- Доисторическая эпоха
- Древний мир
- Античность (как часть Древнего мира)
- Средние века
- Новое время
- Новейшее время
- Эпоха сингулярности (предполагаемая будущая эпоха)
Здесь собран обобщённый список направлений в искусстве по хронологии — от древнейших времён до современности — с указанием 2–3 наиболее значимых авторов. Некоторые периоды охватывают столетия, а стили могут пересекаться.
Все даты указаны приблизительно. Источник: мои древние конспекты по Истории искусства и интернет.
Обращаю особое внимание - я не искусствовед) Это все по мотивам моих конспектов столетней давности из художественной школы. В каких-то моментах я могу ошибаться.
Сама статья еще дополняется. Если кто-то поможет с источниками, и/или проверкой - буду очень признательна.
На основе прочитанного сделала инфографику. Она получилась достаточно обобщенной. Но наглядно понятной. А, в статье примеры, которые, на мой личный взгляд, характеризуют время.
Вот уточненный список периодов и направлений в истории искусства в целом соответствует академической периодизации. Ниже приведена уточнённая и структурированная хронология с указанием приблизительных дат:
1. Доисторическая эпоха
Период: около 73 000 – 3 000 до н. э.
Подпериоды:
- Палеолит: около 73 000 – 10 000 до н. э.
- Мезолит: около 10 000 – 8 000 до н. э.
- Неолит: около 8 000 – 3 000 до н. э.
2. Древний мир
Период: около 3 000 до н. э. – 500 н. э.
Ключевые культуры:
- Месопотамия: около 3 500 – 539 до н. э.
- Древний Египет: около 3 100 – 30 до н. э.
- Древняя Персия: около 550 – 330 до н. э.
- Древняя Индия и Китай: около 3 000 до н. э. – 500 н. э.
- Этрусское искусство: около 900 – 27 до н. э.
3. Античность (как часть Древнего мира)
Период: около 776 до н. э. – 476 н. э.
Подпериоды:
- Древняя Греция: около 776 – 323 до н. э.
- Эллинизм: около 323 – 31 до н. э.
- Древний Рим: около 509 до н. э. – 476 н. э.
4. Средние века
Период: около 500 – 1500 н. э.
Ключевые этапы:
- Византийское искусство: около 330 – 1453 н. э.
- Каролингское и Оттоновское искусство: около 800 – 1000 н. э.
- Романский стиль: около 1000 – 1150 н. э.
- Готика: около 1150 – 1500 н. э.
5. Новое время
Период: около 1400 – 1800 н. э.
Основные направления:
- Проторенессанс (Дученто): около 1200 – 1300 н. э.
- Раннее Возрождение (Кватроченто): около 1400 – 1500 н. э.
- Высокое Возрождение (Чинквеченто): около 1500 – 1520 н. э.
- Маньеризм: около 1520 – 1600 н. э.
- Барокко: около 1600 – 1750 н. э.
- Рококо: около 1720 – 1780 н. э.
- Классицизм: около 1650 – 1830 н. э.
- Романтизм: около 1790 – 1850 н. э.
- Реализм: около 1840 – 1880 н. э.
- Импрессионизм: около 1860 – 1890 н. э.
6. Новейшее время
Период: около 1880 – 1940 н. э.
Направления:
- Постимпрессионизм: около 1880 – 1905 н. э.
- Символизм: около 1880 – 1910 н. э.
- Ар Нуво / Модерн: около 1890 – 1910 н. э.
- Авангардные движения:
Экспрессионизм: около 1905 – 1925 н. э.
Фовизм: около 1905 – 1910 н. э.
Кубизм: около 1907 – 1920 н. э.
Футуризм: около 1909 – 1918 н. э.
Супрематизм / Конструктивизм: около 1915 – 1930 н. э.
Дадаизм: около 1916 – 1924 н. э.
Сюрреализм: около 1924 – 1966 н. э.
7. Современное искусство
Период: с 1940 н. э. по настоящее время
Основные направления:
- Абстрактный экспрессионизм: около 1940 – 1960 н. э.
- Поп-арт: около 1950 – 1970 н. э.
- Минимализм: около 1960 – 1980 н. э.
- Концептуализм: с 1960-х годов по настоящее время
- Постмодернизм и цифровое искусство: с 1980-х годов по настоящее время
- Современные направления: инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT
8. Эпоха сингулярности
Период: предполагаемое будущее
Характеристика: предполагается дальнейшее развитие искусства с использованием искусственного интеллекта, биотехнологий и других передовых технологий.
