Дорогие друзья! Сезон конкурса ЗОЛОТАЯ ЧЕРЕПАХА 2025 несёт с собой сотни новых удивительных кадров - фотографий, которые каждый из нас так спешит увидеть. Каждая работа фотографа - невероятная смесь мастерства, трудоёмкой работы и удачи, обязательно приправленная впечатлениями от захватывающего путешествия, даже если удачным кадром обернулась прогулка недалеко от дома.
Мы попросили наших друзей – знаменитых фотографов, участников, финалистов и победителей конкурсов прошлых лет рассказать о том, как были созданы их лучшие работы. Сегодня своей историей поделился Андрей Нарчук. Далее - рассказ и фотографии автора.
Про такое удивительное событие как ход сардин я услышал впервые более 20 лет назад. Примерно в то же время увидел фотографии, которые сделали из него мечту. С тех пор каждый год в июне я слежу по фотографиям и рассказам счастливчиков как это происходит.
Что же такое ход сардин? Я привык писать и называть его в английском варианте Sardine Run, и обязательно с большой буквы. Ведь это одна из самых массовых и богатых на события миграций диких животных на нашей планете, по сравнению с которой миграция антилоп гну может показаться незначительной пробежкой.
Бесчисленное количество сардин, к которым присоединяются еще и анчоусы, начинает двигаться из одного океана в другой. Все это занимает несколько недель. Поток рыб растягивается на сотни километров вдоль побережья Южной Африки. Это самая большая концентрация рыбы в одном месте, и на нее, естественно, собираются все "охотники". Дельфины, акулы, птицы, и, конечно, киты. От них стараются не отстать и многие другие. Таким образом, в воде получается аншлаг. Но и это еще не всё.
Сардины двигаются сплошным потоком на достаточно большой глубине. Наверное, это могло бы показаться легендарным морским змеем, опоясывающим землю. Большинство охотников не воспринимают сардин в таком виде как добычу. Но тут в дело вступают дельфины.
Недаром они - одни из самых сообразительных живых существ. Дельфины, собираясь в гигантские стаи, которые могут насчитывать от нескольких сотен до многих тысяч особей, отбивают от потока сардин части. Отделив стаю сардин, дельфины поднимают ее к поверхности, где на рыб легче охотиться. Этих сардин (или анчоусов) сбивают в плотный шар, который называется бейт-болл. Вот тут уже вступают в дело и все остальные.
Весь процесс может занимать от нескольких минут до часа. После чего на время воцаряется тишина, и даже олуши, подкрепившись, вальяжно плавают по поверхности.
Вот именно ради этих минут каждый год из самых разных уголков земного шара в ЮАР прилетают люди, в надежде успеть к бейт-болу и увидеть все своими глазами. Людей этих не так много в глобальном масштабе. Сложные погодные условия, холодная и не самая прозрачная вода, серьезные физические нагрузки и совсем не гарантированный результат - поэтому ход сардин по-прежнему остается уделом энтузиастов.
И вот однажды одним из них стал я...
Несколько дней в пригороде Кейптауна становятся разогревом перед самим ходом сардин. Почти все побережья ЮАР более чем интересны, и окрестности Кейпа, где сходятся океаны, не исключение. Бесконечные песчаные пляжи, чередующиеся с впечатляющими скалистыми массивами на берегу и подводные леса из гигантских водорослей - келп - в воде. Там можно увидеть и морских котиков, и акул, и тех же китов. Водятся там и пингвины.
Кажется, что нескольких дней там совсем не достаточно, и нырять хочется гораздо больше, даже не смотря на более чем прохладную воду и африканскую зиму на поверхности. Температура в воде и на поверхности, там и там, может варьироваться в диапазоне от 10 до 15 градусов. В Ист-Лондоне, где была наша база во время хода сардин, температура куда выше. Всё-таки это несколько сотен километров по побережью на северо-восток. Днём там было и 25, и даже 27 градусов тепла. Да и вода в 17-18 градусов - это куда лучше, чем 10-12.
Как я уже говорил, на ход сардин приезжает не так много людей. Да и те довольно сильно распределены по побережью. Это делает всё действо достаточно камерным. На большом участке берега всего несколько лодок, в каждой из которых не больше десятка человек. В нашем случае лодки было всего две. Да и то пересекались мы за день немногим больше двух обязательных раз, когда лодки должны преодолеть полосу прибоя утром и по возвращении.
