Аркадий Александрович Пластов (годы жизни 1893-1972) – знаменитый советский живописец, чьи работы знакомы каждому ещё со школьной скамьи, родился в селе Прислониха, что в Симбирской губернии, в многодетной крестьянской семье, где был шестым по счёту ребёнком. Его отец, служивший в местной церкви псаломщиком, также занимался иконописью, как и дед, спроектировавший местный сельский храм.
У юного Аркадия, казалось бы, было всего два пути: духовная стезя или искусство живописи. Родители прочили ему карьеру священника, и после окончания сельской школы и духовного училища в 1908 году он поступил в Симбирскую духовную семинарию. В этот период судьба свела его с художниками, восстанавливавшими иконы в сельской церкви. Эта встреча перевернула его жизнь, пробудив страсть к живописи. Продолжая обучение, он увлечённо рисовал своих товарищей по семинарии. Его талант привлёк внимание со стороны преподавателя рисования Дмитрия Архангельского, который познакомил парня с произведениями известных русских и зарубежных мастеров.
Осознавая отсутствие призвания к духовной службе, весной 1912, получив благословение ректора, Пластов покинул семинарию и отправился в Москву. Однако недостаточная подготовка не позволила ему сразу поступить в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Он стал учеником Ильи Машкова, а затем вольнослушателем в Строгановском Училище. Вскоре его мечта сбылась: он стал студентом Училища, но на факультете скульптуры. Его преподавателями были известные художники, такие как Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов и скульптор Сергей Волнухин. Обучение прервала революция 1917 года.
Пластов вернулся в родное село, где получил земельный надел и занялся крестьянским трудом, который был ему знаком с детства. Одновременно он был избран секретарём сельсовета. В 1925 году он уезжал в Москву на заработки, рисуя плакаты, а в остальное время работал на земле. Через несколько лет принял активное участие в создании колхоза. Всё свободное время посвящал рисованию, создавая множество эскизов и портретов односельчан. После пожара 1931 года, уничтожившего все его работы, он решил посвятить себя исключительно живописи.
Уже в 1935 его картины с успехом были представлены на Московской выставке. С тех пор он стал постоянным участником художественных выставок, получив всесоюзную известность. Его картины, реалистично и красочно передающие жизнь колхозников, их труд и праздники, отражали собой глубокое знание сельской жизни. Война внесла свои коррективы, вдохновив на создание драматичных полотен, таких как «Немцы Идут (Подсолнухи)» и «Фашист Пролетел».
После войны Пластов стремился к оптимизму, и его картины «Сенокос» и «Жатва» были отмечены Сталинской премией в 1946 году. В 1947 он стал действительным членом Академии Художеств СССР. Талант Пластова проявился и в лирических пейзажах: «Поле Пшеницы», «После Дождей», «Золотая Опушка». Его портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир людей, а также изображения сельских детей, полные озорства и задумчивости, до сих пор восхищают зрителей.
Участвуя во многих выставках, Пластов завоевал признание и любовь широкой публики. Его полотна, наполненные теплом, светом и яркими красками, легко узнаваемы. К каждой картине он создавал множество эскизов, стремясь к максимальной реалистичности. В 1966 году ему была присуждена Ленинская премия. С особой нежностью он изображал матерей («Солнышко», «Мама»). Его иллюстрации к произведениям Льва Толстого, Александра Пушкина и Николая Некрасова также заслуживают особого внимания. Всю жизнь рядом с ним была жена – Наталья фон Вик, с которой он обвенчался в 1925 году. В 1930 у них родился сын Николай, также впоследствии ставший художником. Пластов умер в 1972 в возрасте 79 полных лет. В 1988 году на его родине был открыт музей, а его картины можно увидеть во многих музеях России.
1 картина. «Первый Снег»
- Дата создания: 1946 год
- Размеры: 113 х 146 сантиметров
- Место нахождения: Тверская Областная Картинная Галерея (Тверь, Россия)
Художник Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является хорошо знакомая многим картина «Первый Снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая берёза, замёрзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.
