Водоворот страстей и событий, словно бурный поток, наконец схлынул, оставив после себя тихую заводь умиротворения. Эмоции, доселе бурлившие как весеннее половодье, улеглись, и теперь я могу вдохнуть полной грудью, ощущая тихую радость возвращения к любимому делу.
Перо, истосковавшееся по бумаге, вновь трепещет в предвкушении. Мысли, долгое время спутанные клубом забот, теперь стройно выстраиваются в ряды, готовые обрести форму слов. :)
Ладно, ладно, не гружу текстом, словно бы я Лев Толстой....
В опросе, который проводился в моем телеграмм-канале, большинство из вас проголосовало за то, чтобы написала об одном из любимых художников. В этот раз сказ будет об Андрее Рублеве и его иконах.
Почему иконописец?
Пару лет назад прекрасный город Суздаль оставил большой след после его посещения. Сопровождалось изучение города рассказами и историческими фактами от гида Надежды (кстати, рекомендую.. и это не реклама https://www.sputnik8.com/ru/guides/795072-nadezhda-a). Надежда очень погрузила в историю нашего Государства.. рассказала про историю Суздальской земли, когда были княжества. Не буду все пересказывать, перейдем сразу ближе к теме статьи.
Так вот, Суздаль уникален тем, что на территории города с численностью менее 10 тыс. человек находится огромное количество церквей, храмов, мужских и женских монастырей. Особенно меня впечатлила в селе Кидекша церковь Бориса и Глеба на берегу реки Нерль, основатель церкви - Юрий Долгорукий. Это один из древнейших памятников зодчества Древней Руси.
Заходя в церкви, Надежда нам рассказывала и про иконы (нет, это не реклама, искренне делюсь классным гидом), и именно в тот момент я наконец прониклась иконописью, стала чаще посещать церкви и вообще погрузилась чуть глубже в религию, так как для меня эта тема просто непаханное поле.
Коротко рассказала свою предысторию. Теперь об Андрее Рублеве.
Андрей Рублев... Имя, которое у многих ассоциируется с древностью, золотом, иконами и, чего уж греха таить, чем-то далеким от современной жизни.
Рублев жил на рубеже XIV-XV веков - в эпоху тяжелых испытаний для Руси: эпидемии чумы, татаро-монгольского ига и княжеских распрей. Вопреки этим мрачным временам, именно тогда наблюдался всплеск духовной и культурной жизни. В тот момент произошел расцвет монастырской жизни. На Руси возникло множество новых монастырей, а в Москве творили выдающиеся византийские и южнославянские мастера, такие как Феофан Грек.
Настоящее имя Андрея Рублева остается загадкой, так как имя Андрей он получил при постриге в монахи. Многие факты его биографии неизвестны. Первое упоминание о нем в летописях датируется 1405 годом, а предполагаемая дата рождения - около 1360 года. Прозвище "Рублев" связывают с ремеслом, возможно, он происходил из семьи, занимавшейся выделкой кожи, но это лишь гипотеза.
Рублев - это не просто художник, он - философ, богослов, передающий глубокие духовные идеи через цвет, линию и композицию. Но что же делает его иконы особенными?
- Гармония и свет: В его работах нет мрачности и страха, характерных для более раннего иконописания. Рублев наполняет свои иконы светом, теплом и умиротворением. Его цвета - нежные, пастельные, создающие ощущение небесной гармонии.
- Человечность: Лица святых на иконах Рублева полны доброты, сострадания и мудрости. В них нет надменности и строгости, они словно смотрят на тебя с пониманием и любовью.
- Простота и глубина: Композиции икон Рублева на первый взгляд кажутся простыми, но за этой простотой скрывается глубокий символизм. Каждая деталь, каждый жест - несет в себе определенный смысл, рассказывая историю, понятную и близкую каждому человеку.
На самом деле иконные залы в музеях для меня являются самыми сложными. Без гида мне очень сложно понять. Иконы кажутся одинаковыми, трудными для понимания. Искренне пытаюсь научиться понимать язык иконописи, не всегда успешно, поэтому ниже по тексту местами будут прибегать за помощью к интернету.
Шедевром Рублева на все времена и его визитной карточкой является "Троица".
И это не просто изображение трех ангелов, это - глубокое размышление о любви, единстве и жертвенности. Три ангела, сидящие вокруг стола, символизируют три ипостаси Бога, объединенные в едином духе. Их позы - умиротворенные и созерцательные, приглашают зрителя к размышлению о вечном. "Троица" Рублева - это символ мира , и согласия.
В Успенском соборе города Владимир (кстати, там тоже была с гидом Надеждой :)) можно увидеть сохранившиеся фрески Андрея Рублева. Одна из них - "Страшный суд". Непревзойденность данной фрески в исходящей от нее милости. Здесь нет ни плача, ни злобы, ни адских мучений - все пронизано светом, радостью Встречи с Христом.
Иконы Рублева учат нас видеть красоту в простоте, находить гармонию в мире и помнить о вечных ценностях.
Кстати, главные работы Андрея Рублева можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
На этом все. Спасибо за то, что дочитали до конца. Если было интересно, то ставьте лайки и подписывайтесь. Мне будет очень приятно, а также станет мотивацией писать дальше, больше и чаще :)