В нашем мире, где каждый родитель стремится сделать своего ребенка успешным, понятие "повышение успеваемости" стало настоящим магическим заклинанием. Многие родители учеников начальных классов думают, что помощь с домашним заданием и повышение успеваемости - одно и тоже. Многие из них, устав делать уроки с ребенком до поздней ночи, надеются на репетитора, который решит две проблемы сразу: будет делать домашнюю работу с ребенком и сразу повысится успеваемость. Каждая сторона (родитель и репетитор) понимают это по-своему. Давайте разберемся, что же на самом деле подразумевают под этим родители и репетиторы, и где же проходит та самая тонкая грань.
Что понимает родитель под повышением успеваемости?
Для родителей "повышение успеваемости" — это, как правило, нечто вроде волшебной палочки, которая должна мгновенно превратить их чадо из двоечника в отличника. Вот несколько типичных представлений:
Непрерывный рост оценок: Для них это не просто улучшение, а стремительный путь от тройки к четверке, а затем к пятерке.
Волшебный репетитор: Родители часто считают, что достаточно найти хорошего репетитора, и все проблемы решатся. "Он же профессионал, он должен сделать все за нас!" — думают они, не подозревая о том, что это не совсем так.
Время ожидания: Меня уже не удивляют родители, которые приходят на занятия 25 декабря с оценкой 2 по математике за полугодие , а 13 января с недоумением заявляют: " У нас снова двойка за самостоятельную работу!" При этом в каникулы родители отказались от занятий (отдыхали с 28 декабря по 9 января). Не знаю, то ли возмущаться, то ли смеяться!
Не понимают, что просят взаимоисключающие результаты. Мама ученика 2 класса (перешли в третий) пришла с запросом: научить красиво и быстро писать (за лето) . Скорость письма ученика 1 слово (!!!) в минуту. Обучается по системе Жохова, предполагающей интенсивную и быструю работу. Мама не понимает, что проблема не в исправлении почерка, а в умении научиться писать быстро (ребенок пишет каждую букву отдельно, многократно про себя проговаривая слово) или изменить систему обучения, то есть перейти в другой, обычный класс.
Считают,что помощь с домашним заданием автоматически повышает успеваемость. Да, на одну сотую балла. В условиях ограничения времени невозможно в рамках помощи с домашней работой проработать пробелы в знаниях прошедших лет. В идеале нужно время на домашнюю работу + время на отработку старого материала ( то есть в два раза больше времени)
Считают, что за 60 минут можно успеть сделать домашние задания по 4 предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир... Хорошо, что я английский не преподаю,а то был бы пятый предмет!) и при этом еще и успеваемость повысить! Без комментариев…
Что понимает репетитор под повышением успеваемости?
Теперь давайте взглянем на то, что подразумевает под повышением успеваемости репетитор. Это, как правило, более глубокое и многогранное понимание:
- Понимание предмета: Репетиторы знают, что повышение успеваемости — это не просто улучшение оценок. Это прежде всего понимание материала, а не механическое запоминание. И в каждом предмете есть своя специфика. Например : программа по русскому языку со 2 по 4 класс имеет одну и ту же
базовую структуру, знания расширяются постепенно. Можно в 4 классе пройти вместе с основной школьной программой все пробелы за предыдущие годы при интенсивных занятиях. А вот по математике так не удастся сделать. Новый материал по математике опирается на хорошо усвоенный предыдущий материал. Это как стены здания строятся на фундаменте дома. Поэтому, если ваш ребенок к концу второго класса не умеет считать с переходом через десяток и решать задачи в два действия, то уже нужен репетитор. Иначе до четвертого класса он не доберется. - Развитие навыков: Для репетитора важно не только, чтобы ребенок сдал контрольную, но и чтобы он развивал навыки, которые помогут ему в будущем. "Мы работаем над тем, чтобы он научился учиться!" — вот девиз настоящего профессионала. В начальной школе большая проблема с самостоятельным выполнением домашних заданий. Помимо обучения предмету, репетитор дает много других полезных навыков, такие как самостоятельное качественное выполнение домашних заданий, которое возможно только при полном понимании предмета и ликвидации неуспеваемости. Если ваш ребенок все еще пользуется помощью родителей - значит, вам срочно нужно найти репетитора.
- Индивидуальный подход: Репетиторы понимают, что каждый ребенок уникален, и подход к каждому должен быть индивидуальным. "Не все могут сразу понять правила русского языка, и это нормально!" — говорят они, подбирая методы, которые подойдут именно этому ученику. Важным фактором являются проблемы, которые непосвященные родители просто не видят. "Он у нас просто ленится,” - самая любимая фраза родителей неуспевающих учеников. Современные репетиторы имеют, как правило, дополнительное образование и опыт, позволяющее им уже на диагностике сказать, какая настоящая проблема у таких учеников.
Вывод:
Как мы видим, между пониманием повышения успеваемости родителями и репетиторами существует значительная разница. Родители часто воспринимают это как мгновенное улучшение оценок, в то время как репетиторы понимают, что для настоящего успеха нужно время, терпение и индивидуальный подход.
Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не просто "сдал", а действительно "понял", что изучает, не забывайте о том, что помощь с домашним заданием — это лишь маленькая часть большой картины. Возможно, стоит пересмотреть свои ожидания и дать ребенку возможность учиться в своем темпе, рассчитывая на длительный курс занятий.