Итак, Бутырский районный суд Москвы, 21 апреля 2025 года. Дата, которую запомнят многие, особенно те, кто хоть немного следил за этой душераздирающей историей. Посмертный приговор Михаилу Хачатуряну – звучит как мрачная ирония, не правда ли? Человека, которого признали виновным в систематическом кошмаре, который он устроил своим дочерям, уже нет в живых. Но справедливость, пусть и запоздалая, все-таки настигла его. Дело, начавшееся в 2018 году, когда три сестры – Крестина, Ангелина и Мария – совершили то, что, возможно, было единственным способом вырваться из ада, стало одним из самых громких и противоречивых в нашей стране.
Тот самый день в июле 2018-го
27 июля 2018 года. Алтуфьевское шоссе , Москва. Квартира, ставшая эпицентром трагедии. Три сестры Хачатурян, тогда еще совсем юные – 19-летняя Крестина, 18-летняя Ангелина и 17-летняя Мария – лишили жизни своего отца, Михаила Хачатуряна. Десятки колото-резаных ран – картина, достойная пера мастера ужасов. Но это была не выдумка, а жестокая реальность. Девушки, не скрываясь, вызвали полицию и скорую. Их слова, произнесенные в первые часы, повергли в шок:
"Мы ненавидели его. Он годами издевался над нами".
Годами! Вдумайтесь в это.
Следствие выяснило, что Михаил годами превращал жизнь дочерей в кромешный ад. Физическое и сексуальное насилие , унижения, постоянные угрозы – это был его "джентльменский набор". В квартире, как выяснилось, даже был специальный колокольчик, по звонку которого девушки должны были немедленно являться к отцу. Представляете себе этот средневековый ужас в московской квартире? В тот роковой день, как рассказали сестры, он распылил им в лицо перцовый баллончик, а Крестина, страдающая астмой, потеряла сознание. Видимо, это и стало той самой последней каплей, переполнившей чашу терпения. Сёстры, в отчаянии, схватились за нож и молоток. В соцсетях тогда писали:
"Они жили в аду, другого выхода просто не было".
И как тут не согласиться?
Посмертный суд: обвинения, предъявленные отцу
В марте 2021 года Следственный комитет, казалось бы, совершил нечто немыслимое – возбудил дело против Михаила Хачатуряна. Посмертно. Обвинения были серьезными: насильственные действия сексуального характера, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и, внимание, изготовление порнографических материалов. Бутырский суд начал рассматривать это дело в апреле 2023 года , в закрытом режиме, подальше от любопытных глаз. Прокурор, требуя признать вину Хачатуряна, предложил прекратить дело в связи с его смертью. Ну да, а чего с него взять-то, с мертвого?
На заседаниях допросили сестёр, свидетелей, изучили горы доказательств. Экспертизы подтвердили страшное: у девушек развилось посттравматическое стрессовое расстройство и так называемый "синдром жестокого обращения" – прямой результат действий отца. Психиатры , проведя исследования, пришли к выводу, что Михаил страдал расстройством сексуального влечения, с наклонностями к педофилии, и умело манипулировал дочерями, держа их в абсолютной зависимости. На оглашении приговора 21 апреля 2025 года присутствовала Мария Хачатурян. Её адвокат, Алексей Паршин, как сообщает ТАСС, назвал это "шагом к справедливости для девушек". Хочется верить, что это действительно так.
Суд, в итоге, признал Хачатуряна виновным по всем пунктам обвинения. В одном из каналов в "телеге" написали , что это решение может стать ключевым в деле сестёр, которых обвиняют в убийстве по предварительному сговору. И здесь возникает главный вопрос: а был ли это сговор, или это была отчаянная попытка самозащиты?
Шокирующие детали
Дело Хачатурянов – это клубок ужасающих деталей, от которых волосы встают дыбом. Вот лишь несколько фактов, которые в свое время потрясли общественность:
- Михаил заставлял дочерей делать татуировки с его именем. Звучит как клеймо раба, не правда ли?
- Он запрещал им пользоваться телефонами и соцсетями , лишая связи с внешним миром. Полная изоляция – идеальное условие для тирании.
- Девушки должны были отчитываться за каждую потраченную копейку. Контроль тотальный.
- В квартире постоянно звучала громкая музыка, чтобы соседи не слышали криков. Идеальная звукоизоляция для домашнего насилия.
- Михаил угрожал убить их мать, если они попытаются сбежать. Шах и мат.
Все эти детали , всплывшие в ходе следствия, рисуют картину настоящего кошмара, в котором жили девушки. В одном из Telegram-каналов написали:
"Это не просто дело, это крик о помощи, который наконец-то услышали".
Сестры Хачатурян не молчали. Сразу после трагедии они рассказали полиции обо всем, что пережили за годы насилия, предоставили записи угроз отца и свидетельства соседей. Их адвокаты, в том числе Алексей Паршин, настаивали на переквалификации дела на самооборону. В 2021 году девушек официально признали потерпевшими по делу отца – это стало их первой маленькой победой на пути к справедливости.
Крестина, Ангелина и Мария, несмотря на пережитую психологическую травму, давали показания в суде. Они подробно описывали , как отец контролировал каждый аспект их жизни: запрещал общаться с друзьями, избивал за малейшие провинности и принуждал к вещам, о которых страшно даже говорить. В 2019 году их выпустили из СИЗО под подписку о невыезде, что дало им шанс начать хоть как-то восстанавливаться. В соцсетях тогда писали:
"Они не преступницы, они выжившие".
И это, пожалуй, самое точное определение.
Эта история вдохновила многих. В 2019 году в Москве прошли пикеты в поддержку сестёр, а хэштег #СвободуСестрамХачатурян собрал тысячи постов. Девушки, по словам адвокатов, надеются на оправдание, чтобы, наконец, "жить без страха". И кто может их в этом упрекнуть?
Прецедент для России
Посмертный приговор Хачатуряну – случай, прямо скажем, неординарный для российской судебной практики. Впервые суд дал оценку не только действиям жертвы , но и действиям агрессора в деле о домашнем насилии. В соцсетях пишут, что это может кардинально изменить подход к подобным делам в будущем:
"Если сестёр оправдают, это даст надежду другим жертвам".
Дело сестёр всё ещё не закрыто. Мосгорсуд вернул его в прокуратуру в 2023 году, но приговор отцу может стать решающим аргументом. Адвокат Сталина Гуревич в одном из интервью отметила , что признание вины Хачатуряна подтверждает: сёстры действовали в состоянии отчаяния. И если их действия признают самообороной, это создаст прецедент, который позволит жертвам насилия защищаться, не боясь тюрьмы. А это, согласитесь, уже совсем другая история.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!