Найти в Дзене

Почему нельзя открывать пробку расширительного бачка при горячем антифризе?

Оглавление

Почему нельзя открывать пробку расширительного бачка при горячем антифризе?

При обслуживании автомобиля важно соблюдать меры безопасности, особенно при работе с системой охлаждения. Одна из самых распространенных и опасных ошибок – открывать пробку расширительного бачка или радиатора, когда двигатель горячий.

Разберёмся, почему этого делать нельзя и какие последствия могут возникнуть.

1. Высокое давление в системе охлаждения

Когда двигатель работает, он нагревается и тепло от металлических деталей передается охлаждающей жидкости - антифризу. Он нагревается и расширяется, создавая повышенное давление в системе охлаждения (на 20-50% выше атмосферного). Это давление необходимо для:

  • Повышения температуры кипения охлаждающей жидкости (например, при 1,5 атм антифриз закипает не при 100°C, а при 110–120°C).
  • Эффективной циркуляции жидкости по системе.

Если открутить пробку расширительного бачка, пока двигатель горячий, давление резко упадет. Согласно законам физики, нагретый антифриз мгновенно вскипит, превращаясь в пар.

2. Опасность ожогов

При резком сбросе давления кипящий антифриз вырвется наружу мощным фонтаном. Это происходит от того, что антифриз превращается в пар в патрубках системы охлаждения и выталкивает под большим давлением жидкость наружу. Температура антифриза в работающем двигателе достигает 90–110°C. Попадание на кожу вызывает сильные ожоги, а если брызги попадут в глаза – обеспечены серьезные травмы!

3. Риск повреждения системы охлаждения

Резкий перепад давления и температуры может привести к:

  • Деформации патрубков и шлангов.
  • Повреждению радиатора или расширительного бачка.
  • Возникновению трещин в головке блока цилиндров (из-за теплового удара).

Как правильно открывать пробку расширительного бачка?

  1. Заглушите двигатель и дайте ему остыть (минимум 20–30 минут).
  2. Убедитесь, что система остыла – потрогайте верхний патрубок радиатора (он должен быть теплым, но не обжигающим).
  3. Наденьте перчатки и приоткройте пробку медленно, давая давлению сброситься постепенно.
  4. Долейте антифриз (если нужно) только на холодном двигателе. Доливка холодного антифриза в горячий двигатель может привести к повреждению блока цилиндров или головки блока цилиндров из-за теплового удара.

Вывод

Открывать пробку расширительного бачка или радиатора при горячем антифризе нельзя – это опасно для здоровья! Всегда дожидайтесь остывания двигателя и соблюдайте меры предосторожности.

Если вам нужно срочно долить охлаждающую жидкость, лучше подождать или эвакуировать машину в автосервис, чем рисковать получить ожоги или дорогостоящий ремонт.