Найти в Дзене
-ASAAR & СТИХОБОЙ-

Джигит или Всадник Медный ?

Оглавление

Разоблачаем некоторые устоявшиеся мифы и заблуждения о самом известном памятнике Императору Петру Великому.

Начало Цикла "Тайны Медного всадника"- в предыдущей статье "Медный всадник" и мадам де Помпадур.."

Памятник Петру Первому, скульптор Этьен Морис Фальконе. Фото © Wikipedia
Памятник Петру Первому, скульптор Этьен Морис Фальконе. Фото © Wikipedia

Почему всё же Медный всадник, а не Бронзовый?

С лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина, памятник Императору Петру Великому, самым естественным образом вошёл в нашу жизнь, память, сознание и лексикон как "Медный всадник».

Попробуем разобраться почему у А.С.Пушкина только Всадник "медный" если известно, что весь памятник, создан скульптором Фальконе полностью из бронзы? А как же конь? Как его "называет" поэт? Автор поэмы два раза об этом говорит вполне определённо.

Здесь всё точно, конь, как и положено быть - бронзовый:

В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
...
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Фрагмент Памятника Петру Первому, скульптор Этьен Морис Фальконе. Фото © Wikipedia
Фрагмент Памятника Петру Первому, скульптор Этьен Морис Фальконе. Фото © Wikipedia

"Кумир на бронзовом коне" джигитует?

Обратите внимание, что конь (в обоих случаях)- бронзовый, рука "кумира" и там и там "простёрта", но сам "кумир" - то стоит на коне, то сидит... Вряд ли это случайная описка или оговорка Пушкина. И тогда возникает вполне законный вопрос, зачем поэту была нужна эта цирковая "джигитовка" всадника.

На мой взгляд, именно в это момент начинается помутнение рассудка несчастного Евгения. Поэт через искажённое сознание, глазами Евгения "видит" происходящее вокруг и передаёт нам.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме "Медный всадник" А.С.Пушкина Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме "Медный всадник" А.С.Пушкина Фото © Wikipedia

Итак, два раза в поэме Конь - бронзовый и два раза Всадник - медный, ну, и всего один раз - "узда железная". Полиметаллизм. У вдумчивого читателя должно сложиться устойчивое ощущение, что поэт не случайно отделяет Всадника от Коня и дважды это подчёркивает. Но ведь известно же было всем, что памятник Петру целиком изготовлен из БРОНЗЫ...

Основано на истине?..

Мы знаем, что Александр Пушкин закончил поэму "Медный всадник" в ту самую болдинскую осень 1833 года, которая, как известно, была САМОЙ продуктивной творческой порой в жизни поэта. Нам известно, что всего за ТРИ месяца была завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», были написаны поэма «Домик в Коломне», вторая сказка, 32 лирических стихотворения и несколько критических статей. Согласитесь, это был просто титанический труд !

Не знаю, был ли подобный опыт у других литераторов до или после Пушкина? Напишите, если вы знаете...

Жанр "Медного всадника" был определён как "Петербургскую повесть" и в Предисловии Пушкин счёл нужным отметить, что "происшествие ... основано на истине". Поэт, как опытный беллетрист, сразу же заинтриговывает читателя:

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Обратим внимание на формулировку. Пушкин, конечно же, не мог написать, что поэма "основана на реальных событиях", тогда ТАК не говорили. Но он и не написал, что "основано на правде" или, как вариант, "на правдивых событиях".

Зачем же поэту было так писать, учитывая, что правда и истина - это не синонимы? Ответ я нашёл в словаре Владимира Даля. Но об этом позже...

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Нет повести печальнее на свете...

Какое же "ПРОИСШЕСТВИЕ" здесь истинно? Точнее сказать, "основано на истине". И о каком вообще "происшествии" говорит А.С.Пушкин?

Наводнение ли это, а может оживший кумир, преследующий бедного Евгения на бронзовом коне или это просто трагическая история любви Евгения и Параши? Ужасное наводнение было точно, память о нём у очевидцев ещё свежа, хотя и прошло почти 10 лет. Медный всадник - на месте. Евгений и Параша, любящие друг друга, наверняка в Санкт-Петербурге и ближайших окрестностях, тоже были.

Если Наводнение - это только декорация и подмостки сцены, на котором разворачивается Трагедия, соизмеримая (как минимум!) с шекспировской, то Медный всадник, Евгений и Параша - это действующие лица поэмы. Зададимся вопросом, если мы исключим кого-то из Повести, сложится ли "Происшествие". И кто же в ней главный Герой?

Медный всадник говорит нам Пушкин самим названием поэмы. Но так ли всё очевидно? Маша Миронова - капитанская дочка, но разве она главная героиня? Или всё же Евгений и Параша?

В 1829 году, а может и раньше Пушкин познакомился с трагедией Шекспира "Ромео и Джульетта".

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о ... Евгении и Параше.

В следующий раз, я расскажу подробнее, почему (на мой взгляд) А.С.Пушкин выбрал такие имена героев поэмы и как они коррелируются с Ромео и Джульеттой трагедии У. Шекспира.