На улице идёт снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идёт уже долгое время. На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, родные брат и сестра. Детишки застыли на месте, поражённые этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они заворожено взирают на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки – такие, какие могут быть только у детей, не утративших способности радоваться приятным мелочам и красоте окружающего мира. Их невинные чистые души словно гармонируют с ослепительной белизной свежего снега.
Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой дивной красотой. Девочка накинула на себя жёлтый шерстяной платок поверх платьица, а её брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц. Над головами героев картины тёмное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил всё вокруг: и землю, и раскидистые ветви берёзы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.
Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной и скупой цветовой гамме. Он использует, в основе своей, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает её унылой. Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла. Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Ещё бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки. Каждый смотрящий на эту картину невольно вспоминает своё собственное детство и позабытые впечатления от этого маленького чуда – первого снега.
2 картина. «Сенокос»
- Дата создания: 1945 год
- Размеры: 193 х 232 сантиметра
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Картина под названием «Сенокос» была написана летом 1945 года и впервые экспонирована на послевоенной Всесоюзной Выставке 1946 в Третьяковской Галерее. Это была именно та работа, которая воодушевляла народ, она была просто необходима. И хотя Великая Отечественная война явилась тяжёлым испытанием для всей страны, а её последствия ощущались затем ещё многие годы, уже тогда всё вокруг поднималось из руин и возвращалось к мирным будням, что и запечатлено на картине. Хотя, драматизм этой работы заключается в отсутствии крепких мужчин, большинство которых были убиты или покалечены во время войны.
Лето. Трудовая пора для каждого жителя деревни. Каждый готов выполнять свою работу: и подростки, и женщины, и старики. Сидеть сложа руки некогда – если не выполнить работу в срок, можно поплатиться урожаем, от которого зависит вся зима. А что мы видим вокруг? Яркие, щедрые луговые цветы всех цветов и оттенков празднично возвышаются в зелени травы. Всё живёт и процветает. А какие изящные белоствольные берёзы мы видим на переднем плане полотна.
Всё выглядит так натурально, что мы чувствуем и этот сладкий запах цветов и трав, и это жужжание насекомых, пение птиц и тихий шелест листьев. И во всём этом буйстве красок трудятся жители колхоза: худой парень, работающий своей косой быстро и активно; женщина, которая косит уверенно и спокойно; старики, которые не совсем не суетятся, но работают не хуже молодых. Как и положено, все работают на славу, приступая к труду с рвением и энтузиазмом. А вдалеке пейзаж прохладен и безмятежен, но всё так же по-летнему ярок. Пластов восторгается в этой картине своим народом-победителем, любящим труд и способным на всё что угодно для своей Родины, и, конечно же, такой любимой, родной землёй. Любовью и этим восторгом наполнен каждый элемент композиции, и они буквально передаются каждому зрителю.
3 картина. «Весна (В Бане)»
- Дата создания: 1954 год
- Размеры: 210 х 123 сантиметра
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Полотно «Весна (В Бане)» было написано Пластовым в 1954 году – в период так называемой «хрущёвской оттепели». Тогда цензура немного ослабела и критика, обрушившаяся на крайне вызывающую работу, была не столь резкой. Современное общество с предубеждением отнеслось к творению художника, назвав его излишне вульгарным, ведь провокационная полностью обнажённая женщина находится прямо в центре полотна. Это смелое решение автора называли несовременным взглядом на искусство, что очень печалило его.
Можно увидеть, что картина изображает собой предбанник русской избы, вход которого уложен золотистой соломой. Из бани вышла обнажённая женщина с длинными волнистыми волосами. Она укрывает маленькую девочку от снега большим серым платком. Девочка явно не хочет скрывать свою головку под жёсткой серой тканью, она хочет ощутить прикосновение лёгкого весеннего снега. Тело девушки сияет чистотой, эта ослепительная белизна не даёт зрителю отвести свой взор от этого пленительно зрелища. Мы не испытываем смущения, рассматривая её прекрасную фигуру, она настолько блистательна и лишена любого порока, что кажется, будто облачена в длинные белые одежды. В её ясном взоре ощущается добро и спокойствие.
