Сергей Александрович Есенин - поэт, писатель, родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье.
Новокрестьянская поэзия - одно из самобытных явлений в русской литературе XX века. Новокрестьянские поэты не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой, это условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Они также выделяются из всех прочих групп, школ и направлений литературы XX века самой трагической судьбой. К этой группе поэтов традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина, Пимена Карпова, Петра Шамова.
Сергей Есенин является самым ярким представителем новокрестьянской поэзии. Поэт начал осознанно писать стихи. когда учился в учительской школе в г. Спас-Клепики, куда он поступил после окончания четырехклассной школы в родном селе Константиново. Его начальное творчество поддерживал преподаватель русского языка и литературы Спас-Клепиковской второклассной учительской школы Евгений Михайлович Хитров, в которой с 1909 по 1912 год учился Сергей. Одно из первых стихотворений поэта "Звездочки" он показал своему учителю, который одобрил его начинание:
Звездочки
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие.
В последний год учёбы в Спас-Клепиках Сергей Есенин написал много стихотворений, часть из которых вошла впоследствии в его первую книгу «Радуница», это такие стихотворения как "Задымился вечер...", "Дымом половодье...", "Калики" и другие.
Дымом половодье зализало ил...
Дымом половодье
Зализало ил.
Жёлтые поводья
Месяц уронил.
Еду на баркасе,
Тычусь в берега.
Церквами у прясел
Рыжие стога.
Заунывным карком
В тишину болот
Чёрная глухарка
К всенощной зовёт.
Роща синим мраком
Кроет голытьбу…
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.
1911 г ( Из сборника "Радуница")
После окончании школы в Спас-Клепиках, в августе 1912 года, Сергей Есенин переехал в Москву и начал работать в мясной лавке купца Крылова, где служил старшим приказчиком его отец. В это время С. Есенин жил в общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова.
С весны 1913 года поэт работал в типографии И.Д. Сытина. Осенью 1913 года поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского.
Первый сборник стихотворений поэта "Радуница" вышел в свет в 1916 году. Со своего первого сборника стихотворений поэт выступил как тонкий лирик и певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.
Топи да болота...
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..
1914 г. (Из сборника "Радуница")
В марте 1915 г. поэт переехал из Москвы в Петроград, где встретился с поэтом А. А. Блоком, читал ему свои стихи, получил рекомендательное письмо к поэту С. М. Городецкому, Есенин также знакомится с представителями литературных кругов Петрограда. В то же время начинает переписку с поэтом Н. Клюевым, с которым встретился в начале октября 1915 г. на квартире Городецкого. С мая по сентябрь 1915 г. жил в Константинове, посещал Рязань, Солотчу и окрестные сёла. В конце года познакомился с А. М. Горьким, посетил поэтессу А. А. Ахматову и поэта Н. С. Гумилева в Царском Селе. В июле 1916 года, в разгар Первой мировой войны, С. Есенин проходил службу в военно-санитарном поезде, где читал свои стихи раненым в присутствии императрицы Александры Фёдоровны и царевен. Его стихи, среди которых уже встречались настоящие шедевры, печатали в крупнейших периодических изданиях.
Гой ты, Русь, моя родная...
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914 г. (из сборника "Радуница")
В марте 1917 года штат военно-санитарного поезда был сокращён и Есенин получил аттестат для поступления в школу прапорщиков, но он никуда не явился.
В конце июля выехал вместе с поэтом Алексеем Ганиным и Зинаидой Райх из Петрограда в деревню Коншино Вологодской губернии - на родину Ганина. В августе компания совершила поездку по северу России: Вологда - Архангельск -Соловецкие острова - Мурманск.
Весной 1918 года поэт переехал из Петрограда в Москву. В декабре 1918 года был единогласно избран в Московский профессиональный союз писателей - там он написал заявление с просьбой о выдаче документа, охраняющего крестьянское хозяйство его родителей в Константинове от налогов и реквизиций. В феврале 1919 года в газете «Советская страна» были опубликованы «Декларация» имажинистов и сообщение о создании кооперативного издательства «Имажинисты», в числе организаторов которого являлся С. Есенин. В сентябре Есенин совместно с Мариенгофом обратился в Моссовет с просьбой разрешить открытие книжной лавки МТАХС. В ноябре она открылась на Большой Никитской улице, д. 15. Есенин - совладелец лавки, часто стоял здесь за прилавком, продавая книги.
В 1920 году совершил путешествие в Харьков, Баку, Тифлис, затем вернулся в Москву. Поэт постоянно занимался творчеством, писал стихи и прозу.
Закружилась листва золотая...
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
1918 г. (из сборника "Плавильня слов")
В 1921 году Есенин съездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга поэта Александра Ширяевца, читал стихи на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей, затем совершил путешествие в Самарканд, откуда вернулся в Москву. В 1921 году выходит сборник стихов "Исповедь хулигана".
