Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

В древней Мцхете был единственный в Грузии русский женский монастырь. Какова его судьба?

От вокзала на окраине Мцхеты начинается мощёная дорога наверх: Мимо загадочного дома с явно не грузинской по архитектуре часовней, о котором я ничего не нашёл. Но могу предположить здесь какую-то связь с нашей целью: Дорога переходит в тропу, врезанную в крутые склоны Триалетских гор: А тропа приводит в крошечный Ольгинский, иначе Екатерининский монастырь. Второе название - от средневековой обители, известной чуть ли не с 6 века, где в 11 веке соорудили маленький Покровский храм. Русскую эпоху он встретил не то что заброшенным, а занесённым насыпавшейся с гор с землёй, в которой и нашёл его таинственный путейский инженер по фамилии Горнич, возможно и владевший тем домом с позапрошлого кадра. Таинственный потому что не известно о нём по сути ничего: ни имени, ни дат жизни, ни должности, ни, наконец, служебной ошибки, из-за которой он застрелился. Позже оказалась, что ошибка мнимая, доброе имя его было восстановлено, а потрясённая супруга Ольга с головой ушла в молитвы, как бы ходатайст

От вокзала на окраине Мцхеты начинается мощёная дорога наверх:

Мимо загадочного дома с явно не грузинской по архитектуре часовней, о котором я ничего не нашёл. Но могу предположить здесь какую-то связь с нашей целью:

-2

Дорога переходит в тропу, врезанную в крутые склоны Триалетских гор:

-3

А тропа приводит в крошечный Ольгинский, иначе Екатерининский монастырь. Второе название - от средневековой обители, известной чуть ли не с 6 века, где в 11 веке соорудили маленький Покровский храм.

Русскую эпоху он встретил не то что заброшенным, а занесённым насыпавшейся с гор с землёй, в которой и нашёл его таинственный путейский инженер по фамилии Горнич, возможно и владевший тем домом с позапрошлого кадра. Таинственный потому что не известно о нём по сути ничего: ни имени, ни дат жизни, ни должности, ни, наконец, служебной ошибки, из-за которой он застрелился. Позже оказалась, что ошибка мнимая, доброе имя его было восстановлено, а потрясённая супруга Ольга с головой ушла в молитвы, как бы ходатайствуя у Бога реабилитации за смертный грех суицида.

На этом подробности заканчиваются: может большее и есть где-то в архивах и документах, но в интернете все источники пересказывают один и тот же текст. Достоверно же то, что Ольга в 1891-92 годах восстановила откопанный храм, добилась учреждения при нём монастыря и собрала вокруг себя русских монахинь, общавшихся здесь на родном языке не только с Господом, но и друг с другом.  И в общем их могилы, форма крестов, язык табличек - единственное, что отличает этот монастырь от грузинских. Даже в церкви - не иконостас, а канкели (алтарная перегородка). Ольга возглавляла эту общину в статусе послушницы, и лишь в 1911 году приняла постриг.

-4

В 1917 году, с восстановлением Грузинской православной церкви (в 1811 пониженной царскими властями до экзархата) Ольгинский монастырь остался за РПЦ и принял новых насельниц из других обителей Кавказа. Впрочем, и его судьба в Грузинской демократической республике висела на волоске: в тбилисской прессе монахинь клеймили черносотенцами, обвиняли в оскорблении мцхетских святынь, требовали от властей принять меры... но я не представляю себе грузина, который пошёл бы громить женский монастырь.

-5

Что удивительно, советская власть, которая легко могла закрыть обитель директивно, тоже предпочла действовать хитростью. В монастырский корпус подселили несколько семей беженцев из Османской империи, но не кого-нибудь, а езидов - говорящих на курдском языке адептов особого культа на причудливом стыке христианства, манихейства и зороастризма. Но монастырю тогда повезло с настоятельницей - сменившая Ольгу в 1919 году игуменья Ангелина не только сумела добиться их уважения, но и за счёт обители построила езидам отдельные дома в Мцхете.

И лишь распад Союза покончил с этой странной общиной: русские стремительно разъехались, а патриархи двух церквей договорились не влезать на канонические территории друг друга без исключений как для грузинских приходов Москвы, так и для русских приходов Тбилиси. Последняя русская настоятельница Пелагия (Булгак) умерла в 2003 году, и теперь, согласно статье в "Православной энциклопедии", в Ольгинском монастыре десять сестёр, и лишь одна из них русская. У грузинок, правда, мирские фамилии сплошь мегрельские - для Картли обитель остаётся чужой. К нам же из приветливо открытых ворот и вовсе вышли только жизнерадостные пёс и кот, не дававшие пройти, пока с ними не поиграем.

-6

С тропы как на ладони вся Мцхета на фоне грузного абриса Сагурамского хребта:

-7

Над намарафеченными в 2010-м году крышами высится Светицховели:

-8

А напротив за Курой видны красные крыши особняков и часовен:

-9