Густые волосы цвета соломы изящно струятся по спине героини, словно божественный золотой ореол. Эта прекрасная женщина своим очарованием как бы олицетворяет наступающую весну, процветание жизни и грядущее плодородие. Её светло-русые локоны символизируют собой родную землю, очнувшуюся от зимнего сна, готовую принять в себя новые семена и взрастить богатый урожай. Весенняя природа словно приветствует её красоту с помощью последнего снегопада. Она нежно опускает снежинки вокруг девушки. Они тихо ложатся рядом, но не касаются молодого тела, чтобы не нарушить его прелести. Картина обладает уникальной гармонией. Художник смог удачно сочетать тёмные серые краски древесины и тёплые тона сена на фоне морозного весеннего неба. Он искусно изобразил маленькую девочку, укутанную в зимнее одеяние, и предметы быта сельских жителей.
4 картина. «Летом (Грибы)»
- Дата создания: 1954 год
- Размеры: 160 х 112,5 сантиметров
- Место нахождения: Ульяновский Областной Художественный Музей имени Аркадия Александровича Пластова (Ульяновск, Россия)
Перед нами одна из самых известных картин кисти живописца, знакомая нам ещё по школьным учебникам. Сочные яркие краски, светлый и тёплый колорит полотна создают хорошее настроение, наполняют его радостью. Чудесный знойный летний день. Солнце заливает лесную опушку. В тени больших берёз присели отдохнуть бабушка с внучкой, собиравшие грибы и ягоды с самого утра.
Внимание сразу же привлекает ярко-оранжевый платок на голове девчушки. Под солнечными лучами он переливается весёлыми горчично-жёлтыми, алыми и пунцовыми оттенками. Нежную кожу личика подчёркивают коричневые брови, густая тёмно-каштановая чёлка, выглядывающая из-под платка, пушистые чёрные ресницы. Малышка сосредоточенно обрывает с сорванной веточки ягоды и складывает их в голубую эмалированную кружку, стоящую у неё на коленях. Босые ножки устало вытянулись в мягкой траве. Лохматая, цвета песка с чёрными подпалинами, собака привалилась к боку девочки, положив голову на вытянутые лапы. Она дремлет на солнышке, прикрыв глаза, но уши внимательно прислушиваются к звукам вокруг.
Слева в густой зелёной траве стоят высокие белоствольные берёзы, солнечные зайчики сверкают на яркой зелёной листве золотисто-жёлтыми и серебристыми бликами. Летний ветерок тихонько качает тонкие берёзовые ветви. Перед ними на переднем плане произведения большой глиняный кувшин, доверху наполненный спелой малиной. Его ручка и широкая полоса отсвечивают тёмно-зелёным, почти чёрным цветом, подчёркивая тёплые медово-рыжие оттенки самого кувшина. Большая плетёная корзина и ведро, доверху наполненное грибами, стоят рядом. Щедрый урожай русского леса – боровики, лисички, волнушки, да всех и не перечислить.
В тени деревьев за спиной девочки прилегла отдохнуть бабушка, подложив под голову согнутую в локте руку. Кофта и юбка женщины, платок, которым она прикрыла лицо, играют глубокими синими полутонами от тёмного до ярко-голубого. Самый разгар лета, множество полевых цветов радуют глаз. Живописец великолепно передаёт нам их неяркую красоту, используя всевозможные полутона и нюансы красок: нежно-сиреневые, голубовато-лиловые, тёмно-фиолетовые, янтарно-жёлтые, белые, розовые. Чуть поодаль видна цветущая полянка, ярко освещённая солнечными лучами. За ней плотной стеной стоит тёмно-зелёный лес.
Рассматривая картину, замечаешь множество деталей, к которым так внимателен мастер: разноцветные бусы на шее девочки, белая пуговка на рукаве бабушкиной кофты, оторванная кора на стволе берёзы, отколотый край кружки, старый пень. Всё это придаёт изображению необыкновенную реальность и живость. От полотна будто веет ощущением тихого счастья. Вместе с художником мы восхищаемся неповторимой красотой нашей родины, изобилием русской природы.