Не ругайтесь. Такое дело!
Не ругайтесь. Такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Позабуду поэмы и книги,
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.
Провоняю я редькой и луком
И, тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всем дурака валять.
И не нужно мне лучшей удачи,
Лишь забыться и слушать пургу,
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
1921 г. (Из цикла "Исповедь хулигана")
3 октября 1921 года Сергей Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан в студии художника Георгия Якулова. Закрутился бурный роман и поэт женится на Айседоре.
В 1922 году вместе с Айседорой Дункан с 10 мая отправился в зарубежную поездку. Сначала в Германию, а затем в Соединенные Штаты Северной Америки. В Нью-Йорке были запланированы заокеанские выступления Дункан, далее были: Бостон, Чикаго, Индианаполис, Милуоки, Сент-Луис, Детройт и другие города. В середине февраля 1923 года пара вернулась через Париж в Берлин, а в начале апреля снова выехала в Париж. В конце июля они выехали из Парижа через Бельгию в Берлин и 3 августа вернулись в Москву. За границей Есенину не понравилось. Об этом он писал в письме А. Мариенгофу и отразил в своей "Стране негодяев".
Места нет здесь мечтам и химерам...
Отрывок из «Страна негодяев»
Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера.
От еврея и до китайца,
Проходимец и джентльмен,
Все в единой графе считаются
Одинаково – бизнесмен.
На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льёт.
Вот где вам мировые цепи,
Вот где вам мировое жульё.
Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она — мировая биржа,
Вот они – подлецы всех стран.
Эти люди – гнилая рыба,
Вся Америка – жадная пасть.
Но Россия – вот это глыба!
Лишь бы только — Советская власть.
1923 г. (Из сборника "Москва кабацкая")
Только в России Есенин мог полноценно творить. Время стремительно менялось, в России с безумной скоростью вводились новые порядки. 21 августа 1923 года поэт встречался с Л.Д. Троцким, на встрече присутствовал Я. Блюмкин. Черные тучи над С. Есениным сгущались. В сентябре 1923 года Есенин был задержан милицией в связи с инцидентом в кафе «Стойло Пегаса». В ночь с 20 на 21 ноября поэты; Есенин, Ганин, Клычков и Орешин были задержаны в столовой милицией, вызванной сидевшим недалеко незнакомцем, с которым произошел неприятный инцидент. Дело было передано в ОГПУ. Инцидент получил название «дело четырёх поэтов». Газета «Рабочая Москва» от 22 ноября 1923 года опубликовала статью «Испорченный праздник» с обвинением четырёх поэтов в антисемитизме. Товарищеский суд в Доме печати 13 декабря вынес поэтам порицание за хулиганство и отверг обвинение. В 1923 году С. Есенин познакомился с актрисой Августой Миклашевской, ей он посвятил семь стихотворений (цикл «Любовь хулигана»). Её воспоминания о Есенине, датированные 1970 годом, хранятся в отделе рукописей в Пушкинском доме.
Ты такая ж простая, как все.
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.
Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
1923 г. (Из цикла "Любовь хулигана")
В январе 1924 года поэт задерживался милицией в связи с инцидентом в кафе Всероссийского союза поэтов. В начале февраля, познакомился с Петром Чагиным (партийным работником, журналистом, директором ряда издательств, в то время он был вторым секретарём ЦК КП Азербайджана, редактором газеты «Бакинский рабочий»). В феврале поэт был доставлен в Институт скорой помощи им. Склифосовского с диагнозом «рваная рана левого предплечья». Состояние Есенина было тяжёлым — к нему никого не пускали, в том числе сотрудников ОГПУ и милиции с постановлением об аресте. В начале марта его перевели (благодаря стараниям Иллариона Вардина, публициста и политического деятеля) в Кремлевскую больницу, откуда он через три дня был направлен в психиатрическую клинику Московского университета. Директор клиники профессор П.Б. Ганнушкин выдал Есенину справку (не имея на то формального права), что тот страдает тяжёлым психическим заболеванием. Эта справка должна была помочь С. Есенину избежать преследования ОГПУ. В тот же день Есенин покинул клинику и временно поселился у Вардина. В начале апреля был задержан милицией в связи с инцидентом в Малом театре, дал подписку о невыезде из Москвы. В июле 1924 года выходит сборник "Москва Кабацкая".
Да! Теперь решено без возврата...
Да! Теперь - решено. Без возврата
Я покинул родные края.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
А когда ночью светит месяц,
Когда светит... чёрт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
Сердце бьётся всё чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
- Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.
Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пёс мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, сулил мне Бог.
1922-1923 г.
В конце сентября 1924 г. Есенин отправился в Баку, встретился с П. Чагиным, взявшим его под свою защиту. В октябре 1924 года написал первые стихи цикла "Персидские мотивы", в начале декабря переехал в Батум.