Лев с шаром на иллюстрации А. Н. Остроумовой-Лебедевой к поэме Медный всадник Пушкина. Фото © Wikipedia
Лев с шаром на иллюстрации А. Н. Остроумовой-Лебедевой к поэме Медный всадник Пушкина. Фото © Wikipedia

Всего ДВА раза упомянутая медь...

В самой повести, состоящей из короткого Предисловия, объёмного Вступления и двух огромных Глав, не считая названия, эпитет «медный» упоминается всего два раза, причём, только в самом конце «Медного всадника» и следующие непосредственно один за другим:

И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный

Куда стопы ни обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжелым топотом скакал.

Мощно сказано, прям жуть берёт, не правда ли? Упомянутый в поэме всего два раза, этот эпитет сразу и навсегда укоренился в нашем сознании. Мог ли Пушкин, зная, что памятник Петру изготовлен из бронзы, даже для «бронзы» найти нужную рифму? Несомненно. Почему же поэт, так любивший правду и точность во всём, пренебрёг этой очевидной исторической точностью?

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Попробуем разобраться

В русской поэзии я навскидку насчитал порядка десяти упоминаний о конной статуе Петра. Отрывки некоторых из них я вам продемонстрирую ниже. Отмечу только, что помимо «меди», поэты несколько раз, отмечают другой материал для описания памятника - бронзу и железо.

Первое стихотворение о Памятнике было написано спустя год после его открытия Ермилом Костровым - русским поэтом XVIII века. С тех пор монументальный образ Петра на коне появляется в литературе.

Оно написано в необычном сейчас для нас жанре античной традиции - эклоги, которая практически полностью исчезла в начале XIX века.

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра начала XIX века с рисунка А. П. Давыдова 1782 года. Фото © Wikipedia
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра начала XIX века с рисунка А. П. Давыдова 1782 года. Фото © Wikipedia

«Полубог» на каменной твердыне

Кто сей, превознесен на каменной твердыне,

Седящий на коне, простерший длань к пучине,

Претящ до облаков крутым волнам скакать

И вихрям бурным понт дыханьем колебать? —

То Петр. Его умом Россия обновленна,

И громких дел его исполненна вселенна.

Он, видя чресл своих предзнаменитый плод,

Соплещет радостно с превыспренних высот.

И медь, что вид его на бреге представляет,

Чувствительной себя к веселию являет;

И гордый конь его, подъемля легкость ног,

Желает, чтоб на нем седящий полубог

Порфирородную летел лобзать девицу,

Поздравить россам вновь востекшую денницу.

Из стихотворения «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны», 1783

С произведения Кострова началась литературная традиция изображать медного Петра как покровителя города, способного уберечь его от бед. Образ «гордого коня» из эклоги позже появится в «Медном всаднике» Александра Пушкина.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Вторым по списку идёт (или скачет) «Медный всадник» А.С. Пушкина.

Не упустим удовольствия вспомнить начало этой Поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел...

А.Н. Бенуа. «На берегу пустынных волн …» Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». 1916. ГРМ
А.Н. Бенуа. «На берегу пустынных волн …» Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». 1916. ГРМ

На перечисление примеров упоминания в русской поэзии пока остановимся иначе статья будет очень большая. Анализ этих отрывков стихов стоит отдельной публикации. Упомяну только, что конный монумент Петру I в своём творчестве упоминала Анна Ахматова, Борис Пастернак, Александр Блок, Николай Гумилёв... Серебряный век, господа, серебряный век...

Привет от декабристов?

Автором метафоры, некоторые исследователи считают Александра Одоевского, поэта-декабриста. Действительно, в его стихотворении 1831 года «Сен-Бернар» есть такая строка: «В полночной мгле, в снегах, есть конь и всадник медной».

Страшись! Уже на кликъ отечества и славы
Встаетъ народъ: онъ грань твоихъ путей!…
Всходящая звѣзда мужающей державы
Уже грозитъ звѣздѣ твоей…
Въ полночной мглѣ, въ снѣгахъ есть конь и всадникъ мѣдный:
Ударитъ конь копытами въ гранитъ
И, кинувъ огнь въ сердца, онъ искрою побѣдной
Твой грозный лавръ испепелитъ!“

Отрывок из стихотворения «Сен-Бернар», посвящённого переходу войск Наполеона через перевал Сен-Бернар после Египетского похода.

В пользу этой версии говорит ещё тот факт, что в данном стихотворении, написанном в стилистике XVIII века, метафора "медный" здесь тоже относится ТОЛЬКО ко всаднику, а не к коню и всаднику, как единому целому.

Если, как пишут исследователи, стихи написаны в 1831 году, то стоит отметить, что в это время Александр Одоевский находился в Сибири и был каторжанином Петровского завода в числе других декабристов.

Тем не менее, не исключается возможность, что А.С.Пушкину было знакомо это стихотворение и так понравился образ "коня и всадника медного", что он применил его в своей поэме.

Не исключаю также, что Александр Сергеевич, одно время разделявший взгляды декабристов, "услышав" эту метафору от Одоевского, таким вот образом передал друзьям-декабристам своеобразный "привет".

