Найти в Дзене
kino-and-more

"Дворянское гнездо"(1969): атмосфера русской усадьбы, шляпы-пирожные и барчук Михалков

Пересмотрев на днях этот фильм Андрона Михалкова-Кончаловского по мотивам одноименного романа Тургенева, я увидела то, что не замечала ранее, когда смотрела фильм в советском детстве. Главный герой - Фёдор Иванович Лаврецкий - после долгого отсутствия приезжает из Франции в Россию, в доставшееся ему по наследству поместье. Он бродит по полузаброшенной усадьбе как по загадочному миру из воспоминаний и снов. Таинственно поблескивают покрытые легкой тканью люстры, перевернуты изящные стулья, в полумраке летают голуби и рассыпаны яблоки. Старинные портреты покрыты паутиной и пылью, а старый слуга рассказывает об умершей давным давно матушке Лаврецкого, которая была "из дворовых" и на которой молодой барин женился вопреки воле отца. Очень красивое начало, при этом ни капли не скучное, затягивающее в историю. Лаврецкий не просто так решил вернуться в Россию. Во Франции осталась его неверная жена, с которой он не общался четыре года. В России же он влюбляется в дочь своей двоюродной сестры -
Оглавление

Пересмотрев на днях этот фильм Андрона Михалкова-Кончаловского по мотивам одноименного романа Тургенева, я увидела то, что не замечала ранее, когда смотрела фильм в советском детстве.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Поэзия русской усадьбы

Главный герой - Фёдор Иванович Лаврецкий - после долгого отсутствия приезжает из Франции в Россию, в доставшееся ему по наследству поместье. Он бродит по полузаброшенной усадьбе как по загадочному миру из воспоминаний и снов. Таинственно поблескивают покрытые легкой тканью люстры, перевернуты изящные стулья, в полумраке летают голуби и рассыпаны яблоки. Старинные портреты покрыты паутиной и пылью, а старый слуга рассказывает об умершей давным давно матушке Лаврецкого, которая была "из дворовых" и на которой молодой барин женился вопреки воле отца.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Очень красивое начало, при этом ни капли не скучное, затягивающее в историю.

Шляпы-пирожные

Лаврецкий не просто так решил вернуться в Россию. Во Франции осталась его неверная жена, с которой он не общался четыре года. В России же он влюбляется в дочь своей двоюродной сестры - Лизу. Кстати, мать Лизы сразу вызывает улыбку, потому что эта женщина, не расстающаяся с белой собачкой с бантиком, просто утопает в рюшечках, кружавчиках и розочках. Да и другие героини от нее лишь немного отстают.

Мне вспомнилась цитата из Горького, из "Жизни Клима Самгина":

«Тургенев — кондитер, у него не искусство, а пирожное».

Горькому, очевидно, не хватало горчинки, но, похоже, и Кончаловский воспринял творчество писателя, по крайней мере, с внешней стороны, как большой торт с кремовыми розочками. Чего только стоят эти шляпы!

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Самой скромной по нарядам выглядит Лиза, но это кажущаяся простота. Она призвана подчеркнуть ее чистоту в противовес чрезмерности, кокетству и всему напускному у других дам. Хотя даже в самом скромном ее наряде одна розочка да есть.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Эротизм

Только при нынешнем просмотре я заметила, как часто режиссер, глазами Лаврецкого, заглядывает в декольте к тургеневской девушке. И как часто потом герой, вспоминая о Лизе, держит в руках большую морскую ракушку и гладит ее. Затем он приходит с ракушкой под окна девушки в дождь, стоит там в грязи, и, наконец, оставляет свой фетиш у колонны, когда Лиза дает ему надежду на совместное будущее.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Крепостное право

Да, только сейчас я заметила в "Дворянском гнезде" крепостное право, причем, во всей красе. Роман был написан Тургеневым в 1856-1858 годах, еще до его отмены.

И в книге, и в фильме герои-дворяне размышляют о России, о ее особом пути, о том, как Родина тянет и манит из-за границы, как здесь всё откликается и близко сердцу. Это разговоры мечтателей, которые сидят в блузах и кружевах, едят изысканные блюда на дорогой посуде, не замечая, как вокруг снуют и угождают им крепостные, принадлежащие от рождения и передающиеся по наследству. Или замечают, когда нужно их куда-нибудь послать.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Пока Лаврецкий зачерпывает краюхой ароматного хлеба мёд из золотой чаши, запивает его и закуривает сигарой, крестьянки на заднем плане вяжут снопы. Такой крестьянкой когда-то была и его мать.

Барчук-Михалков

Снял Андрон Кончаловский в "Дворянском гнезде" и своего младшего брата Никиту Михалкова, в роли богатого покупателя дорогих лошадей. И с каким же удовольствием 24-летний Михалков играет эту роль - добродушного хозяина-барина! Он просто купается в ней и живёт. Здесь уже есть всё, что будет потом - от цыган с гитарами до глобального чувства собственного превосходства над другими.

"Дворянское гнездо", 1969
"Дворянское гнездо", 1969

Вообще удивительно, что братья Михалковы, которые были ярчайшими представителями золотой молодёжи, но при этом - детьми обласканного властью поэта, убежденного сталиниста, сочинившего гимн, так прекрасно и с таким удовольствием живописали жизнь русского дворянства. Любили всю эту красоту и изящество, кружева и старинные портреты, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки... Простите, вырвалось)

Андрон Кончаловский, Ирина Купченко и Леонид Кулагин на съемках
Андрон Кончаловский, Ирина Купченко и Леонид Кулагин на съемках

В общем, "Дворянское гнездо" - это красивое, вкусное, воздушное кино Андрона Кончаловского. Действительно, как пирожное. Но младший брат снимал еще лучше, тоньше. Тут я пишу о его фильме по Чехову - "Неоконченной пьесе для механического пианино":