Найти в Дзене
Гид Сама Себе Настя

Русский особняк, скрывающий готику. Усадьба Замятина - Третьякова

В дни культурного наследия двери исторических особняков, обычно закрытых для посетителей, распахиваются перед всеми особо шустрыми, чьи пальцы умеют со скоростью звука нажимать на кнопку "записаться". Я подобным талантом не обладаю и тем не менее мне удалось попасть в усадьбу Замятина-Третьякова. Там есть чем восхититься, поэтому предлагаю полюбоваться интерьерами вместе со мной! Наслаждайтесь - Просвещайтесь! Во второй половине XVIII века данное владение принадлежало капитану лейб-гвардии Преображенского полка Петру Александровичу Меншикову. Фамилия знакома нам со школьной скамьи благодаря его деду - светлейшему князю Александру Даниловичу, ближайшему сподвижнику Петра Великого. Первый дом на этом месте представлял из себя каменные палаты. Если бы они дошли до наших дней в своём первоначальном виде, то мы бы, стоя сегодня на Гоголевском бульваре, видели бы их заднюю, дворовую часть. А всё дело в том, что по линии современного Бульварного кольца вплоть до 1790-х годов проходила крепос

В дни культурного наследия двери исторических особняков, обычно закрытых для посетителей, распахиваются перед всеми особо шустрыми, чьи пальцы умеют со скоростью звука нажимать на кнопку "записаться". Я подобным талантом не обладаю и тем не менее мне удалось попасть в усадьбу Замятина-Третьякова. Там есть чем восхититься, поэтому предлагаю полюбоваться интерьерами вместе со мной!

Наслаждайтесь - Просвещайтесь!

Усадьба Замятина - Третьякова
Усадьба Замятина - Третьякова

Во второй половине XVIII века данное владение принадлежало капитану лейб-гвардии Преображенского полка Петру Александровичу Меншикову. Фамилия знакома нам со школьной скамьи благодаря его деду - светлейшему князю Александру Даниловичу, ближайшему сподвижнику Петра Великого.

Первый дом на этом месте представлял из себя каменные палаты. Если бы они дошли до наших дней в своём первоначальном виде, то мы бы, стоя сегодня на Гоголевском бульваре, видели бы их заднюю, дворовую часть. А всё дело в том, что по линии современного Бульварного кольца вплоть до 1790-х годов проходила крепость Белого города. Дома, соседствуя с крепостной стеной, стояли к ней спиной и своим главным фасадом смотрели на внутренние улицы и в сторону Кремля.

При Екатерине II крепость снесли. Постепенно по её линии были устроены бульвары и дома своим "лицом" начали поворачиваться к ним.

В 1806 году уже новый владелец участка, полковник Андрей Егорович Замятин, решил произвести первые изменения в планировке, но его стараниям помешали французы! В пожаре 1812 года строения сгорели и главный дом пришлось выстраивать заново. Тогда-то он и повернулся к Пречистенскому (ныне Гоголевскому) бульвару своим парадным фасадом.

Усадьба Замятина - Третьякова. Фото со стороны Гоголевского бульвара
Усадьба Замятина - Третьякова. Фото со стороны Гоголевского бульвара

Но выглядел всё ещё не так, как сегодня! Прежде чем особняк примет свои современные формы, он побывает в руках сначала Дмитрия Львова, камергера, члена комиссии по строительству храма Христа Спасителя (благо, на работу ему было ходить отсюда совсем близко), а после него у купчихи, благотворительницы Ольги Мазуриной. Последняя не оставила наследников и после её смерти в 1871 году усадьбу приобрел Сергей Третьяков! Он-то и построил тот самый дом, внутрь которого мы заглянем!

Из открытых источников
Из открытых источников

Сергей Михайлович Третьяков был младшим братом Павла Третьякова, основателя знаменитой Третьяковской галереи. Они происходили из купеческой семьи и после смерти отца продолжили успешно вести его дела и преумножать капитал. Основу их предпринимательской деятельности составляли: прядильная и ткацкая мануфактура, торговля внутри страны и за рубежом, площади, сдаваемые в аренду. Но больше всего Третьяковы прославились как меценаты, общественные деятели и собиратели искусств. Если Павел коллекционировал работы в основном русских художников, то Сергей - преимущественно западноевропейских.

Сергей Михайлович Третьяков. Из открытых источников
Сергей Михайлович Третьяков. Из открытых источников

Для строительства дома Сергею Михайловичу долго искать архитектора не пришлось. Им стал его зять (муж сестры, Софьи Михайловны) - талантливый Александр Степанович Каминский, семейный архитектор Третьяковых. В 1871 году им же был только-только отстроен Третьяковский проезд, главная проездная арка которого своей формой и декором отсылала зрителя к русской старине и гармонично сочеталась с Китайгородской стеной.

Третьяковский проезд
Третьяковский проезд

Те же русско-византийские мотивы можно проследить и в особняке на бульваре: две "башни" с четырёхскатными крышами, ряды арочных окон, кокошники, аркатурный пояс. Особое внимание обращает на себя ажурное чугунное крыльцо...