Океанские волны могут быть весьма серьезным препятствием на пути к сардинам. Если ветер слишком сильный, лодки и вовсе не рискуют выходить, так как при неудачном раскладе волна может перевернуть их. Так что все действия при выходе в океан происходят по строгому плану. А вторая лодка всегда идет сразу после первой. Дальше пути лодок расходятся и пересекаются, только если начинает происходить что-то действительно захватывающее. Да и то не всегда, ведь расстояние между ними может быть несколько десятков километров и дойти вовремя вторая лодка не имеет никаких шансов.
Все пребывание в океане подчинено одной цели - увидеть, успеть, оказаться частью этого события. Начиная с самого раннего утра, а вставать надо до восхода солнца, и до возвращения обратно на берег на закате. Ну а вечер, по большому счету - это всего лишь время отдохнуть от дневной гонки, обсудить и еще раз пережить события. Втиснуть в него хотя бы немного времени на то, чтобы увидеть мир вокруг, стоит реальных усилий. Добежать от побережья до номера, выпрыгнуть из гидрокостюма и бегом с фотоаппаратом обратно.
Ибо океанский пляж потрясает воображение человека, родившегося в середине евразийской тектонической плиты, где до ближайшего моря пару тысяч километров. Я завидовал людям в Кейптауне, тем, кто может после рабочего дня пойти выгуливать свою собаку к океану. Слушать его, видеть его, ощущать его.
В те дни, что я ходил по песку, я смотрел по сторонам и под ноги. Я читал на песке удивительные истории, оставленные там. Замечал, как день ото дня песок менялся. Ветер и волны создавали удивительные рисунки, и прятали вчерашние следы, превращая их в часть прибрежной линии. И все таки, как не прекрасен был бы пляж, он уступал океану.
Восемь-десять часов на лодке, смотря во все стороны, чтобы не пропустить ни одного мгновения. Ведь кто знает, когда еще будет в нашей жизни возможность увидеть взмывающего над водной гладью кита? Или проносящихся дельфинов. А что уж говорить о настоящих смерчах из птиц. Закручивающаяся воронка из сотен и тысяч олушей. И потом момент апогея - они рушатся вниз. Вода вскипает сотнями маленьких взрывов. Закрывая глаза, я и сейчас это вижу. Это невозможно развидеть.
Это не может надоесть. Каждый день ждёт новый сценарий. И новый повод для радости и грусти. Радость от встреч и увиденного. Грусть от того, что несмотря на все усилия, время в воде совсем не большое, а фотографий получается и того меньше. И даже когда находишься рядом, прыгаешь и со всех сил плывешь туда, в гущу событий, не факт, что удастся все увидеть... и тем более снять. Скорости движения в воде на много превышают возможность передвижения человека. Даже тренированного, в длинных ластах.
Но и это еще не все. В подводной фотографии все решает вода. И здесь на ходе сардин это утверждение верно на все 200%. Все происходит в считанных метрах от тебя, а этого - не видно. Это игра, это лотерея. Когда я ехал в ЮАР, то прекрасно понимал каковы шансы. Благодаря этому каждодневная гонка не разочаровывала, а наоборот приносила больше радости.
Вода может меняться день ото дня, и даже в течение одного дня. Вчера было 5-7 метров видимости? Не нравится? Завтра может быть 1-2. И ты смотришь на фрагменты дельфинов растворяющиеся в зеленоватой мгле, так же быстро, как и появляющиеся.
И когда, наконец, ты попадаешь в прозрачную воду (надо понимать, что это видимость не 30, и даже не 20 метров), и видно кипящую вокруг жизнь, то испытываешь просто невообразимые эмоции. Мгновения растягиваются. И ты как в замедленной съёмке видишь пронзающие воду белые стрелы птиц. А темная синева начинает жить своей жизнью, проносясь мимо десятками и сотнями дельфиньих тел. Единственное, о чем можно пожалеть, так это о том, что нельзя смотреть сразу во все стороны. Ибо даже крутясь максимально быстро, ты пропускаешь, как минимум, половину всего веселья. Знал бы, прикрепил бы себе на затылок экшн камеру.
Ведь никак нельзя пропустить момент, когда остатки сардин исчезают внутри появившегося, будто из ниоткуда, кита. Когда ты поворачиваешься, а рядом двигается полосатая стена – голова кита. Это все, что, на мой взгляд, нужно знать о ходе сардин. Это история о нереальных событиях, сумасшедших встречах, больших эмоциях, удачах и промахах.
Это история двух океанов, в которой нашлось немного места и для меня. И, может, найдётся и для вас...?