Найти в Дзене

Старая Пинакотека в Мюнхене: хранительница шедевров

Старая Пинакотека (Alte Pinakothek) — один из старейших и важнейших художественных музеев мира. Её история, как и сама коллекция, отражает дух времени, когда искусство становилось не только предметом частной страсти, но и делом государственной важности. Идея создания Старой Пинакотеки возникла в начале XIX века. Король Баварии Людвиг I — страстный коллекционер искусства и сторонник идеи общественных музеев — пожелал объединить под одной крышей лучшие произведения старых мастеров. Выполненная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 году «Битва Александра» считается одним из первых шедевров, попавших в знаменитое мюнхенское собрание. Проект музея был поручен архитектору Лео фон Кленце. Строительство началось в 1826 году и завершилось в 1836-м. На тот момент это было одно из самых современных музейных зданий Европы: здание проектировалось специально для экспонирования картин, с продуманной архитектурой залов и естественным освещением через потолочные окна. Старая Пинакотека стала эталоном музейн
Оглавление

Старая Пинакотека (Alte Pinakothek) — один из старейших и важнейших художественных музеев мира. Её история, как и сама коллекция, отражает дух времени, когда искусство становилось не только предметом частной страсти, но и делом государственной важности.

История создания

Идея создания Старой Пинакотеки возникла в начале XIX века. Король Баварии Людвиг I — страстный коллекционер искусства и сторонник идеи общественных музеев — пожелал объединить под одной крышей лучшие произведения старых мастеров.

Выполненная Альбрехтом Альтдорфером в 1529 году «Битва Александра» считается одним из первых шедевров, попавших в знаменитое мюнхенское собрание.

Альбрехт Альтдорфер. Битва Александра, 1528-29. Старая пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Альтдорфер. Битва Александра, 1528-29. Старая пинакотека, Мюнхен

Проект музея был поручен архитектору Лео фон Кленце. Строительство началось в 1826 году и завершилось в 1836-м.

Старая Пинакотека в 1900 году
Старая Пинакотека в 1900 году

На тот момент это было одно из самых современных музейных зданий Европы: здание проектировалось специально для экспонирования картин, с продуманной архитектурой залов и естественным освещением через потолочные окна.

Старая Пинакотека стала эталоном музейной архитектуры XIX века, на который затем ориентировались музеи в Берлине, Петербурге, Лондоне.

Коллекция

Коллекция Старой Пинакотеки охватывает европейскую живопись от XIV до XVIII века. Здесь можно увидеть шедевры итальянского Возрождения, фламандской, голландской, немецкой и испанской школы.

  • Питер Пауль Рубенс
    — Более сорока полотен великого фламандца, включая монументальные сцены вроде "Страшного суда" и изысканные портреты. Пинакотека владеет одной из крупнейших коллекций Рубенса в мире.
Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен
Питер Пауль Рубенс. Страшный суд, 1617. Старая Пинакотека, Мюнхен
  • Альбрехт Дюрер
    — "Автопортрет" (1500), "Алтарь Паумгартнеров" (ок. 1500) и другие произведения мастера немецкого Возрождения.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1500. Алтарь Паумгартнеров, ок. 1500. Центральная панель
Альбрехт Дюрер. Автопортрет, 1500. Алтарь Паумгартнеров, ок. 1500. Центральная панель
  • Леонардо да Винчи
    — Небольшое, но важное произведение "Мадонна с гвоздикой" (ок. 1475).
  • Рафаэль Санти
    — Тонкая и гармоничная "Мадонна Темпи" (ок. 1508).
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой, 1478. Рафаэль Санти. Мадонна Темпи, 1508
Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой, 1478. Рафаэль Санти. Мадонна Темпи, 1508
  • Рембрандт ван Рейн
    — Несколько портретов, наполненных глубоким психологизмом и "Цикл Страстей", выполненный для штатгальтера Соединенных провинций Фредерика Генриха Оранского.
Рембрандт. Снятие с Креста, 1632/1633 и Цикл Страстей
Рембрандт. Снятие с Креста, 1632/1633 и Цикл Страстей
  • Рогир ван дер Вейден, Ганс Гольбейн, Франс Халс, Веласкес и другие мастера.

Особенности коллекции и музея

Особенностью этого музея является то, что среди его экспонатов нет ни графики, ни предметов прикладного искусства, ни старинной мебели, которые обычно украшают залы других музеев.

-8

Просторные торжественные залы «Старой пинакотеки» поражают своим своеобразным аскетизмом и скромностью оформления. Однако вскоре становится ясно, что такое решение было вполне осознанным: ничто не отвлекает внимание от главного — живописи, и восприятие искусства остаётся цельным и гармоничным, без необходимости переключаться между разными его формами.

  • Немецкое искусство
    Сильный акцент на художниках немецкоязычных стран: Дюрер, Альтдорфер, Кранах, Гольбейн Старший.
  • Фламандская и голландская живопись
    Великолепное собрание живописи Северного Возрождения и Золотого века Голландии.
  • Итальянский Ренессанс и барокко
    Ранние работы Леонардо, Рафаэля, Тициана, а также драматические сцены барокко.

Судьба музея

Во время Второй мировой войны здание Пинакотеки сильно пострадало от бомбардировок. Многие картины были эвакуированы заранее, что спасло их от уничтожения.

В послевоенные годы музей был тщательно восстановлен: реставрация сохранила общий исторический облик, но некоторые архитектурные детали были изменены в духе минимализма.

-9

Сегодня Пинакотека — это не только музей, но и активный исследовательский центр, регулярно проводящий выставки, посвящённые мастерам прошлого.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком, подпиской и донатом. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/