Найти в Дзене

Любимый микроб Николая Гамалеи

Луи Пастер считал этого ученого одним из своих самых способных учеников. В России его и именовали порой «русским Пастером». А еще биолога и эпидемиолога Николая Гамалея называют ученым, победивший чуму, холеру и тиф. «Код музея» является одним из участников уникального проекта о жизни отечественных ученых. В 1947 году на берегу Москва-реки близ Звенигорода был построен дачный поселок для академиков Мозжинка (это место выбрал президент АН СССР Сергей Вавилов). В начале 2025 года открылась выставка, посвященная жившим здесь выдающимся советским и российским ученым. В ходе работы над проектом были  собраны воспоминания соседей академиков по дачному поселку, их знакомых и близких. «КГ» делится с читателями этими историями. Николай Гамалея родился в 1859 году. По легенде, которой придерживался и сам ученый, «Гамалеем», то есть «могучим», турки назвали его предка – казака Григория Высоцкого. Тот, якобы от имени гетмана Богдана Хмельницкого, провел успешные переговоры с турецким султаном. Одн
Академик Николай Гамалея
Академик Николай Гамалея

Луи Пастер считал этого ученого одним из своих самых способных учеников. В России его и именовали порой «русским Пастером». А еще биолога и эпидемиолога Николая Гамалея называют ученым, победивший чуму, холеру и тиф.

«Код музея» является одним из участников уникального проекта о жизни отечественных ученых. В 1947 году на берегу Москва-реки близ Звенигорода был построен дачный поселок для академиков Мозжинка (это место выбрал президент АН СССР Сергей Вавилов). В начале 2025 года открылась выставка, посвященная жившим здесь выдающимся советским и российским ученым. В ходе работы над проектом были  собраны воспоминания соседей академиков по дачному поселку, их знакомых и близких. «КГ» делится с читателями этими историями.

Николай Гамалея родился в 1859 году. По легенде, которой придерживался и сам ученый, «Гамалеем», то есть «могучим», турки назвали его предка – казака Григория Высоцкого. Тот, якобы от имени гетмана Богдана Хмельницкого, провел успешные переговоры с турецким султаном.

Николай Гамалея
Николай Гамалея

Одним из ключевых моментов, определивших научную деятельность Николая Гамалеи стало его знакомство с великим биологом Луи Пастером. В 1885 году тот впервые успешно применил вакцину против бешенства, что стало мировой сенсацией. Молодой врач Николай Гамалея отправился в Париж, чтобы лично учиться у Пастера. В Пастеровском институте он участвовал в экспериментах по ослаблению вируса бешенства. Вместе с Пастером отрабатывал методику постепенного введения вакцины после укуса бешеного животного.

Отделение Второго самарского лазарета, 1915
Отделение Второго самарского лазарета, 1915

Получив разрешение от Луи Пастера, Николай Гамалея открыл в Одессе станцию для прививок против бешенства. Это было первое подобное учреждение в Российской империи и второе (после Парижа) в мире. Благодаря этому удалось спасти сотни людей, включая укушенных волками и бешеными собаками.

Страстная любовь к науке и неизменная преданность ей, <…> терпение, не боящееся неудач; научная добросовестность и искренность, которые ставят выше всего истину, с полным забвением собственной личности и её взглядов <…>, – всё это обычные качества всякого настоящего учёного.

Эти слова Гамалеи Луи Пастере вполне можно применить и к нему самому. Именно поэтому все вакцины, с которыми работал ученый – от бешенства до холеры -- он испытывал прежде всего на себе.

Николай Гамалея изучал пути передачи холеры и предложил меры по борьбе с эпидемиями. Он доказал роль крыс в распространении чумы, что помогло улучшить санитарные условия. В 1898 году, задолго до официального открытия бактериофагов, описал явление лизиса бактерий — разрушения микробов под действием неизвестного агента (позже выяснилось, что это вирусы). В 1908 году Гамалея сделал важное открытие, доказав, что вши являются переносчиками сыпного тифа. Это открытие имело огромное значение для профилактики и борьбы с опасным заболеванием. Ученый создал вакцины против оспы, тифа, дифтерии. Он изучал механизмы иммунитета, в том числе коллективный иммунитет.

При этом Николай Гамалея всегда совмещал науку с практикой. Он сам ходил по петербургским ночлежкам, где кишели вши, другие насекомые-переносчики опасных заболеваний, помогал людям и убеждал власти уничтожать эту заразу.

Приемное отделение Обуховской больницы, Санкт-Петербург, 1887
Приемное отделение Обуховской больницы, Санкт-Петербург, 1887

Уже при жизни академик стал легендой. В связи с этим рассказывают забавный случай, произошедший уже в 40-х годах ХХ века. На какой-то научной конференции докладчик из провинции с жаром заявил с трибуны:

Тысячу раз права была покойная Гамалея, которая еще в 1937 году говорила, что....

Восьмидесятилетний Гамалея, дослушав выступление, поднялся из зала и возразил:

Во-первых, я еще живая Гамалея, а во-вторых, возможно я уже и не мужчина, но явно еще не женщина!
Николай Гамалея (в центре) в президиуме Х Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в Одессе, 1926
Николай Гамалея (в центре) в президиуме Х Всесоюзного съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей в Одессе, 1926

В возрасте 85 лет Николай Гамалеи все еще продолжал активную деятельность. Он открыл, что два вещества – микол и тиссулин – способные победить возбудитель туберкулеза палочку Коха (Гамалея называл ее своим «любимым микробом»). Ученый заразил себя туберкулезом и принял микол. Болезнь вновь была побеждена.