Василий Васильевич Верещагин — один из самых выдающихся и противоречивых русских художников XIX века. Его работы вызывали споры, шокировали современников и даже гнев властей. Он не писал парадных баталий и героических сцен — вместо этого он показывал войну такой, какая она есть: жестокую, кровавую и бессмысленную.
Детство и юность: от кадета до художника
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в Череповце в дворянской семье. Его отец Василий Васильевич был предводителем уездного дворянства, а мать Анна Николаевна - представительницей старинного рода. В семье было 11 детей, но четверо умерли в раннем возрасте.
Родители видели в Василии военного, поэтому в 1850 году он поступил в Александровский кадетский корпус, а затем в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако юноша увлекался рисованием, и его талант заметили преподаватели. В 1860 году, окончив обучение, он неожиданно для семьи подал в отставку и поступил в Петербургскую академию художеств.
Отец Василия Верещагина был категорически против того, чтобы его сын стал художником, но Василий не изменил своего решения и продолжил обучение.
Академические правила сильно тяготили Верещагина — он хотел свободы в творчестве. В 1864 году он уехал в Париж и мечтал учиться живописи у Жана-Леона Жерома - французского живописца и скульптора. Знаменитый художник посмотрел работы Василия Верещагина и не смог отказать ему в обучении.
Туркестанская серия: война без прикрас
В 1867 году Верещагин отправился в Среднюю Азию штатным художником по приглашению туркестанского генерал-губернатора Константина фон Кауфмана. В 1868 году в Самарканде крепость с русскими солдатами попала в осаду, и Верещагин стал свидетелем военных действий. Он не просто наблюдал за сражениями, он активно участвовал в битве с бухарцами, за что он получил орден Святого Георгия 4-й степени за оборону Самарканда.
Туркестанская серия - это работы, которые он написал во время службы в Средней Азии. Но вместо прославления побед он создал цикл картин, обнажающих ужас войны.
На раме картины «Апофеоз войны» художник сделал надпись «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В 1874 году у Василия Верещагина прошла первая масштабная выставка в Петербурге. Залы выставки были постоянно заполнены посетителями, и 30 тысяч каталогов выставки были быстро распроданы.
От художника ожидали патриотизма и пафоса, но Верещагин представил ужасы войны. В Петербурге разразился скандал. Император Александр II остался недоволен, а будущий царь Александр III назвал Верещагина «скотиной или сумасшедшим».
Балканская серия: трагедия русско-турецкой войны
В 1877 году Верещагин отправился на русско-турецкую войну. Он снова был на передовой, получил ранение под Плевной и потерял брата Сергея, который погиб в бою.
Его новые произведения стали еще мрачнее. В картине «Побеждённые. Панихида» изображены груды тел после сражения. В работе «После атаки» - изуродованные трупы солдат, в картине «Шипка-Шейново» - замерзшие русские воины, брошенные на произвол судьбы.
Эти полотна вызывали ужас и возмущение. Публика не была готова видеть войну без пафоса.
Путешествия и философия: от Индии до Японии
В 1880-х Верещагин уехал из России и путешествовал по Индии, Сирии и Палестине, создавая этюды и картины.
В начале XX века художник побывал на Филиппинах, Кубе и в Японии, увлекаясь восточной культурой. Но когда в 1904 году началась русско-японская война, он, несмотря на возраст, отправился на фронт.
Гибель на броненосце «Петропавловск»
31 марта 1904 года Верещагин находился на борту броненосца «Петропавловск», который подорвался на японской мине у Порт-Артура. Художник погиб вместе с адмиралом Макаровым и сотнями моряков.
Наследие: правда, которая осталась
Согласно завещанию Верещагина работы должны были проданы на аукционе. Общая стоимость работ на тот момент была оценена в сумму более одного миллиона долларов. Российское правительство сделало предложение семье Верещагина о выкупе всех работ Василия Верещагина и передаче этих работ в российские музеи. Семья Верещагина дала согласие и таким образом большинство работ Василия Верещагина остались в России.
Верещагин не просто писал картины — он заставлял задуматься. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и коллекциях по всему миру.
«Верещагин не живописец, а мыслитель» (Иван Крамской).
Его творчество остается актуальным и сегодня, напоминая, что война — это трагедия.