5 картина. «Фашист Пролетел»
- Дата создания: 1942 год
- Размеры: 138 х 185 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Осенний день. На молоденьких берёзках жёлтые, с золотистым отливом, листья. Пожелтевшая трава уже укрыла собой землю. На опушке леса пас стадо маленький мальчик-пастух. Но неожиданно в небе пролетел фашистский вражеский самолёт, направив машину к земле, неприятель жестоко расстрелял парнишку из своего пулемёта. Мальчик упал на землю, уткнувшись в нескошенную траву головой, находясь в неестественной позе. Пуля попала ему прямо в голову. Он припал своей щекой к сухой траве, крепко прижавшись к холодной земле. Его рука развёрнута. Шапка и кнут пастуха, лежат в стороне. Возле мальчика, на задних лапах стоит собака. Она протяжно воет от грусти, прорезая своим криком степную тишину. Это вой о несбывшихся надеждах и оборвавшейся жизни его близкого друга.
Всего лишь мгновенье назад, его жизнь остановил свинцовый ливень пуль. Фашистский самолёт виден летящим над полем озимых. Он постепенно скрывается вдалеке чистого и ясного неба, кричащего о мирной жизни. Художник изобразил его маленьким, давая нам понять, что он чужак в этих краях. Стадо с животными разбежалось от стрельбы, но начинает сходиться к своему пастуху. Фашистская пуля задела двух коров и телёнка, лежащего среди берёз. Овцы, потерянно бродят вокруг своего пастушка. На фоне мирной осенней природы, совершённое преступление выглядит ещё более жестоким и чудовищным.
Пластов не случайно выбрал осенний период, который оттеняет своей грустной красотой трагические события гибели маленького пастушка. Описанная природа воспринимается зрителем как лирическое сопровождение к грустной, печальной песне, наполненной глубоким трагизмом. Глядя на картину, накатываются слёзы и сжимаются кулаки. Ненависть и гнев рождается к фашистским ненавистникам. Чувствуется боль и обида за оборвавшуюся жизнь маленького мальчика. Данный сюжет картины, тяжело забыть. Картина напитана тишиной, среди которой прорезается драматизм войны.
6 картина. «На Колхозном Току»
- Дата создания: 1949 год
- Размеры: 201,5 х 384 сантиметра
- Место нахождения: Киевская Картинная Галерея (Киев, Украина)
Аркадий Пластов хорошо знал труд колхозников, сам часто принимал участие в сельских работах. И в 1949 году он пишет сие большое многоплановое полотно, наполненное жизненной силой. Самая горяча пора в колхозе – уборка хлеба. Кипит работа на колхозном току, каждый час на счету. Тёплые золотистые, янтарные и медовые краски спелого хлеба, преобладающие на картине, ослепительно-белый цвет косынок, сочные огненно-оранжевые оттенки рубахи создают ощущение праздника. Сияющий солнечный свет наполняет полотно. Яркое пятно в центре изображения – молодой человек в красной просторной рубахе и чёрных штанах жадно пьёт воду из ковшика. Его потное загорелое лицо раскраснелось, рука крепко держит за повод молодого рыжего бычка, запряжённого в телегу. Всего четыре года как кончилась война, лошадей пока ещё не хватает.
Перед ним стоит маленький мальчик в белой широкой майке и серых штанах, подпоясанных верёвкой. На голове его выцветшая солдатская фуражка. Напряжённые руки с трудом держат на весу большое ведро, наполненное прохладной водой. Слева с вилами в руках к нему подошёл худощавый подросток в серо-голубой полинявшей рубахе, светло-коричневая кепка прикрывает его голову от палящего солнца. Минута отдыха, чтобы глотнуть воды и продолжить работу. Чуть подальше за ними мужчина в одних штанах и кепке, стоя на телеге, вилами подаёт хлеб на молотилку. Потная спина блестит на солнце. В воздухе вокруг клубится пыль и остатки соломы. Палящий зной, ни малейшего дуновения ветерка.