Никогда я не был на Босфоре...
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну.
Наклонись своим красивым станом,
На коленях дай мне отдохнуть.
Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далеком имени — Россия —
Я известный, признанный поэт.
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?
Я сюда приехал не от скуки —
Ты меня, незримая, звала.
И меня твои лебяжьи руки
Обвивали, словно два крыла.
Я давно ищу в судьбе покоя,
И хоть прошлой жизни не кляну,
Расскажи мне что-нибудь такое
Про твою веселую страну.
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
И хотя я не был на Босфоре —
Я тебе придумаю о нем.
Все равно — глаза твои, как море,
Голубым колышутся огнем.
1924 г. (Из сборника "Персидские мотивы")
Весной 1925 года С. Есенин возвращается в Москву. 25 июля выехал с женой Софьей Толстой из Москвы в Баку - там они проживали на служебной даче Чагина в Мардаканах. Вернулись в Москву 6 сентября. В поезде произошёл инцидент: Есенин грубо ответил на замечание дипкурьера, в конфликт вступил ещё один пассажир. Против Есенина было возбуждено уголовное дело и, несмотря на вмешательство народного комиссара просвещения А.В. Луначарского и других партийных деятелей, готовился суд. С Есениным окончательно решили расправиться. В конце ноября 1925 года жена поэта Софья Толстая договорилась с профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации Есенина в его клинику. Согласие Есенина на двухмесячное лечение было получено 26 ноября. О госпитализации Есенина знали немногие, но 28 ноября органы ОГПУ потребовали у руководства клиники его выдачи. Ответом была подписанная Ганнушкиным справка: «Больной С. А. Есенин находится на излечении в психиатрической клинике с 26 ноября с/г по настоящее время, по состоянию своего здоровья не может быть допрошен в суде». Из клиники Есенин через кого-то отправил 7 декабря телеграмму Эрлиху с просьбой «немедленно» найти две-три комнаты в связи с переездом «в 20-х числах» на жительство в Ленинград, с припиской «телеграфируй». В ответной телеграмме 16 декабря были слова: «Приезжай ко мне устрою - Эрлих». 21 декабря Есенин покинул клинику и вечером 23 декабря на двух извозчиках (было 5 чемоданов) выехал на вокзал. В Ленинграде он намеревался начать выпуск литературного журнала. «Эти планы на будущее Сергей твёрдо решил выполнить», — писала в своих воспоминаниях его сестра Екатерина. Она видела брата в последний раз 22 декабря 1925 года и отметила: «Он был здоров и твёрд». Сергей Есенин приехал в Ленинград 24 декабря 1925 г. и поселился в гостинице "Англетер".
Эрлих не снял для него комнату и не устроил его в Ленинграде, как обещал в своей телеграмме. Далее, 28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли мертвым в его номере гостиницы "Англетер". Официальная версия советской власти и официальных государственных органов - самоубийство. Но многие в то время и в настоящие дни считают, что поэта Сергея Александровича Есенина убили. Эту тему попытаемся раскрыть в последующей статье на канале.
За свою творческую жизнь Сергей Есенин выпустил большое количество сборников стихов, среди них: "Радуница" (1916 г), "Скифы" (1917 г), "Голубень" (1918 г), "Исус младенец" (1918 г), "Преображение" (1919 г), "Харчевня зорь" (1920 г), "Ключи Марии" (1920 г), "Плавильня слов" (1920 г), "Исповедь хулигана" (1921 г), "Пугачев" (1922 г), "Избранное" (1922 г), "Стихи скандалиста" (1923 г), "Москва кабацкая" (1924г), "Стихи" (1925 г), "Русь советская" (1925 г), "Страна советская" (1925 г), "Песнь о великом походе" (1925 г), "О России и революции" (1925 г), "Березовый ситец" (1925 г), "Персидские мотивы" (1925 г), также в 1925 году была договоренность с ГОСИЗДАТОМ РСФСР о выпуске его собрания сочинений.
В 1965 году был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в его родном селе Константиново Рязанской области.
Московский музей С.А. Есенина открылся в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта по адресу Б. Строченовский переулок, д 24, строение 2.
Этот дом в Замоскворечье является единственным официальным адресом С.А. Есенина в Москве, где около 30 лет жил его отец и единственным местом, где поэт с 1911 по 1918 годы не только жил, но и был прописан.
В заключение необходимо отметить, что
Сергей Есенин внёс значительный вклад в развитие новокрестьянской поэзии, в частности, сформулировал общие черты поэтического мира участников этого направления. В книге «Ключи Марии» (1918) Есенин создал теоретическое обоснование новокрестьянской поэтической школы. В отличие от других участников направления, которые замыкались в архаике старой деревни, Есенин создавал более широкий образ. «Крестьянская тема» в его творчестве стала темой национальных судеб, а образы деревни — образом России