Энергичный белокурый певец с «заграничным» именем, он появлялся в телеэфире с клипом «Ночное рандеву», блистал в «Утренней почте» и объединял звёзд рока и эстрады для исполнения эпохальной баллады «Замыкая круг». Слава обернулась для Криса Кельми соблазнами, с которыми он не смог совладать.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Фамилия Кельми — настоящая, от отца. Но имя, данное при рождении, — Анатолий. Будущий музыкант родился 21 апреля 1955 года. Его родители были метростроевцами: отец прибыл из Узбекистана, мама — из Маньчжурии.
Кельми-младший с ранних лет увлекался музыкальными инструментами, посещал музыкальную школу по классу фортепиано. И даже когда учился в Московском институте инженеров транспорта, без музыкальных влияний и знакомств не обошлось: его однокурсником были Владимир Кузьмин.
Ещё в начале 1970-х Анатолий Кельми играл в любительской группе. Но настоящий рок-н-ролл начался в 1972 году, когда вместе с гитаристом Александром Ситковецким молодой клавишник основал группу «Високосное лето». В это же время он взял сценическое имя Крис — в честь главного героя лемовского «Соляриса» Криса Кельвина.
Сначала Крис Кельми играл в группе на басу, но после прихода Александра Кутикова перешёл на клавишные. Увидеть «Високосное лето» можно в уникальном документальном фильме «Шесть писем о бите». Все молодые да ранние: будущий гитарист «Автографа» Александр Ситковецкий, будущий барабанщик «Машины времени» Валерий Ефремов, а также Крис Кельми и Александр Кутиков.
Артистически-богемная жизнь закрутила Криса Кельми. С 1979 по 1980 года он состоял в знаменитом «Автографе», одной из первых в СССР команд, разрабатывающих сложных язык арт-рока. В составе группы он выступил на легендарном фестивале «Весенние ритмы. Тбилиси-80», который символически закрыл эпоху ВИА и «легализовал» новое поколение рок-групп, готовых к новым экспериментам.
Крис Кельми находился в авангарде движения. С одной стороны, он был родом из неофициальной рок-тусовки. С другой, сумел успешно встроиться в систему и пробиться к широкой аудитории.
Следующий этап творчества Криса Кельми связан с группой «Рок-ателье», созданной ради музыкального сопровождения спектаклей «Ленкома». На сцене прославленного театра новый коллектив занял место «Аракса», и этому уровню нужно было соответствовать.
Кроме самого основателя, в первый состав вошли братья Павел Смеян (вокал, флейта, фортепиано) и Александр Смеян (вокал, бас-гитара), Сергей Берёзкин (гитара), Борис Оппенгейм (клавишные) и барабанщик Юрий Титов, который когда-то играл в «Високосном лете».
Группа «Рок-ателье» внесла весомый вклад в такие постановки, как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «"Юнона" и "Авось"», «Тиль Уленшпигель», выйдя в число самых техничных и популярных команд в стране. Песня «Распахни окно», написанная Крисом Кельми на слова Александра Смеяна, — яркий образчик советского фанк-рока, — вышла на миньоне.
Работая в «Ленкоме», Крис Кельми находил время для учёбы на эстрадном отделении Государственного музыкального училища имени Гнесиных и написания музыки для мультфильмов Ефима Гамбурга «Пёс в сапогах» (1981) и «Парадоксы в стиле рок» (1982).
Было бы здорово, если бы фьюжн из «Парадоксов» в исполнении «Рок-ателье» когда-нибудь вышел на отдельной пластинке. Весьма достойная работа отечественных музыкантов, которые в наши дни как-то подзабыты.
Вторая половина 1980-х обернулась для Криса Кельми чередой достижений и удач. Артист счастливо женился, через три года в семье родился сын Кристиан. Его часто показывали по телевизору, он пользовался авторитетом среди коллег. Талантливый мелодист с узнаваемым почерком, Кельми обладал даром писать запоминающиеся мелодии, аранжированные хоть в стиле хард-рок, хоть в духе синтезаторного регги, хоть в русле приджазованной поп-музыки.
Именно Крис Кельми организовал клип в модном западном формате, когда звёзды собираются вместе, чтобы спеть что-нибудь духоподъёмное. В записи баллады «Замыкая круг» приняли участие 27 музыкантов, включая Андрея Макаревича*, Александра Градского, Константина Никольского, Жанну Агузарову, Сергея Минаева и других.
Музыку Крис Кельми написал на стихи Маргаритой Пушкиной — яркой представительницы рок-движения, переводчицы и поэтессы, чьи строки легли в основу песен «Арии», «Мастера», «Автографа» и многих других групп.
В некотором роде этот клип, показанный в Новый год, подвёл итоги исканиям, трудам и романтическим порывам целого поколения советских рокеров. Картинка получилась захватывающая. Все собрались дружной толпой, чтобы спеть всем вместе, но никто не знал, что будет дальше и что принесут новые времени...
Ещё одним крупным хитом стала песня «Ночное рандеву», с которой связан странный казус. Основной вокал для песни записал солист «Рок-ателье» Вадим Усланов. Но так как в клипе снялся Крис Кельми (и он же несколько раз выступил под чужую фонограмму), «Ночное рандеву» начала прочно ассоциироваться именно с ним.
Впрочем, музыку для одного из самых громких хитов 1980-х и впрямь создал Кельми — на стихи Карена Кавалеряна. Возможно, песня не пробилась бы к публике, если бы не его броский имидж и умение писать цепкие хуки.
В 1987 году Крис Кельми и его «Рок-ателье» начали работать с Театром песни Аллы Пугачёвой, приняв участие в постановке первой программы «Рождественские встречи». Универсальность группы демонстрирует пластинка, записанная в тот же период с вокалисткой Ольгой Кормухиной. «Время пришло» можно смело записать в число хитов советского хэви-метала.
Но надежды, связанные с эпохой перемен, обернулись новыми вызовами. В следующем десятилетии Крис Кельми начал сдавать позиции. В 1990 году он начал сольную карьеру, записал подходящую песню «Старый волк», выпустил пластинку «Открой свой сезам». Но бодрый старт обернулся падением интереса со стороны публики и творческими кризисами.
В юности Крис Кельми занимался футболом и теннисом. Настолько успешно, что сумел войти в состав юношеской сборной СССР по теннису. В 1990-е певец входил в состав футбольного клуба «Старко», в котором состояли звёзды российской эстрады. Но интерес к спорту не смог победить пристрастие к алкоголю.
На почве злоупотребления Крис Кельми не раз попадал в неприятности: от лишений прав за езду в нетрезвом виде до скандальных выступлений в рейтинговых телешоу. В одном из интервью он признался, что однажды упал в седьмого этажа и чудом остался жив.
При этом Крис Кельми не прекращал заниматься творчеством, периодически выступая с концертами и выпуская альбомы. Возможно, он надеялся когда-нибудь вернуться в большой шоу-бизнес.
К сожалению, свой недуг Кельми так и не одолел. Круг замкнулся, но вовсе не в таком благостном контексте, как в старом новогоднем хите при участии друзей и коллег. В первый день 2016 года врачи, которые приезжали на вызов на подмосковную дачу Криса Кельми чуть ли не каждый день, уже ничем не смогли помочь.
*Андрей Макаревич включен Минюстом РФ в реестр иноагентов.
- Читайте также:
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!