Ниже приведено очень краткое описание каждого направления.
Самый древний известный на сегодняшний день рисунок, найденный в пещере Бломбос около 73 000 лет до н. э.
1. ДОИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА
КАМЕННЫЙ ВЕК — 73 000 до 3 000 до н.э. (XX — IV тыс. до н.э.)
Направление: первобытное искусство
Общая характеристика: Период первых проявлений символического мышления человека. Искусство имело магико-ритуальный характер, было связано с охотой, природными силами и культом предков. Практически всё творчество — анонимное, коллективное.
Работы были анонимными, носили магический или ритуальный характер — для охоты, поклонения силам природы или предков.
Разделы:
- Палеолит: реалистичные изображения животных — натурализм. Около 73 000 – 10 000 до н. э.
- Мезолит: упрощённые, линейные сцены — схематизм. Около 10 000 – 8 000 до н. э.
- Неолит: символические формы, орнамент, ритуальные фигурки — символизм. Около 8 000 – 3 000 до н. э.
От натурализма (Палеолит) → к схематизму (Мезолит) → к символизму (Неолит).
Виды искусства: Наскальная живопись, резьба по кости и камню, мелкая пластика (фигурки, амулеты), орнаментальная керамика
Центры развития: Пещера Бломбос (Южная Африка), Пещеры Ласко (Франция), Пещеры Альтамира (Испания)
Значимые памятники:
- «Венеры» (например, Виллендорфская)
- Живопись на стенах пещер (быки, олени, охотники)
- Каменные круги и святилища (предтеча мегалитов)
ДРЕВНИЙ МИР — 3 000 до н.э. – 500 г. н.э. (IV тыс. до н.э. – V в.)
Направление: искусство ранних цивилизаций
На рубеже IV–III тысячелетий до н. э. возникли две первые цивилизации: Египетское царство в долине Нила и шумерские города-государства в Месопотамии. Тогда же появились две системы письма — египетские иероглифы и шумерская клинопись.
Общая характеристика: Искусство связано с расцветом первых государств и религиозных культов. Оно служит выражением власти, религии и социальной структуры. Появляется письменность, развиваются архитектура, скульптура, прикладное искусство.
Разделы по регионам и культурам:
- Месопотамия (Шумеры, Аккад, Вавилон, Ассирия) около 3 500 – 539 до н. э
Зиккураты, каменные рельефы, печати, статуэтки
Примеры: Ворота Иштар, Стела Хаммурапи
Авторы: анонимные жрецы и мастера - Древний Египет около 3 100 – 30 до н. э.
Архитектура пирамид, храмы, скульптура с канонической фронтальностью, фрески
Примеры: Пирамиды Гизы, Сфинкс, гробницы Тутанхамона
Известный архитектор: Имхотеп (ступенчатая пирамида Джосера) - Древняя Персия около 550 – 330 до н. э.
Пышные дворцовые комплексы, барельефы с придворными сценами
Примеры: Персеполь
Идея: Имперское величие через масштаб и торжественность - Древняя Индия и Китай около 3 000 до н. э. – 500 н. э.
Каменные святилища, первые буддийские иконографии, ритуальные бронзы
Примеры: Ашоканские колонны, терракотовая армия - Этрусское искусство около 900 – 27 до н. э.
Загробные фрески, саркофаги, храмовая архитектура
Примеры: Саркофаг супругов, фрески из Тарквинии
Виды искусства: Монументальная архитектура, скульптура, рельеф, мозаика, керамика и ювелирное дело, настенная живопись и надписи
Центры развития: Месопотамия (Тигр и Евфрат), Долина Нила, Персия, Индия, Китай, Восточное Средиземноморье
Главные черты искусства Древнего мира:
- Религиозность – связь с культами, богами и верованиями.
- Стилизация – упрощение и обобщение форм.
- Прагматизм – искусство служило практическим целям (культовым, мемориальным).
- Антропоцентризм – акцент на человеке и его взаимодействии с божественным.
- Связь с природой – использование натуральных материалов и мотивов.
Ключевые идеи и особенности:
- Религиозно-культовая функция
- Стилизация и канон
- Связь искусства с властью
- Начало письменной культуры
Подробнее здесь →
АНТИЧНОСТЬ (как часть Древнего мира) — 776 до н.э. – 565 н.э. (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.)
