Найти в Дзене

Рынок опять упал? Ожидание / Реальность

Еще до наступления 2024 года эксперты пугали нас скорым падением рынка авто. Что ж, мы проанализировали итоги за прошлый год, и они оказались лучше прогноза. Для пикапов этот период был феноменальным. Так, на 1 января 2025 года парк этих автомобилей достиг 434 055 единиц, что на 6,5% больше, чем годом ранее (407 625 единиц). Особенно стремительно рос сегмент иномарок — плюс 8,7% за год, что объясняется высоким спросом на новые модели и активным параллельным импортом. За год количество пикапов-иномарок увеличилось на 22 937 единиц. В то же время рынок подержанных пикапов показал снижение на 1% (46 178 сделок), что подтверждает акцент покупателей на новые авто. При этом ввоз подержанных пикапов через параллельный импорт остается невысоким. Где покупали больше всего? Центральный федеральный округ остается крупнейшим регионом по числу зарегистрированных пикапов — 102 437 единиц (23,6% от общего количества), с приростом в 9,3% за год — весьма неплохие показатели. В других регионах рост так

Еще до наступления 2024 года эксперты пугали нас скорым падением рынка авто. Что ж, мы проанализировали итоги за прошлый год, и они оказались лучше прогноза.

Для пикапов этот период был феноменальным. Так, на 1 января 2025 года парк этих автомобилей достиг 434 055 единиц, что на 6,5% больше, чем годом ранее (407 625 единиц). Особенно стремительно рос сегмент иномарок — плюс 8,7% за год, что объясняется высоким спросом на новые модели и активным параллельным импортом. За год количество пикапов-иномарок увеличилось на 22 937 единиц. В то же время рынок подержанных пикапов показал снижение на 1% (46 178 сделок), что подтверждает акцент покупателей на новые авто. При этом ввоз подержанных пикапов через параллельный импорт остается невысоким.

Где покупали больше всего?

Центральный федеральный округ остается крупнейшим регионом по числу зарегистрированных пикапов — 102 437 единиц (23,6% от общего количества), с приростом в 9,3% за год — весьма неплохие показатели. В других регионах рост также был заметным, что говорит о расширении популярности пикапов. Интересно, что доля автомобилей старше 10 лет все еще велика (71,2%), но увеличение числа новых машин (возраст до 3 лет) на 51,7% (до 50 134 единиц) указывает на заметное омоложение парка. Доля таких автомобилей в общем количестве пикапов выросла с 8,1% до 11,6% за год.

Самый востребованный бренд

Может быть, кого-то это удивит, но лидером среди брендов остается отечественный Иж (90 755 единиц), хотя его парк сокращается на 3,2% из-за возрастного износа моделей. В топе иномарок традиционно Toyota (83 102, +2,1%), за ней следует Mitsubishi (68 877, +1,5%).

Если говорить о конкретных моделях, возглавивших топ, то у Toyota это Hilux (75 099 единиц, +1,9%), следом идет Mitsubishi со своим L200 (68 408, +1,5%). УАЗ-23632 "Пикап" укрепил позиции и поднялся на четвертую строчку (44 542 единицы, +3%). Замыкает топ-5 Иж-2715 (41 760 единиц, -3,4%), потеряв одну позицию, что неудивительно, ведь его производство прекратилось еще в 2001 году.

А что на счет китайцев?

Заметный рост продемонстрировал китайский Great Wall — +34,1% (26 954 единицы), что подтверждает активное проникновение китайских брендов в данный сегмент. Среди отечественных производителей особенно выделяется УАЗ с 40 985 единицами, который за год прибавил 8,7%, опередив среднерыночный темп роста.

Рынок новых автомобилей: стабильный и уверенный рост

Можно смело сказать, что 2024 год для рынка новых легковых автомобилей в России оказался удачным. Всего за этот период в стране было продано более 1,5 млн новых авто, что на 48% больше, чем в 2023 году (1,05 млн).

При этом продажи резко увеличивались 2 раза: с января по март и с сентября по октябрь. После достижения пика (в октябре) где было продано 168 тыс. автомобилей, начался спад продаж, но итоговые результаты все равно оказались ошеломительными.

Статистика за начало 2025 года.

Всего в январе 2025 года было продано 87 309 новых машин, что на 9% больше января 2024-го. Однако по сравнению с декабрем 2024 года наблюдается традиционный спад (-28%), что объясняется сезонными факторами, характерными для российского авторынка.

Продажи российских автомобилей выросли на 27% — с 24 669 до 31 390 единиц, увеличив долю отечественных брендов на рынке с 31% до 36%.

При этом иномарки хоть и сохранили абсолютное лидерство, показали лишь незначительный прирост (с 55 682 до 55 919 единиц), а их рыночная доля снизилась с 69% до 64%. Это свидетельствует о постепенном укреплении позиций отечественных производителей на фоне увеличения локального производства.

В топ-5 брендов января вошли:

  • Lada — 27 565 единиц (+21%)
  • Haval — 11 831 (+21%)
  • Chery — 8961 (на уровне прошлого года)
  • Geely — 6211 (-33%)
  • Changan — 4895 (на уровне прошлого года)

Лидером среди моделей осталась Lada Granta (11 441 единица, +10%). На втором месте — Lada Vesta (7997, +46%). Среди иномарок лучше всего продается Haval Jolion (4143, -7%). В пятерку самых популярных вошли также Chery Tiggo 7 Pro Max (+87%, 4037 единиц) и Lada Niva Travel (-6%, 3110 единиц).

Примечательно, что китайские марки продолжают демонстрировать значительную активность на рынке. Так, значительный рост продаж Chery Tiggo 7 Pro Max на 87% позволяет бренду уверенно удерживать позиции в топе. При этом снижение продаж Geely (-33%) указывает на возможные сложности с поставками или изменением предпочтений покупателей.

Итоги и прогнозы на 2025 год

Как мы видим, российский авторынок продолжает развиваться, несмотря на вполне серьезные вызовы. Активный приток новых моделей и рост отечественного производства свидетельствуют о формировании новых трендов, где значительную роль играют китайские производители и омоложение автопарка. Ожидается, что в течение 2025 года рынок сохранит положительную динамику, но пока это лишь предварительные прогнозы.