« ...По моему мнению, религия, с точки зрения политической, сама по себе, не опиум и не чудодейственное средство. Она может быть опиумом или замечательным средством в зависимости от того, используется ли она, применяется ли она для защиты угнетателей и эксплуататоров или угнетенных и эксплуатируемых, в зависимости от того, каким образом подходит к политическим, социальным или материальным проблемам человеческого существа, который, независимо от теологии и религиозных верований, рождается и должен жить в этом мире. С точки зрения строго политической, – а я думаю, что немного разбираюсь в политике, – я считаю даже, что можно быть марксистом, не переставая быть христианином, и работать вместе с коммунистом-марксистом ради преобразования мира...". Фидель Кастро.
Объявленное вчера "пасхальное перемирие" благополучно завершилось. Если, вообще начиналось, так как обе стороны сразу же начали активно обвинять друг-друга в нарушении договоренностей. А на "патриотических канал" поднялся "вой на болотах". Ибо какое может быть "перемирие" с врагом, это совершенно не по-христиански, ведь так? Заповеди? А кто их помнит-то?
В связи с этим хочу привести еще одну цитату из дочитанной книга писателя А.И. Свирского "История моей жизни". Ради нее одной, собственно, книгу стоило прочитать.
Итак, место действия - 80-е годы 19-го века, парнишка Шимон из еврейского местечка приехал в Москву к своей сестре. И она убедила его перейти в православие, ибо не вам объяснять, каково было существование иудейского племени в богоспасаемой России. Шимон, будучи парнем вполне атеистических взглядов, согласился - какая разница какие обряды исповедовать. Ведь для 99% верующих любой конфессии вся религиозность сводится именно к соблюдению внешних обрядов, а никак не сути религиозного учения. Вы видели хоть одного христианина, который жил бы в соответствии с Нагорной проповедью? Например, чиновника (а в РФ они все поголовно верующие), не нарушавшего бы заповедь "не укради"? Смешной вопрос.
И вот, Шимон проходит собеседование с местным священником, который расписывает ему преимущество Нового завета перед Ветхим.
"Ежели мы пойдем по стопам Старого завета и будем выполнять — око за око, зуб за зуб, то ведь побоище будет всеобщее, на улицах и всюду драться будут, городовых не хватит в участок тащить… Какая же это будет жизнь?".
Никому не надо напоминать, что с появлением Нового завета человечество меньше воевать и убивать не стало? Особенно в эпоху Средневековья.
И здесь Свирский не сплоховал, ответив следующее:
"— А может быть, и не будут, — тихо возражаю я.
— Почему не будут?
— А потому, что ежели я знаю, что мне сдачи дадут, то я в драку не полезу, а раз я знаю, что я дам в морду, а мне другую щеку подставят, так и буду бить".
На эти золотые слова "батяня" только возмущенно замахал руками и поскорее произвел с Шимоном соответствующий обряд, превратив его в Алексея.
Но ведь Свирский попал в самую точку, точнее, просто некуда. Никакие "заповеди" и прочие "смирения" ни одной войне ни разу препятствием не стали. А вот трезвый расчет, что в случае агрессии можешь получить хорошую плюху, всегда был самым надежным способом предотвращения конфликта. Например, между СССР и НАТО, где обе стороны были, более-менее, равны по силам. Получить сокрушительную сдачу никому не хочется. А если хочешь, чтобы тебя (твою страну) ударили - подставь другую щеку.