Найти в Дзене

Василий Верещагин: художник, который показал войну без прикрас

Василий Васильевич Верещагин.
Василий Васильевич Верещагин.

Василий Васильевич Верещагин — один из самых выдающихся и противоречивых русских художников XIX века. Его работы вызывали споры, шокировали современников и даже гнев властей. Он не писал парадных баталий и героических сцен — вместо этого он показывал войну такой, какая она есть: жестокую, кровавую и бессмысленную.

"Озеро Ала-Куль" 1869-1870. Томский областной художественный музей
"Озеро Ала-Куль" 1869-1870. Томский областной художественный музей

Детство и юность: от кадета до художника

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в дворянской семье. Его отец Василий Васильевич был предводителем уездного дворянства, а мать Анна Николаевна - представительницей старинного рода. В семье было 11 детей, но четверо умерли в раннем возрасте.

"Киргизские кочевья", 1869г., Государственный Русский музей
"Киргизские кочевья", 1869г., Государственный Русский музей

Родители видели в Василии военного, поэтому в 1850 году он поступил в Александровский кадетский корпус, а затем в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако юноша увлекался рисованием, и его талант заметили преподаватели. В 1860 году, окончив обучение, он неожиданно для семьи подал в отставку и поступил в Петербургскую академию художеств.

Отец Василия Верещагина был категорически против того, чтобы его сын стал художником, но Василий не изменил своего решения и продолжил обучение.

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-1876 г., Государственная Третьяковская галерея
«Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-1876 г., Государственная Третьяковская галерея

Академические правила сильно тяготили Верещагина — он хотел свободы в творчестве. В 1864 году он уехал в Париж и мечтал учиться живописи у Жана-Леона Жерома - французского живописца и скульптора. Знаменитый художник посмотрел работы Василия Верещагина и не смог отказать ему в обучении.

"Повозка богатых людей в Дели", 1875. Государственная Третьяковская галерея
"Повозка богатых людей в Дели", 1875. Государственная Третьяковская галерея

Туркестанская серия: война без прикрас

В 1867 году Верещагин отправился в Среднюю Азию штатным художником по приглашению туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. В 1868 году в Самарканде крепость с русскими солдатами попала в осаду, и Верещагин стал свидетелем военных действий. Он не просто наблюдал за сражениями, он активно участвовал в битве с бухарцами, за что он получил орден Святого Георгия 4-й степени за оборону Самарканда.

"Двери Тимура (Тамерлана)" ,1872. Государственная Третьяковская галерея
"Двери Тимура (Тамерлана)" ,1872. Государственная Третьяковская галерея

Туркестанская серия - это работы, которые он написал во время службы в Средней Азии. Но вместо прославления побед он создал цикл картин, обнажающих ужас войны.

"Апофеоз войны" 1871 г., Государственная Третьяковская галерея.
"Апофеоз войны" 1871 г., Государственная Третьяковская галерея.

На раме картины «Апофеоз войны» художник сделал надпись «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

"Смертельно раненный" 1873 г., Государственная Третьяковская галерея
"Смертельно раненный" 1873 г., Государственная Третьяковская галерея

"Нападают врасплох" 1871г., Государственная Третьяковская галерея.
"Нападают врасплох" 1871г., Государственная Третьяковская галерея.

В 1874 году у Василия Верещагина прошла первая масштабная выставка в Петербурге. Залы выставки были постоянно заполнены посетителями, и 30 тысяч каталогов выставки были быстро распроданы.

От художника ожидали патриотизма и пафоса, но Верещагин представил ужасы войны. В Петербурге разразился скандал. Император Александр II остался недоволен, а будущий царь Александр III назвал Верещагина «скотиной или сумасшедшим».

Балканская серия: трагедия русско-турецкой войны

В 1877 году Верещагин отправился на русско-турецкую войну. Он снова был на передовой, получил ранение под Плевной и потерял брата Сергея, который погиб в бою.

Его новые произведения стали еще мрачнее. В картине «Побеждённые. Панихида» изображены груды тел после сражения. В работе «После атаки» - изуродованные трупы солдат, в картине «Шипка-Шейново» - замерзшие русские воины, брошенные на произвол судьбы.

"Побежденные.Панихида" 1878-1879, Государственная Третьяковская галерея.
"Побежденные.Панихида" 1878-1879, Государственная Третьяковская галерея.

Эти полотна вызывали ужас и возмущение. Публика не была готова видеть войну без пафоса.

Путешествия и философия: от Индии до Японии

В 1880-х Верещагин уехал из России и путешествовал по Индии, Сирии и Палестине, создавая этюды и картины.

"Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре", 1874. Государственная Третьяковская галерея
"Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре", 1874. Государственная Третьяковская галерея

В начале XX века художник побывал на Филиппинах, Кубе и в Японии, увлекаясь восточной культурой. Но когда в 1904 году началась русско-японская война, он, несмотря на возраст, отправился на фронт.

Гибель на броненосце «Петропавловск»

31 марта 1904 года Верещагин находился на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на японской мине у Порт-Артура. Художник погиб вместе с адмиралом Макаровым и сотнями моряков.

"Прогулка в лодке" , 1903. Государственный Русский музей
"Прогулка в лодке" , 1903. Государственный Русский музей

Наследие: правда, которая осталась

Согласно завещанию Верещагина работы должны были проданы на аукционе. Общая стоимость работ на тот момент была оценена в сумму более одного миллиона долларов. Российское правительство сделало предложение семье Верещагина о выкупе всех работ Василия Верещагина и передаче этих работ в российские музеи. Семья Верещагина дала согласие и таким образом большинство работ Василия Верещагина остались в России.

"В Индии. Снега Гималаев",1880-е. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина
"В Индии. Снега Гималаев",1880-е. Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

Верещагин не просто писал картины — он заставлял задуматься. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и коллекциях по всему миру.

«Верещагин не живописец, а мыслитель» (Иван Крамской).

Его творчество остается актуальным и сегодня, напоминая, что война — это трагедия.

"Шинтоистский храм в Никко", 1903. Государственный Русский музей
"Шинтоистский храм в Никко", 1903. Государственный Русский музей