Рядом несколько молодых женщин с косынками на головах, одетых в разноцветные платья, подносят тяжёлые снопы к нему поближе. С правой стороны картины, рядом с отливающей бледным золотом большой кучей обмолоченной пшеницы, отдыхают босые девушки, веявшие зерно. Деревянные лопаты и грабли стоят у берёзового шеста. К ним уже спешит девочка, несущая на плече тяжёлое синее ведро с водой. Весёлый рыжий пёс с белыми пятнами и чёрными ушами прыгает рядом с ней. На заднем плане полотна колхозники грузят зерно на телегу, запряжённую лошадью. Вдали работает другая молотилка. Дожидается своей очереди огромная ярко-жёлтая скирда. Видны бескрайние убранные поля, тонкой полоской у самого горизонта синеет лес. Высокое бледно-голубое небо с плывущими облаками широко раскинулось над землёй.
Чем дольше разглядываешь изображение, тем больше подробностей находишь. Это и ведро с зелёными спелыми огурцами, и метла, лежащая на зерне, и сухой стебелёк, свисающий с берёзовой жердочки. Художник удалось передать гордость за своих земляков, сноровисто и умело выполняющих тяжёлую работу. Эта картина – настоящий гимн труду людей!
7 картина. «Едут на Выборы»
- Дата создания: 1947 год
- Размеры: 295 х 221 сантиметр
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Среди праздников той поры, которые всегда весело отмечали, был и день выборов. С самого утра на избирательные участки шли люди. Этому событию и посвятил Пластов свою наполненную радостью и хорошим настроением картину. Зимнее пасмурное утро. В верхнем углу полотна жёлто-оранжевый круг неяркого солнца пробивается сквозь утреннюю дымку. Его лучи окрасили облака в бледные золотисто-коралловые оттенки. На фоне сумрачного неба, притягивая к себе взгляд зрителя, ярко реет алый флаг.
Прямо перед нами в санях, запряжённых тройкой лошадей, колхозники едут на выборы. Весело покрикивает юный возница, размахивая кнутом. На нём большой тёплый светло-коричневый овчинный полушубок с чёрным воротником, серая меховая шапка-ушанка с задорно торчащим ухом. За его спиной, высоко подняв чёрный воротник, сидит пожилой бородатый мужчина. К нему прислонилась бабушка в плотно завязанном голубом платке. Ресницы её заиндевели, нос покраснел от холода. О чём она думает, что вспоминает? Гармонист, вытянувший ноги в больших белых валенках с галошами, сидит на краю дровней. Он растянул цветастые меха гармони, играя весёлую песню.
Сзади на санях, укутавшись в тёплые шали, сидят три молодые женщины. Их нежные светлые лица раскраснелись от мороза. О чём-то мечтает красивая юная колхозница в белом ажурном полушалке с длинной бахромой. Рядом, завернувшись в тёмно-синюю клетчатую шаль, лукаво улыбается кому-то вторая девушка. Весело смотрят озорные чёрные глаза, светлая рыжая чёлка падает на тёмные брови. Третья женщина в шерстяном бледно-жёлтом платке и тёмной шубке с заботливой улыбкой смотрит на молодого парня. Приподнявшись, он весело машет сорванной с головы шапкой. Очень близко подъехали к ним вторые сани, возница которых натянул поводья, придерживая лошадь. Но мохнатая нога с железной подковой почти наступает на полозья.
Динамичность картине придают развевающиеся на дугах красные, алые, ярко-розовые, оранжевые и синие ленты, звон колокольчика, ритмичный стук копыт. Художник использует множество цветовых нюансов и полутонов. На полотне гармонично сочетаются тёплые сиренево-белые оттенки снега и холодные фиолетовые тона теней, пастельные краски женских платков и тёмные цвета полушубков. На заднем плане произведения видны покрытые снегом дома, заснеженные деревья. Утренний свет окрасил их в глубокий лиловый цвет. По дороге мимо домов торопятся ещё несколько саней. Изображение можно рассматривать долго, находя всё новые детали. Вот вдоль забора идёт за водой женщина с коромыслом, а здесь птицы расселись на ветвях. А какой яркий радужный пояс на вознице! Картина очень реальная и жизнеутверждающая, она дарит зрителю солнечное настроение и уверенность в завтрашнем дне.
Продолжение художественного искусства кисти Аркадия Пластова подготовлено для вас на этой странице.