Найти в Дзене
Открытая семинария

3-ое Послание Адвентистам: Помазанники

Оглавление

Это уже третье мое послание, или письмо, возлюбленным братьям и сестрам адвентистам седьмого дня, в котором я хочу поддержать и ободрить как адвентистов, так и всех верующих на том Пути, на который поставил нас всех Господь. Деноминации различны, но проблемы в них в целом удивительно схожи - это религиозные проблемы. Они неизбежны во всех церквах Откровения (гл. 2-3), которые охватывают собой все деноминации. Но есть и специфичные для каждой церкви проблемы и вопросы. И сегодня мне хотелось бы обратиться к такому архи-важному вопросу, как Церковь и помазанники..

Помазанники в библейские времена

Дело в том, что нет ни одной Библейской истории, книги, сюжета в центре которого не стоял бы - твердо и непременно - помазанник Божий. В ветхозаветние времена помазанники были очень редки и решали только основные, направляющие вопросы жизни народа. Тем не менее ни одна история Писания без помазанника не обходится! А в новозаветние времена волна помазания - с дарами пророчества, исцеления и т.д. - захлестнула мир, сделав помазание - после дя Пятидесятницы - доступным для всех искренне ищущих Духа Святого!

Помазанники в истории

Но затем, по мере институциализации церкви помазанники (люди с духовными дарами) стали вытесняться, а затем гнаться и истребляться. Наступала эра Средневековой церкви, когда церковь, как сегодня буддисты, расчитывала на всего одного "помазанника", да и то выбираемого путем интриг и голосований - Папу Римского.

Протестантизм восстал против этой узурпации, но вместо того (еще не время было), чтобы исполнять волю Божию о преображении всего народа в помазанников (как это было в мечтах раннего Мартина Лютера и Иоанна Кальвина) протестанты в целом на долгое время вообще отказались от принятия помазанников - от Папы Римского им рыгалось кровавой отрыжкой, а других помазанников люди не знали, точнее забыли. Место живого помазанника, как и место Папы Римского, заняло Слово Божие, толкуемое учителями веры. И это хорошо - но мало. Бог все желает делать через помазанников! Пятидесятница произошла, Дух Святой никуда не ушел.

В России культура помазанников проявилась в святых старцах, обычно отшельников, людей отрешенных от мира, аскетов. Своей высшей точки подобного рода явление достигло, безусловно, в Серафиме Саровском. Который собою стыковал старчество старых времен - лесное и уединенное - со старчеством наступающего времени: старцами, или помазанниками в миру. Таковым являлся Григорий Ефимович Распутин, которого протестанты совершенно напрасно игнорируют. Распутин был старцем, помазанником в миру. Помазанником в полном библейском смысле этого слова. Закончил он, как и почти каждый помазанник, мученической смертью.

Но в целом надо признать, что несмотря на довольно обширный список святых, среди них все же не так много людей, которых мы могли бы назвать в том же смысле помазанниками (то есть обладателями особых даров Духа - пророчества и исцеления). Это просто нам на заметку.

Куда же помазанники в целом делись? Ведь, как мы заметили, Новый Завет просто кишит людьми, принявшими Духа Святого и дары Его. Мы уже говорили, что их с некоторых пор стали истреблять - потому что они говорили и творили лишь правду. А это неудобно тем, у кого есть власть гнать и убивать, вот они гонят и убивают.

Но тут даже не в гонениях и убийствах дело - ведь христиан гнали поколения Римских императоров язычников. А из этого вышло только то, что христианство повсюду распространилось, выросло, и дало миру громадное количество людей с духовными дарами. Несмотря на изощренные и жестокие попытки всего аппарата и культуры Римской империи искоренить это явление оно только нарастало!

А вот когда христианство получило рычаги власти убитого им красного дракона - Римской империи - то церковная инквизиция гораздо успешно справлялась с задачей истребления помазанников и всего чудесного. Почему? Потому что помазанник должен быть всего один, и это - Папа Римский (ну, или лидер другой секты, не важно). Все остальные подлежали истреблению. В основном все эти "охоты на ведьм", которые чинила церковь выжигая целые деревни и села, к ведьмам никакого отношения не имели. Но все чудесное, будь то исцеление, или говорение на языках, или пророчество, или честный взгляд на вещи - все это беспощадно искоренялось, из столетия в столетие.