В любом случае, устойчивым это выражение (Медный всадник) стало после выхода одноименной пушкинской поэмы.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Кто лучше разбирается в поэзии, Камер-юнкер или Император?

Отрывок из "Медного всадника", после жёсткого цензурирования поэмы императором Николаем Павловичем (который был, как известно, талантлив во всём) и лучше камер-юнкера Пушкина разбирался в поэзии, опубликовали в 1834 году.

Поэт пошёл на это сокращение скрепя сердце, т.к. десять лет до этого, т.е. осенью 1824 года, произошли страшные события, вызванные наводнением, собственно говоря и описанные Пушкиным в поэме, и он не мог не отозваться на "Потоп", хотя бы таким способом. Полностью же поэма, без цензурных правок, увидела свет только в 1904 году.

Где-то читал, что поэму «Медный всадник» напечатали после смерти автора в журнале «Современник», со значительными изменениями, внесенными поэтом Василием Жуковским. И только в 1923 году известный историк, пушкинист, издатель и публицист Павел Щеголев восстановил авторский текст.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Медный или Бронзовый

Теперь о том, почему всё-таки Пушкин применил метафору "медный".

Версий, за без малого 200 лет, скопилось довольно много. В прошлом году, кстати, вспоминали о самом Наводнении, когда "...всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен" 7 (19) ноября 1824 года.

Благодарю тех, кто дочитал до этого места и надеюсь оправдать ваши ожидания!

Итак, версия Первая:

Если говорить совсем просто, то медь ценнее, чем бронза. Бронза, как известно, сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента. Используя свою метафору, Пушкин, таким образом, по идее, повышал "статус" Всадника по отношению к Коню. Памятник в поэме у него - то бронзовый, то медный. Но Конь у Пушкина всегда бронзовый, а Всадник - всегда медный.

Версия Вторая:

Обратно пропорциональная Первой версии. «Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью», — говорит Ю. Б. Борев. Ему вторит Л. Еремина: «Благородную бронзу, материал бессмертия, славы и благодарности потомков, Пушкин заменил прозаической медью».

Оба исследователя сходятся также в том, что «медная глава» Петра — намек на его медный лоб. Поскольку такая трактовка эпитета «медный» завоевала популярность, к разговору о нем стоит вернуться.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Версия Третья:

Медь и бронза - в русском языке почти синонимы и допускается употребление слова «медь» в значении «бронза»: колокольная медь, пушечная медь и т. п. Большинство предметов, которые в быту зовутся медными, — светильники, самовары, краны, монеты и проч. — сделаны из сплавов меди с оловом (бронза) и цинком (латунь).

В творчестве А.С. Пушкина почти все употребления слова «медный» относятся к бронзе и латуни: медные шандалы в спальне старой графини и в комнате Сильвио, медный образ на могиле Вырина, замок, ручку которого жмет Нулин, «медных пушек светлый ряд» и т. д.

Версия Четвёртая:

Литературная традиция. В допушкинской поэзии статуи вообще только медные. Так, у Жуковского:

Там  медь являет  зрак  героя —
В  нем  пламень мужества  горит.
(«Могущество, слава и благоденствие России»)

У Державина:

Такого  мужа  обелиски
Не  тем  славны,  что  к  небу  близки,
Не  мрамором,  не  медью  тверды...
(«Памятник  герою»)

Подобные примеры есть также и у Ломоносова и Сумарокова.

Версия Пятая:

Поэтическое чувство русского языка. Высокий вкус и такт, свойственные Поэту. В единственном случае, когда оба определения оказались в черновике рядом:

Всадник  Медный
На  [бронзовом]  коне
,— А.С. Пушкин сразу зачеркивает «бронзовом», избегая непрошенного здесь комического эффекта.

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Не могу не отметить с огромной благодарностью гениального художника Александра Бенуа, который обратился к иллюстрированию поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» в 1903 по предложению Кружка любителей русских изящных изданий. Тема настолько потрясла его, что художник впоследствии не раз возвращался к этой поэме.

Цикл стал вершиной графического мастерства художника. Предельно лаконичные и выразительные иллюстрации, где главным героем был Петербург, оказались соразмерными гениальному тексту поэмы, составляя с ним единую и неразрывную образную ткань.

На сегодня пока всё...

Ну-с, какая версия ВАМ наиболее близка? Пишите своё мнение, согласие или несогласие, не стесняйтесь выражать свои мысли! Буду стараться ответить всем...

Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia
Иллюстрация А.Бенуа к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Фото © Wikipedia

Продолжаем исследовать некоторые устоявшиеся мифы о самом известном памятнике Петру Великому.

Почему конь под всадником встал на дыбы?

Эти и другие загадки и любопытные факты я раскрою в следующих статьях.

Для всех желающих помочь КАНАЛУ ПОЭЗИИ в самом низу под статьёй жмите на "ПОМОЧЬ АВТОРУ"

Не стесняйтесь отправлять небольшие донаты (50 рублей). Даже малая помощь будет не лишней! Уважаемый читатель, благодарность выражается не только словами!

Если вам понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии.

Всем добра!