Направление:
- Древняя Греция: около 776 – 323 до н. э. VIII–I вв. до н. э.,
- Эллинизм и этрусское искусство около 323 – 31 до н. э. IV–I вв. до н. э.
- · Древний Рим: около 509 до н. э. – 476 н. э. I в. до н. э. – IV-V вв. н. э.
Общая характеристика:
Искусство античности основывается на идеалах гармонии, пропорций, красоты и разума. Человек — центр вселенной, тело — объект эстетики, а природа — упорядоченное пространство. Архитектура, скульптура, живопись и мозаика отражали мифологические сюжеты, героизм и гражданские ценности. Античность оказала колоссальное влияние на всё последующее европейское искусство. Античное искусство стремилось к идеалу гармонии, пропорций и красоты, сочетая реализм с идеализацией.
Разделы по культурам:
- Древняя Греция (VIII–I вв. до н.э.):
Архитектура: ордерная система (дорический, ионический, коринфский)
Скульптура: идеализированные, анатомически точные тела
Живопись и керамика: черно- и краснофигурная техника
Знаковые памятники: Парфенон, Театр в Эпидавре, Акрополь
Авторы: Фидий (Афина Парфенос), Пракситель (Афродита Книдская), Апеллес (живописец), Иктин и Калликрат (архитекторы) - Эллинизм (IV–I вв. до н.э.):
Эмоциональность, динамизм, движение
Примеры: Лаокоон, Ника Самофракийская - Рим (I в. до н.э. – V в. н.э.):
Реализм, инженерия, монументальность
Архитектура: своды, купола, арки
Скульптура и живопись: портретность, фрески
Знаковые памятники: Колизей, Пантеон, Форумы, акведуки
Авторы: архитектор Витрувий, скульпторы Гликон, Агесандр Родосский
Виды искусства: архитектура (храмы, театры, термы, арки), скульптура, мозаика, керамика, фреска, глиптика, бронзовые изделия.
Центры развития: Афины, Дельфы, Олимпия (Греция), Александрия (Египет), Рим, Помпеи (Италия)
Ключевые особенности и идеи:
- Гармония и симметрия
- Героизм и мифология
- Человек как мера всех вещей
- Реализм в римской портретной скульптуре
- Триумф разума и гражданского долга
Главные черты античного искусства:
- Самое прекрасное в мире — это человек, а не бог.
- Нравственный идеал: гармоничное развитие физических и умственных качеств человека.
- Симметрия в архитектуре, строгость пропорций.
- Обнажённое тело не ассоциируется с грехом и является одним из основных мотивов искусства.
Античное искусство оказало огромное влияние на последующие эпохи. В эпоху Возрождения художники и скульпторы вдохновлялись античными образцами, стремясь возродить идеалы красоты и гармонии.
Подробнее здесь →
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО — 500–1500 гг. (V–XV вв.)
Направление: христианское искусство Европы и Византии.
Общая характеристика: После падения Римской империи искусство приобрело строго религиозный, символический и догматичный характер. Основной целью было не реалистичное изображение, а передача духовных истин. Искусство служило Церкви и укреплению веры.
Разделы по периодам и культурам:
- Византийское искусство ок. 330–1453 (IV–XV вв.):
Ранний период христианизации – распространение христианства как государственной религии (Эдикт Миланский, 313 г.).
- Иконы, мозаики, купольные церкви
- Символичность, золотофонные фоны, фронтальность
Примеры: Собор Святой Софии, иконы Рублёва (в России), мозаики в Равенне
Авторы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублёв.
Архитекторы: Анфимий и Исидор, Исидор из Милета и Амфимий из Тралл. Авторы и зодчие храма св. Софии в Константинополе, построенного в 532–537 годах.
Особенности искусства Византии:
Переход от языческой культуры (античности) к христианству.
Запрет на идолопоклонство: изображения должны были быть символическими, а не «земными».
Влияние восточной культуры (Персии, Сирии), где преобладало абстрактное искусство. Христианские мотивы – символика креста, сцен из Библии, изображения Христа, Богоматери и святых.
Таким образом, византийское искусство стало религиозным, символическим и духовным, в отличие от светского, реалистичного искусства античности.
