После кончины вождя мирового пролетариата, 27 января 1924 года гроб с забальзамированным телом был помещён в специально построенном на Красной площади Мавзолее по проекту архитектора Алексея Щусева.
Во время Великой Отечественной войны по приказу Адольфа Гитлера была создана команда для взрыва Кремля и Мавзолея. Чтобы уберечь тело Ильича, 3 июля 1941 года его под видом секретного объекта эвакуировали в Тюмень. Место дислокации выбрал лично Сталин: Тюмень представляла собой малонаселённый тыловой город, не имевший стратегического значения для противника.
Эвакуация
После начала Великой Отечественной войны комиссия под руководством академика и архитектора Алексея Щусева рассматривала возможности укрепления бетонного здания Мавзолея для защиты от фугасных бомб со стороны фашисткой Германии. Мавзолей предлагалось обложить металлическими конструкциями, засыпать его двухметровым слоем песка, в том числе и внутри. Предлагалась и идея создания ложной цели, но 26 июня 1941 года политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об эвакуации тела Ленина из Москвы. Этот вопрос лично поднял начальник управления коменданта Кремля НКВД-НКГБ-МГБ СССР Николай Спиридонов. Такого же мнения придерживался профессор-биохимик, директор лаборатории при Мавзолее Борис Збарский.
Эвакуация состоялась 3 июля 1941 года специальной группой Управления комендатуры Московского Кремля. Полная ответственность за сохранность тела Ленина в пути и на месте назначения возлагалась на Бориса Збарского.
Поезд
Специализированный поезд отправлялся в Тюмень на запасных путях с Казанского вокзала. Перед отправкой комиссия проверила каждый болт и заклепку на паровозе и вагонах. Сам поезд состоял из вагона-холодильника, где лежало тело Ленина, двух вагонов для охраны во главе с комендантом Мавзолея, старшим лейтенантом госбезопасности Кирюшиным, вагона для Бориса Збарского, его жены, сына и их родственников, а также помощников. Были прикреплены и вагоны с необходимыми реактивами и оборудованием. Еще два отдельных поезда охраняли основной, и следовали на один перегон впереди и сзади.
Поезд с телом был оснащен специальными амортизаторами и устройствами для сохранения низкой температуры и влажности. Тело Ильича обернули простыней, смоченной специальным дезинфицирующем раствором и скрепили резиновыми бинтами, уложили в деревянный гроб из чинары, стенки гроба пропитали парафином и помести в деревянный ящик. Все это было необходимо для того, чтобы перевезти тело без повреждений.
Поезд прибыл в Тюмень через три дня - 7 июля в 7 утра - на запасные пути. По прибытии поезда у места остановки каждого вагона уже стоял караул. Встречу на вокзале провели председатель горисполкма Степан Загриняев, первый секретарь Тюменского горкома ВКП (б) Дмитрий Купцов, начальник горотдела НКВД Степан Козов.
Здание Тюменского сельскохозяйственного техникума было выбрано не случайно: оно располагалось в центре, было у всех на виду, соответственно, вероятность того, что местные жители прознают про Ленина, сводилась к минимуму. Удобно было провести электричество к зданию – в нем особенно нуждались для поддержания уровня влажности климатической температуры в траурной комнате. Занятия в техникуме не проводились – здание готовили под госпиталь.
Тело Ленина поместили на втором этаже слева, окна могильного зала заложили кирпичом во избежание попадания солнечных лучей и изменения температуры. Сейчас в этом месте расположен Музей ГАУ Северного Зауралья.
Практически все время тело Ильича находилось в соседней комнате – в ванне, переход между комнатами на сегодняшний день замурован, а в комнате расположена серверная. Тело пропитывалось специальными растворами, и извлекалось лишь для проведения манипуляций на препараторский стол.
Охраняли Ильича по такому же принципу, как в Мавзолее в Москве. В состав охраны входило 20 человек. Пост №1 располагался у дверей траурной комнаты, а караул сменялся каждый час. Внутренние караулы несли кремлевцы, внешнюю – тюменцы. Дежурный сидел при входе в здание, на лестнице был первый пост охраны, где стоял охранник с автоматом, возле траурной комнаты располагался второй пост. Доступ к телу имели только члены лаборатории. В здание никто не имел права заходить, кроме охраны и обслуги. У здания службу несли два милиционера.
Борис Збарский вместе с семьей жили на первом этаже техникума, здесь же располагались лаборанты и солдаты почетного караула. Офицеры проживали в двух флигелях. В подвале тюменского сельхозтехникума расположились склад, кухня и столовая, раз в неделю приезжал парикмахер.
Кстати, солдатам, охранявшим по ночам комнату Ленина, иногда казалось, будто кто-то ходит, стоит у двери и даже просит, чтоб его выпустили на свободу. Сыну Збарского – Илье – дважды приходилось сопровождать военнослужащих по состоянию здоровья в Москву и устраивать их на лечение в психиатрические больницы закрытого типа.
Тюменский Мавзолей
Все, кто приехал из Москвы, были лишены переписки с родными, но позже могли отсылать письма через отделение НКВД. Всю переписку Борис Збарский вёл секретно и докладывал о положении дел Берии.
Саркофаг, в котором Ленин был привезен из Москвы, вскоре пришел в негодность. Тогда тюменский мастер изготовил новый из дерева и стекла, крышка у него была металлическая.
Для обработки тела Ленина дистиллированную воду доставляли самолетом из Омска. Ежегодно в Тюмень приезжали правительственные комиссии, осведомляясь о сохранении тела Ильича.
В январе 1942 года на теле Ленина появились тёмные точечные пятна (грибок) и чёрная плесень, занесённые плохопростерилизованным в Омске материалами (вода, вата, марля, простыни). Борис Збарский вместе со специалистами-биохимиками устранили очаги плесени раствором формалина и перекиси водорода.
В 1943 году коррекция в облике Ильича были выполнена с помощью фиксирующих жидкостей. Были исправлены пропорции губ и крыльев носа, цвет кожи, по сравнению с тем, каким он был в 1939 году, стал более естественным, а появившиеся прежде пятна на закрытых участках тела исчезли.
В декабре 1943 года в Тюмень приехала правительственная комиссия, в состав которой вошли академик Алексей Абрикосов, хирург Николай Бурденко и физиолог Леон Орбели. Возглавлял ее нарком здравоохранения СССР Георгий Митерёв. Членами комиссии было признано, что: «…тело Ленина за 20 лет не изменилось. … кожа Ильича стала более эластичной, а суставы – более подвижными. Кроме того, была восстановлена потеря веса в 2 килограмма, которая отмечалась в 1940-1941 годах. Последнее было достигнуто «за счет лучшего пропитывания тела бальзамическим раствором».
Возвращение тела Ленина в Москву
В начале 1945 года было принято решение вернуть тело Ленина в Москву. Отъезд готовился в течение месяца. Тюменский портной военторга Меер Хацкелевич изготовил новый костюм для Ильича без примерки и без подкладки.
За телом в Тюмень прибыл специальный состав поезда, и в конце марта 1945 года его привезли в московский мавзолей. Сейчас на здании ГАУ Северного Зауралья висит табличка с надписью: «В этом здании с июля 1941 года по март 1945 года содержалось тело В.И. Ленина».
24 января 1944 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами научных работников лаборатории Мавзолея В. И. Ленина», которым были награждены несколько научных работников лаборатории за «выдающиеся заслуги в проведении работ по сохранению тела В. И. Ленина в неизменном виде и большие научные достижения в этом деле». Орденом Ленина были награждены руководитель лаборатории Борис Збарский и научный сотрудник Сергей Мардашев.