И это сработало! Почему? Да потому что помазанников может "искоренить" (и то не до конца) только церковь, как Божий помазанный представитель на земле. Помазанника помазанником вышибают. У О.Э. Мандешьштама одно прекрасное стихотворение заканчивается словами:

Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.

Там, где бессильны были волки-язычники - там, в целом, преуспели "свои по вере", религиозные люди. Но так должно было быть - чтобы собралось определенное количество святых мучеников, помазанников.

-2

Возрождение помазания

На Западе самые первые ростки помазанников (позднее их будут называть "генералами Божьими") пришли с так называемым "Великим пробуждением" начавшимся в Европе среди протестантов ближе к концу 18 и в начале 19 века. Об этом времени написано множество книг. Но если попытаться выразить все кратко, то это Великое пробуждение в свою очередь было результатом появления одного, потом двух, потом пяти и более удивительных харизматических лидеров, проповедников, в которых люди вновь стали видеть Божиих помазанников. Через них Бог исцелял людей, через их слово люди обращались в веру, на их собраниях проявлялась сила Святого Духа.

Об этом прежде и не знали, не испытывали ничего подобного и не ожидали. И все это Бог делал через этих отважных детей Божиих, которым приходилось расставаться с взлелеевшей их церковью, потому что религиозные организации не принимали помазанников и не знали даже такого понятия - помазанник. Последним Божиим помазанником для большинства был апостол Павел. Понадобилось какое-то время, чтобы переключить сознание с понятия "помазанник" как бюрократически-оппрессивного, чаще всего безнравственного и жестокого тирана на человека с духовными дарами. Как только это произошло - в христианский мир неожиданно вернулись чудеса!

-3

Результатами Великого возрождения стало то, что люди, простые христиане, стали на собраниях получать от Духа Святого, исцеляться, говорить на ангельских языках, а также искренно принимать Христа как Возлюбленного Спасителя и в Нем - свою святость. Такие люди, как граф Николас Цинцендорф, Джон Уэсли, Джонатан Эдвардс и другие вдохнули новую жизнь в западное христианство. Они не знали деноминациональных границ: "Мир - вот мой приход!" - воскликнул Джон Уэсли, когда его лишили его прежнего церковного прихода.

-4

Первый "официальный помазанник"

Но все эти яркие люди, харизматические лидеры, богатые духовными дарами, еще не фиксировались в сознании современников в категориях библейских помазанников - их просто видели как людей Божиих, на которых почиет Божия благодать. Впервые признание именно помазанника Божия - именно в библейских категориях - произошло в Адвентистском движении и, собственно, это движение и запечатлело, создало и оформило: это было признание пионерами адвентистского движения в 1844 году в семнадцатилетней девочке (!) Елене Хармон Божиего помазанного пророка. Насколько я могу видеть невооруженным глазом, это было первое в истории христианской церкви прижизненное признание кого-то помазанником (если не считать административно-бюрократических должностных назначений высших лиц руководства некоторых церквей).

Это был очень смелый шаг! Сомневаюсь, что сегодня кто-то в той же адвентистской деноминации смог бы его повторить. А вот пионеры этого движения сделали это! Браво! Отчаянные молодцы!

-5

А как сегодня?

Когда меня (это было за рубежом) отстранили от преподавания в университете из-за моей богословской открытости, то на встречу со мной был приглашен один из самых интересных и влиятельных в адвентизме профессоров - писатель, историк, автор десятков книг Джордж Найт. Мы провели с ним вдвоем много замечательного времени гуляя по университетскому кампусу, прекрасно беседуя. А перед самым своим отъездом из университета (и после того, как мне было объявлено администрацией, что я ухожу в бессрочный академический отпуск) Джордж Найт выступил в университетской церкви с проповедью, в которой он в частности сказал, что церковь, к сожалению, пока даже в принципе не готова к принятию обетования о Духе Святом, и в принципе не готова к принятию помазанников Божиих. Он заявил, что сегодня церковь готова сделать что угодно - лишь бы не признать самой вероятности появления в ней помазанника или помазанников.