Каролингское и Оттоновское искусство (VIII–XI вв.)· около 800 – 1000 н. э.:
представляют собой отдельные, но связанные между собой художественные периоды раннего средневековья в Европе, характеризующиеся возрождением классических художественных стилей и развитием новых художественных традиций. Оба периода были знаменательны покровительством династий Каролингов и Оттонов, что привело к расцвету искусства, архитектуры и иллюминирования рукописей.
Чем искусство Каролингов отличается от византийского?
В отличие от плоских, двухмерных работ ранних христианских и ранних византийских художников, художники эпохи Каролингов стремились восстановить третье измерение . Они использовали классические рисунки в качестве своих моделей и пытались создать более убедительные иллюзии пространства.
- Миниатюры, кодексы, монастырская архитектура
- Возрождение античных форм
- Покровители: Карл Великий, Оттон I
искусство Каролингов часто стремилось подражать классическим образцам, искусство Оттонов было больше озабочено созданием нового, отчетливо средневекового визуального языка, передающего духовные и политические идеалы того времени.
Романский стиль около 1000 – 1150 н. э. (IX–XII вв.)
Романский стиль — первый общеевропейский, охватывающий территорию от Скандинавии до Средиземноморья. Название означает «в римской манере» — с опорой на античное и византийское наследие, переплетённое с христианской символикой и местными традициями.
Архитектура: массивные храмы с толстыми стенами, полукруглыми арками, сводами, скульптурными порталами.
Живопись: плоские, условные композиции без перспективы, иерархия размеров, яркие цвета под влиянием византийской традиции.
Книжное искусство: миниатюры, драгоценные обложки, декоративные инициалы.
Авторы:
- Мастер Тауля — апсида церкви Святого Климента Таульского (Каталония)
- Берлингьеро Берлингьери — «Мадонна и Младенец», Лукка, Тоскана
- Мастер Педре — фрески в Сан-Кирце-Педре (Каталония)
Виды искусства: фрески, витражи, эмаль, скульптура, иллюминированные рукописи, вышивка.
Характерные черты:
в архитектуре: Массивные храмы с толстыми стенами, полукруглые арки и своды, скульптурные порталы.
в живописи: Плоские двумерные изображения, символичные иерархичные композиции, искажённые пропорции тел, ярусное построение вместо перспективы. Строгий стиль, выражающий христианское мировоззрение через условные формы.
Готика около 1150 – 1500 н. э. (XII–XV вв.)
Ит. gotico - буквально варварский. Готский, связанный с германским племенем готов. является мостом между эпохами предренессанса и эпохи Возрождения.
Основные характеристики: Главным заказчиком выступала католическая церковь. Готическое искусство (XII–XVI вв.) охватывало все виды изобразительного искусства — от архитектуры и скульптуры до витражей, фресок, книжной миниатюры и ювелирных украшений.
Изначально религиозное и культовое, оно отражало христианские идеи и стремление к вечному. Однако в эту эпоху также расцвела рыцарская и светская куртуазная культура — поэзия, музыка, искусство костюма и оформление интерьеров.
Ключевые особенности
- Религиозная тематика — сцены из Библии, жизни святых и Христа
- Эмоциональность — выразительные лица и жесты
- Детализация — витражи, резьба, миниатюры с высокой проработкой
- Свет — стрельчатые арки, окна-розы, витражи создавали «небесное сияние»
- Архитектура — вертикальность, аркбутаны, ребристые своды
Значимые мастера и произведения
- Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — шедевр французской готики
- Шартрский собор — витражи и порталы с глубоким символизмом
- Джованни да Римини, Симоне Мартини, Жан Пюсель — художники и миниатюристы
- Книга Часов герцога Беррийского (братья Лимбург) — вершина готической книжной живописи
- Аббат Сугерий — инициатор готической архитектуры (базилика Сен-Дени)
- Джотто ди Бондоне — фрески капеллы Скровеньи, переход к Ренессансу
- Клаус Слютер — «Колодец Моисея», драматичная скульптура
Центры развития: Константинополь, Равенна, Франция, Германия, Англия, Испания, Италия
Ключевые особенности и идеи:
- Искусство как проводник духовных истин
- Отказ от реализма в пользу символизма
- Вера важнее красоты
- Свет — как метафора Бога (особенно в готике)
- Возрастание роли монастырей как культурных центров
НОВОЕ ВРЕМЯ — 1400–1800 гг. (XV–XVIII вв.)