... и не менее искусная решётка ограды

Усадьба Замятина - Третьякова
Усадьба Замятина - Третьякова

Планировка дома соответствовала задачам, которые ставили владельцы, - залы должны были подходить для пышных приёмов гостей и светских вечеров. Вторая жена Сергея Третьякова, Елена Андреевна Матвеева, была из купеческой семьи, получившей дворянство:

Женился Сергей Михайлович на Елене Андреевне Матвеевой - девушке образованной, оригинальной красоты. Она имела изумительные покатые плечи, бледное, чуть-чуть одутловатое лицо, тяжелый жгут волос на затылке и крошечные ручки, которыми очень гордилась.
"Третьяков в жизни и искусстве", А. Боткина
Елена Андреевна Третьякова (Матвеева). Из открытых источников
Елена Андреевна Третьякова (Матвеева). Из открытых источников

Её образ жизни был истинно светский: дорогие платья по последней парижской моде, поездки в Европу, аренда лучших дач на лето, друзья - известные деятели искусств. Среди них были и братья Антон и Николай Рубинштейны (композиторы, пианисты):

С Антоном Рубинштейном <...> встречались у Сергея Михайловича, где он бывал запросто, а также на устраиваемых боль­ших вечерах, где он играл для родных и друзей хозяев. Я была на одном таком вечере. Он играл, как лев, но тяжелое впечатление производило, что он плохо видел. С Николаем Григорьевичем Третьяковы встречались и у Сергея Михайловича, и в Музыкальном обществе, и у Алексеевых.
"Третьяков в жизни и искусстве", А. Боткина

Светская жизнь отразилась и на доме.
На первом этаже располагались кухня и помещения для прислуги (сегодня в них ресторан). Они были скрыты от глаз гостей, которые заходили в парадные сени и сразу поднимались по лестнице на второй этаж. Её восстановили по чертежам такой, какой она была при старых владельцах.

Здесь вы сразу здороваетесь с хозяином дома - Сергеем Третьяковым

На втором этаже со стороны лестницы три двери. Если бы мы вошли в центральную, то оказались бы в аванзале с камином - в комнате, предваряющей вход в бальный зал.

А далее через арочные проёмы и вот вы уже там, где когда-то по паркету в танце скользили дамские туфельки и звучала виртуозная музыка Рубинштейнов.

Особняк несколько раз горел (1989, 1994 годы), поэтому то, чем мы с вами любуемся сегодня, - результат очень хорошей работы реставраторов, отмеченной в 1997 году дипломом как лучший объект реставрации.

Зал ещё называют "амурным", откуда появилось такое название - не трудно догадаться.

На потолке роскошный плафон с колесницей Аполлона

Бальный зал
Бальный зал

Из бального зала гости перемещались в столовую, оформленную в готическом стиле. На тот момент в Москве такая кардинальная смена интерьера двух соседствующих комнат была диковинной редкостью. Всё внимания на себя забирал камин, отсылающий зрителя к средневековью

С противоположной от него стороны большие стрельчатые окна и роза - круглое окно в центре

Среди многочисленных дверей вдоль стен есть потайная...

Раньше за ней пряталась курительная и бильярдная комната, а так же чёрная лестница. Сегодня там простой, современные интерьер

На втором этаже слева от главной лестницы дверь в галерею, соединяющую главный дом с флигелем, где при Третьякове хранилась его коллекция живописи. В сам флигель мне, к сожалению, попасть не удалось.

Но зато здесь же сохранился чугунный балкончик во внутренний двор. Сегодня он под стеклянной крышей и внизу один из залов ресторана

Балкон
Балкон

Сергей Михайлович Третьяков умер в Петергофе в 1892 году. После его смерти вдова продала дом на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре Павлу Павловичу Рябушинскому, предпринимателю, банкиру, представителю известной династии старообрядцев. При нём легкомысленные светские вечера в особняке сменились встречами российских экономистов и политическими беседами.

Павел Павлович Рябушинский. Из открытых источников
Павел Павлович Рябушинский. Из открытых источников

В 1917 году грянула революция. В особняке разместился Революционный трибунал, чрезвычайный судебный орган, каравший политических преступников. За ним в разное время - Народный комиссариат по военным и морским делам и службы Министерства обороны СССР.

Только в 1986 году, стараниями Раисы Горбачевой, жены генсека, дом наконец перешёл к Фонду Культуры, он здесь и поныне.

Многочисленные перестройки в советский период и пожары добавили работы реставраторам, усилиями которых планировка здания была приведена примерно в тот вид, который был здесь до революции.

Сегодня усадьба Замятина - Третьякова - Рябушинского - одно из ярких украшений Гоголевского бульвара!

Усадьба Замятина - Третьякова
Усадьба Замятина - Третьякова

Экскурсовод Мащенко Анастасия

Пишу о Москве и истории, выкладываю расписание экскурсий и интересные посты в своих соц. сетях и на сайте:

Телеграм - https://t.me/sama_sebe_nastya

Группа ВКонтакте - https://vk.com/sama_sebe_nastya

Сайт - https://taplink.cc/sama_sebe_nastya

Дзен - https://dzen.ru/sama_sebe_nastya