"Одного помазанника - Елены Уайт - и всех "проблем", которые приходят с помазанником, церкви вполне хватило, чтобы даже не поднимать больше этот вопрос. Иными словами, церковь подписалась под тем, что помазанники ей больше не нужны, и никогда не будут нужны",

- такими словами можно было бы суммировать обращение доктора Найта в тот день к тысячам студентов и профессоров. Вопрос-то он все-таки поднял. Впрочем, он выразил смутную надежду, что возможно когда-то это изменится. Но из многолетней переписки с ним я вижу, что и эта его малая надежда почти совсем уже растаяла.

-6

Он кстати пояснил тогда - почему он так "расхрабрился" и назвал все вещи своими именами: "Это моя последняя официальная проповедь, - отметил он. - Я такой смелый только потому, что на пенсию с завтрашнего дня ухожу." Как почтальон Печкин, то есть. И ушел, прямо в тот памятный для меня день...

Но не все же уходят прямо сейчас на пенсию, а потому у людей религиозных обычно происходит заминочка: они в силу, во-первых, своих должностных обязанностей, а также "по смирению" (или по гордости, на самом деле), по стандартным шаблонам и стереотипам автоматически, даже без раздумья пропускают мимо себя эту чуждую и непривычную для них мысль – о возможности (и тем более необходимости) помазанника. И тогда все богатство Дома Господня, храма Господня – все это со свистом проносится мимо...

И это - в среде тех людей, которая впервые со времен апостольской церкви официально признала в человеке помазанника Божия, пророка! И этого одного пророка, как справедливо отметил Джордж Найт, церковным администраторам более чем хватило, чтобы никогда уже больше не делать такого признания. По крайней мере мне сегодня трудно даже представить, с чем должен предстать человек перед церковью (тех же адвентистов седьмого дня), чтобы у кого-то хотя бы мысль промелькнула: а не помазанник, не помазанница ли это?

Если и есть какая-то безусловная, хотя и непроговоренная (и ни на чем не основанная) человеческая традиция в адвентизме - так это огульное неприятия самоей возможности появления помазанников. Любая мысль, любое упоминание об этом моментально облекаются усмешкою и упреком. Один помазанник есть - был, точнее - и этого вполне достаточно. Это сегодня...

Будущее помазанников

Но ведь то, что происходит в начале любой библейской истории (как и любой настоящей, Богом ведомой истории) - имеет обыкновение повторяться, но уже на гораздо более массивном уровне, в конце истории. В начале истории создается как бы модель, бросается семя. А вот к концу истории, если она правдивая и живая, это семя должно прорости множеством всходов. По сути дела самым главным пророческим откровением, данным через Елену Уайт, было откровение о наступлении времени помазанников, которое она собой лишь предвосхищала! Она в частности писала:

Слуги Божьи с просветленными лицами, на которых лежит печать святого посвящения, будут торопиться принести небесную весть во все уголки земли. Тысячи голосов повсюду провозгласят это предостережение. Произойдет множество чудес, больные будут исцеляться, знамения и сверхъестественные случаи будут сопровождать верующих...
Истина станет драгоценнее всего остального. Несмотря на сплоченные силы противников истины, большое число обращенных перейдет на сторону Господа. ВБ 612.1-2
-7

Так что хотя бы никто меня и не слушал, никто не хотел без высокомерной ухмылки даже слышать об этих помазанниках - это ожидаемо. Но будущее - за помазанниками. За миллионами людей, дополняющих друг друга своими удивительными дарами. Они будут повсюду. Без них будет - никуда!

В следующей публикации этого цикла я укажу на неразрывную связь между помазанниками и святилищем. Давид, будучи помазанником, но еще не признанным людьми, в бегах, вошел во Святилище (чего делать было не должно, по идее) - и там обрел свою силу. И Господь наш Иисус Христос похвалил Давида за эту неслыханную дерзость, точнее - дерзновение. Потому что Святилище открывает дверь к сокровищам помазания.