Направление: светское искусство, гуманизм, рационализм, возрождение античного наследия
Общая характеристика: Искусство отходит от церковной монополии и сосредотачивается на человеке, природе, науке и красоте. Центры перемещаются в светские дворы, а художник становится творческой личностью. Развиваются живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, печатная графика.
Основные направления:
- Проторенессанс (Дученто): около 1200 – 1300 н. э.
- Раннее Возрождение (Кватроченто): около 1400 – 1500 н. э.
- Высокое Возрождение (Чинквеченто): около 1500 – 1520 н. э.
- Маньеризм: около 1520 – 1600 н. э.
- Барокко: около 1600 – 1750 н. э.
- Рококо: около 1720 – 1780 н. э.
- Классицизм: около 1650 – 1830 н. э.
- Романтизм: около 1790 – 1850 н. э.
- Реализм: около 1840 – 1880 н. э.
- Импрессионизм: около 1860 – 1890 н. э
Разделы по периодам:
Проторенессанс, то есть дученто — 1200-е годы и треченто — 1300-е годы. (XIII–XIV вв.)
Объёмность, зарождение перспективы.
Авторы: Джотто ди Бондоне, Чимабуэ, Пизано, Арнольфо ди Камбио
Переход от готики к Ренессансу. Это переходный этап от Средневековья к Возрождению, сформировавшийся под влиянием византийских, романских и готических традиций, где ключевую роль сыграли скульпторы (Пизано, Арнольфо ди Камбио) и живописцы (Чимабуэ, Джотто), особенно Джотто, заложивший основы светской живописи, объёмности и перспективы.
Авторы:
- Никколо и Джованни Пизано,
- Арнольфо ди Камбио
- живописец Джотто ди Бондоне
Раннее Возрождение / Ренессанс / Кватроченто (1400–1500)
Слово «возрождение» может быть слишком общим (можно сказать «возрождение интереса к науке»), тогда как «Ренессанс» сразу указывает на конкретную историческую эпоху.
Характеризовался стремлением возродить и превзойти идеи и достижения классической античности. Интеллектуальная основа Ренессанса была основана на его версии гуманизма , вытекающей из концепции римской humanitas и повторного открытия классической греческой философии , например, философии Протагора , который сказал, что «человек есть мера всех вещей». Хотя изобретение металлического наборного шрифта ускорило распространение идей конца XV века, изменения Ренессанса не были единообразными по всей Европе: первые следы появляются в Италии уже в конце XIII века, в частности, в трудах Данте и картинах Джотто.
Это идея «возрождения» античной культуры, гуманизм, научность
Гуманизм побудил европейцев подвергнуть сомнению роль Римско-католической церкви в эпоху Возрождения.
По мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, какой они ее знали. Кроме того, печатный станок впервые позволил легко воспроизводить тексты, включая Библию, и широко читать их самим людям.
В XVI веке немецкий монах Мартин Лютер возглавил протестантскую Реформацию — революционное движение, вызвавшее раскол в католической церкви. Лютер подверг сомнению многие практики церкви и то, соответствуют ли они учению Библии.
В результате возникла новая форма христианства — протестантизм.
В период итальянского кватроченто, в отличие от проторенессанса, художники соединили христианское содержание с античными формами, что стало началом настоящего Возрождения, характеризующегося гуманизмом, интересом к античности и природе, а также созданием нового искусства в Тоскане и Флоренции, позже распространившегося в Риме.
Авторы: Брунеллески- архитектор, Донателло, Мазаччо, Сандро Боттичелли, Фра Беато Анджелико — художник-монах, причисленный к лику святых.
Высокое Возрождение / Чинквеченто (1500–1520)
Гармония, совершенные формы, монументальность.
Авторы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан
Маньеризм (1520–1600)
Искажение пропорций, аллегоричность, изысканность.
Авторы: Эль Греко, Понтормо, Бронзино
Барокко (1600–1750) 17 в.
Драматизм, светотень, пышность, движение.
Авторы: Караваджо, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Бернини
Рококо (1720–1780) 18 в.
Лёгкость, интимность, пастель, декоративность.
Авторы: Жан-Оноре Фрагонар, Франсуа Буше, Антуан Ватто
Классицизм (1650–1830) конец 17 - начало 19 в.
Рациональность, античные формы, симметрия.
Авторы: Никола Пуссен, Жак-Луи Давид, Жан-Огюст-Доминик Энгр, Антонио Канова
Романтизм (1790–1850) начало 19 в.
Эмоции, природа, свобода, личность.
