорж Брак
  • Хуан Грис

Футуризм (1909–1918)

  • Джакомо Балла
  • Умберто Боччони
  • Давид Бурлюк

Супрематизм / Конструктивизм (1915–1930)

  • Казимир Малевич
  • Александр Родченко
  • Эль Лисицкий
  • Владимир Татлин

Дадаизм (1916–1924)

  • Марсель Дюшан
  • Ханс Арп
  • Тристан Тцара
  • Макс Эрнст

Сюрреализм (1924–1966)

  • Сальвадор Дали
  • Рене Магритт
  • Макс Эрнст

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО XX-XXI ВВ. (1940–н.в.)

Период: с 1940 н. э. по настоящее время

Основные направления:

Абстрактный экспрессионизм (1940–1960)

  • Василий Кандинский
  • Пит Мондриан
  • Джексон Поллок
  • Марк Ротко
  • Виллем де Кунинг

Поп-арт (1950–1970)

  • Энди Уорхол
  • Рой Лихтенштейн
  • Роберт Раушенберг

Минимализм (1960–1980)

  • Дональд Джадд
  • Агнес Мартин
  • Фрэнк Стелла
  • Дэн Флавин

Концептуализм (1960-е – н.в.)

  • Йозеф Кошут
  • Сол Левитт
  • Марсель Бротарс
  • Марина Абрамович

Постмодернизм и цифровое искусство (1980 – н.в.)

Направления: Инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT

  • Джефф Кунс
  • Дэмиен Херст
  • Ай Вэйвэй
  • Бэнкси

Современные направления: инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT

8. Эпоха сингулярности

Период: предполагаемое будущее Характеристика: предполагается дальнейшее развитие искусства с использованием искусственного интеллекта, биотехнологий и других передовых технологий.

Это далеко не полный список, а лишь основные вехи развития искусства с упоминанием ключевых фигур каждого направления.

Источники:

Хронология истории искусства