Майданек, нацистский немецкий концентрационный лагерь и лагерь смерти на юго-восточной окраине города Люблин, Польша. В октябре 1941 года он принял первых заключённых, в основном советских военнопленных, практически все из которых умерли от голода и холода.
Однако в течение года он был преобразован в лагерь смерти для евреев, которых сначала привозили из Богемии и Моравии (ныне Чешская Республика), а затем из Польши, Нидерландов и Греции.
Как и Освенцим, Майданек был не только лагерем смерти, но и лагерем для заключённых и трудовым лагерем. С семью газовыми камерами, двумя деревянными виселицами и примерно 227 постройками он был одним из крупнейших лагерей.
В сентябре 1943 года нацисты построили большой крематорий с пятью печами.
В первые месяцы убийств нацистские расстрельные команды казнили заключённых в близлежащем лесу, но затем жертв стали загонять в газовые камеры для массовых казней. Тела сжигали. Со временем нацисты добавили близлежащие филиалы лагерей, такие как Травники.
За почти четыре года существования через Майданек прошло около 500.000 человек из 28 стран и 54 национальностей. По самым достоверным оценкам, там погибло около 360.000 человек.
Из них около 60 процентов умерли от голода, пыток или болезней, а около 40 процентов были убиты расстрельной командой или в газовых камерах.
Как и в Белжеце, в первых газовых камерах Майданека использовался угарный газ; позже, по образцу Освенцима, нацисты установили газовые камеры, в которых использовался Циклон-Б, производивший быстродействующие пары цианистого водорода.
Советская Красная армия вошла в Майданек в конце июля 1944 года, за целых 6 месяцев до освобождения Освенцима и за 10 месяцев до того, как американские и британские войска вошли в концентрационные лагеря в Германии и Австрии.
В живых осталось всего несколько сотен заключённых. За несколько дней до прихода советских войск немцы поспешно эвакуировали Майданек и сожгли документы, несколько зданий и большие крематории.
Газовые камеры и многие бараки для заключённых остались нетронутыми. После посещения оккупированного советскими войсками лагеря в августе 1944 года У. Х. Лоуренс, репортёр The New York Times, начал свою статью о Майданеке со слов:
«Я только что увидел самое ужасное место на земле»
- и продолжил описывать работу лагеря смерти. Поскольку эти откровения были сделаны после освобождения лагеря советскими войсками и не были подкреплены документальными фильмами, им не придали значения.
Только 10 месяцев спустя, когда фотожурналисты вошли в концентрационные лагеря вместе с западными войсками, освобождение лагерей привлекло внимание мировой общественности.
Мой канал в Телеграмм, где публикую то, что здесь нельзя.
Ещё больше интересных статей читайте на моём канале. Не забываем подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.