Авторы: Франсиско Гойя, Эжен Делакруа, Каспар Давид Фридрих, Уильям Тернер
Реализм (1840–1880) середина 19 в.
Правда жизни, простота, социальная тематика.
Авторы: Гюстав Курбе, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин
Импрессионизм (1860–1890) конец 19 в
Свет, цвет, движение, мимолётность .
Авторы: Клод Моне, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуа
Виды искусства: Живопись, Скульптура, Архитектура, Графика, Декоративное искусство, Театр, мода, дизайн интерьеров
Центры развития:
Италия (Флоренция, Рим, Венеция), Франция, Испания, Германия, Великобритания, Нидерланды
Ключевые особенности и идеи:
- Возрождение интереса к античности
- Индивидуализация художника
- Человек — как личность и объект изучения
- Появление светского заказчика
- Роль Академий и научного знания
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО — с 1840-х до настоящего времени (XIX–XXI вв.)
Направление: от реализма до цифровых форм, от материального объекта — к идее.
Общая характеристика:
Эпоха стремительных перемен, отражающих развитие индустрии, технологий, философии и кризиса традиций. Искусство становится средством личного высказывания, поиска формы, исследования реальности. Центры искусства перемещаются из Европы в США, затем становятся глобальными.
Разделы по направлениям:
- Постимпрессионизм (1880–1905) конец 19 - начало 20 в:.
Субъективное видение, декоративность, форма
Авторы: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Гоген - Символизм (конец XIX – нач. XX в.)
Орнамент, миф, сон, утонченность
Авторы: Густав Климт, Альфонс Муха, Антонио Гауди, Густав Моро, Арнольд Бёклин, Михаил Врубель
Ар Нуво / Модерн (1890–1910) конец 19 - начало 20 в.
Стиль, стремящийся к объединению искусства и жизни. Орнаментальные линии, вдохновение природой, символизм, женский образ, отказ от историзма.
Авторы:
- Альфонс Муха — афиши и орнаментальная графика
- Густав Климт — живопись, золото и орнамент («Поцелуй»)
- Антонио Гауди — архитектура (Саграда Фамилия, Дом Бальо)
- Виктор Орта, Отто Вагнер, Карл Ларссон
АВАНГАРД XX ВЕКА (1905–1930)
Экспрессионизм (1905–1925)
- Эдвард Мунк
- Василий Кандинский
- Эгон Шиле
Фовизм (1905–1910)
- Анри Матисс
- Андре Дерен
- Морис де Вламинк
Кубизм (1907–1920)
- Пабло Пикассо
- Жорж Брак
- Хуан Грис
Футуризм (1909–1918)
- Джакомо Балла
- Умберто Боччони
- Давид Бурлюк
Супрематизм / Конструктивизм (1915–1930)
- Казимир Малевич
- Александр Родченко
- Эль Лисицкий
- Владимир Татлин
Дадаизм (1916–1924)
- Марсель Дюшан
- Ханс Арп
- Тристан Тцара
- Макс Эрнст
Сюрреализм (1924–1966)
- Сальвадор Дали
- Рене Магритт
- Макс Эрнст
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО XX-XXI ВВ. (1940–н.в.)
Период: с 1940 н. э. по настоящее время
Основные направления:
Абстрактный экспрессионизм (1940–1960)
- Василий Кандинский
- Пит Мондриан
- Джексон Поллок
- Марк Ротко
- Виллем де Кунинг
Поп-арт (1950–1970)
- Энди Уорхол
- Рой Лихтенштейн
- Роберт Раушенберг
Минимализм (1960–1980)
- Дональд Джадд
- Агнес Мартин
- Фрэнк Стелла
- Дэн Флавин
Концептуализм (1960-е – н.в.)
- Йозеф Кошут
- Сол Левитт
- Марсель Бротарс
- Марина Абрамович
Постмодернизм и цифровое искусство (1980 – н.в.)
Направления: Инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT
- Джефф Кунс
- Дэмиен Херст
- Ай Вэйвэй
- Бэнкси
Современные направления: инсталляции, перформансы, цифровое искусство, NFT
8. Эпоха сингулярности
Период: предполагаемое будущее Характеристика: предполагается дальнейшее развитие искусства с использованием искусственного интеллекта, биотехнологий и других передовых технологий.
Это далеко не полный список, а лишь основные вехи развития искусства с упоминанием ключевых фигур каждого направления.
Источники: