В переписке императрица Екатерина II часто именовала своего молодого друга Платона Зубова ласковым прозвищем – «Маленький Чернявый».
Разница в возрасте между ними была ощутимой: юному дворянину едва исполнилось 22 года, когда императрице минуло 60. Это произошло вскоре после того, как она рассталась со своим фаворитом Александром Дмитриевым-Мамоновым, чья связь с фрейлиной Дарьей Щербатовой стала достоянием общественности. Окружавшие Екатерину не заставили долго ждать, чтобы сообщить ей об этом, и императрица, в свою очередь, поспешила заключить графа в брак, щедро одарив молодоженов и отправив их из Петербурга.
Избавить самодержавную особу от печали помог привлекательный молодой офицер, о котором современники оставили лестные отзывы – гибкий, статный и с выразительными глазами.
В 1789 году Зубов получил командование конногвардейским отрядом, сопровождавшим императрицу в Царское Село, где и сумел привлечь её внимание. Вскоре после знакомства он уже нес караул в её личных покоях.
Кабинет-секретарь императрицы, Александр Храповицкий, в своих записях указывал, что камердинер императрицы «Захар» предвидит скорое возвышение секунд-ротмистра Зубова. Храповицкий не стеснялся в выражениях и нередко называл нового поклонника царицы весьма иронично.
Однако, такое отношение было вполне оправдано выходками Зубова, который любил демонстрировать свою непосредственность и задор, вызывая улыбку у своей покровительницы. Он мог часами развлекаться с обезьяной или запускать бумажных змеев с башен Царского Села, пытаясь повторить эксперименты Бенджамина Франклина.
Однажды, из-за его внезапной прихоти, движение по дороге в Царское Село было парализовано: Зубов, увлекшись охотой на зайцев, целый час сидел в засаде, не позволяя никому проехать. Эти забавные проделки вызывали у Екатерины искреннее веселье, и она щедро осыпала его подарками и повышала по службе. Менее чем через месяц он был возведён в звание флигель-адъютанта, что позволило ему перебраться во дворец и занять покои, ранее принадлежавшие Дмитриеву-Мамонову.
В письме к князю Потемкину, считавшемуся негласным супругом императрицы, Екатерина поделилась своими впечатлениями о новом друге: «Это довольно милое дитя, имеющее искреннее желание делать добро и вести себя хорошо; он вовсе не глуп, имеет доброе сердце и, надеюсь, не избалуется. Он сегодня одним росчерком пера сочинил вам милое письмо, в котором обрисовался, каким его создала природа».
Карьера Платона, ранее не отличавшегося выдающимися способностями, стремительно взлетела. Осенью 1789 года он получил звание генерал-майора, затем, через четыре месяца, удостоился ордена Святой Анны, а еще через пять – прусских орденов Чёрного и Красного орлов и польских Белого орла и Святого Станислава. В сентябре 1790 года он уже носил орден Святого Александра Невского. К весне 1792 года Зубов получил титул генерал-адъютанта Его Императорского Величества.
Враги Потемкина умело использовали фигуру Зубова, чтобы подорвать его влияние на императрицу. И им это удалось: летом 1791 года произошел разрыв между Екатериной и её давним соратником, после чего князь отправился в Молдавию, где и скончался.
Постепенно Платон Зубов стал курировать многие важные дела, и уже в 1794 году фактически руководил внешней политикой. Однако, по мнению историков, этот молодой человек, не отличавшийся особым умом, часто витал в облаках, увлекаясь фантастическими проектами. Среди его смелых, но утопических идей было включение Берлина и Вены в состав Российской империи, создание в Европе новых территорий, подобных Австразии и Нейстрии, а также покорение Константинополя русским флотом. Эти замыслы вызывали недоумение у опытных государственных деятелей. Граф Безбородко, много лет стоявший во главе дипломатического ведомства, с сарказмом писал: «Я — золотарь; я очищаю, что пакостит Зубов».
Несмотря на грандиозные замыслы, Зубов не был способен самостоятельно управлять своими делами. Реальное руководство осуществляли трое его доверенных лиц: Альтести, Грибовский и Рибас.
За год до смерти императрицы Платон Зубов позволил себе зайти слишком далеко – он влюбился в невестку государыни прекрасную и утончённую великую княжну Елизавету Алексеевну и потеряв голову от любви, стал буквально преследовать девушку на каждом шагу.
О безумной любви Зубова к своей жене знал и сам будущий император Александр I и в своих письмах написал следующее: «Мы могли бы быть очень счастливы с моей женой, как оно есть всегда между нами, и без этой графини Шуваловой, приставленной к моей жене. Это сущий дьявол, с ее вечными интригами! … Она, Граф Головкин, которого вы знаете, и г-н Мятлев вскружили голову Графу Зубову и ввергли его в увлечение, которое рано или поздно будет стоить ему этой головы. Он влюблен в мою жену еще с первого лета нашего брака, т.е. где-то с год и несколько месяцев. Судите сами, в какое затруднительное положение поставило это мою жену, чье поведение можно действительно считать ангельским… Если обращаться с ним хорошо, то сочтут, что его любовь находит одобрение, а если относиться к нему холодно, дабы исправить его поведение, то Императрица, не зная причины, расценит это как дурное обращение с человеком, к которому Она питает слабость. Чрезвычайно сложно хранить здесь золотую середину, особенно в столь озлобленном обществе, готовом всегда к совершению гнусных поступков, подобных этому …»
Княгиня, по мере возможности, избегала встреч с Зубовым. Однако тот настойчиво пытался привлечь её внимание, всячески добиваясь разговоров и стремясь расположить её к себе. В итоге, при дворе появились осведомители, донесшие до государыни о подобных ухаживаниях. Екатерина II пришла в ярость и устроил фавориту серьезный выговор, отчитывая его в течение долгого времени, словно непослушного ребенка. Эта беседа подействовала: Зубов больше не приближался к Елизавете Алексеевне. Возможно, его чувства не угасли, но он перестал демонстрировать какие-либо проявления симпатии в её сторону.
В 1796 году блистательная эпоха Платона подошла к концу. В ноябре императрицу поразила внезапная болезнь, и после мучительных часов она ушла из жизни. Зубов осознавал, что его влияние иссякло. Уже у постели умирающей властительницы он приветствовал ее наследника, Павла I, преклонив перед ним колени. На это Павел откликнулся: «Друг моей матери будет и моим другом».
Взойдя на трон, Павел преподнес Зубову в день рождения особняк на Морской улице. Однако, несмотря на видимую благосклонность нового правителя, вскоре Зубову было приказано отправиться за границу, а его владения конфискованы в пользу государства. Неудивительно, что спустя годы Платон вместе с родственниками принял участие в заговоре и убийстве императора.
На закате жизни Зубов поселился в небольшом поселении Янишки Шавельского уезда (город в северной Литве). Там он приобрел старинный замок Раудан и стал влиятельным землевладельцем.
О нем ходили не самые лестные рассказы. Местные жители судачили о его болезненной скупости, чрезмерном страхе перед смертью и небрежности в быту. По свидетельствам современников, он выглядел как состарившийся старик, хотя ему едва исполнилось пятьдесят.
Примечательно, что незадолго до кончины он увлекся девятнадцатилетней дочерью небогатого литовского помещика. Попытки купить расположение девушки вызвали гнев ее семьи. Вскоре стороны пришли к соглашению: Зубов сделал предложение и обещал невесте по брачному договору миллион рублей.
После свадьбы супруги перебрались в лифляндское поместье Руэнталь, где Платон Александрович скончался в возрасте пятидесяти пяти лет…
В наследство молодой вдове отошли «двадцать миллионов, которые уже давно без нужды пылились в доме», а также коллекция бриллиантов, среди которых выделялись три камня исключительной чистоты и один с миниатюрным портретом Екатерины II. Получив внушительное состояние, она вскоре переехала в Вену, а затем в Петербург, где нашла свою любовь – графа Андрея Шувалова, с которым и связала свою судьбу, родив троих детей.
Приглашаю всех на наш телеграм канал @shorikitravel, посвященной истории нашей страны и уникальным местам, которые можно посетить, и прикоснуться самим к истории.
Присоединяйтесь к нам, будет интересно и без суровой цензуры Дзена
#Екатерина Великая #Екатерина Вторая #Александр Первый # Елизавета Алексеевна #Российская империя #цари #императоры #царские дети #Павел Первый #великий князь Константин #сериал Александр Первый.