Устав от вечного лета Сочи, мы отправились открывать зимние просторы Кавказа. В первый день мы гуляли по Кисловодскому парку, где январское солнце освещало терренкуры, а с обзорных площадок открывались панорамы на заснеженные вдали вершины. Второй день провели в Пятигорске — поднимались к Эоловой арфе, спускались в прохладный грот Лермонтова, а у бирюзового озера Провал представляли, как Остап Бендер когда-то продавал здесь билеты к "седьмому чуду света".
И вот на третий день, оставив позади уютные курортные города, мы отправились в самое сердце Кавказа — к подножию Эльбруса, где склоны, одетые в белые шапки, встречаются с облаками, а воздух наполнен особой горной свежестью.
Дорога к высшей точке Европы
Отправляясь из Кисловодска к подножию Эльбруса, мы рассматривали разные варианты:
- Самостоятельно на машине — но не хотели рисковать на зимних серпантинах
- Большая экскурсия — не подходила из-за жесткого графика
- Индивидуальный тур — дороговато для двоих
В итоге нашли идеальный компромисс — мини-группу из 6 человек на комфортабельном Hyundai Grand Starex. Наш водитель-гид Александр (местный житель с 15-летним стажем) забрал нас прямо от гостиницы в Кисловодске в 7 утра. Просторный салон с панорамными окнами, гибкий маршрут с неожиданными остановками, живые истории от гида-водителя – то, что подкупило нас остановиться именно на этом варианте.
Дорога по трассе А-158 заняла около 4 часов с остановками, в которых нам все больше и больше открывался Главный Кавказский хребет.
Озеро Гижгит
Наш путь к Эльбрусу начался с удивительного открытия — искусственного озера Гижгит, созданного в советские годы. Когда-то здесь перекрыли русло одноимённой реки, чтобы обеспечить водой местный промышленный комплекс. Завод давно прекратил работу, но рукотворный водоём остался, превратившись в неожиданную туристическую достопримечательность.
Уникальный бирюзовый оттенок воды, нестандартный рельеф дна (пологий вход есть с северо-западной и юго-восточной стороны у дамбы, другие берега крутые), глубина до 30 метров с кристально чистой водой - то, что делает это место особенным.
Но настоящее чудо ждало нас, когда мы вышли из минивэна. Январские морозы сковали озеро метровым слоем льда, который издавал фантастические звуки — резкие, как выстрелы бластеров из "Звёздных войн", и протяжные, будто стоны гигантского существа.
Эти "космические" звуки разлетались эхом по всей долине, создавая сюрреалистичную атмосферу. Мы стояли на ледяном панцире, наблюдая, как на зеркальной поверхности то и дело появляются новые трещины — будто невидимый художник рисует причудливые узоры.
Река Адыр-Су и уникальный подъёмник
Покинув озеро Гижгит, мы продолжили путь по живописной трассе, петляющей вдоль бурной реки Баксан. Через 40 минут езды наш минивэн свернул к уникальной смотровой площадке над рекой Адыр-Су, чьё название с тюркского переводится как «река с хребта». Есть и другая версия перевода, в которой название трактуется как «злая река».
Как объяснил гид Александр, эта река — настоящая героиня Кавказа:
Адыр-Су — единственная в регионе, которая не пошла по готовому ущелью, а сама пробила себе дорогу через скальные массивы. Если посмотрите на карту — все местные реки текут параллельно Водораздельному хребту, а наша красавица взяла и пересекла его!
Здесь же, среди скал, скрывается водопад "Девичьи косы" — трёхкаскадный, высотой 25 метров, который зимой частично замерзает.
Мы стояли на смотровой, любуясь, как бирюзовая лента Адыр-Су несет свои воды в сторону молочно-белого Баксана. Внизу у водопада местные продавали горячий чай из термосов и балкарские хычины — мы не удержались и попробовали.
Александр показал нам тот самый канатный автоподъёмник, похожий на гигантский фуникулёр для машин:
Летом на нём поднимают джипы до высоты 2200 м, откуда начинается дорога к альплагерям «Джайлык» и «Уллу-Тау». Зимой он работает только для грузов.
Этот технологичный аттракцион на фоне дикой природы выглядел особенно контрастно. Мы ещё полчаса фотографировали потрясающие виды, прежде чем отправиться дальше.
Дорога к поляне Азау
Под впечатлением от бурных вод Адыр-Су мы продолжили наш путь вверх по долине Баксана. Дорога вилась между гор, открывая всё более захватывающие виды. Мимо окон нашего минивэна мелькали горные поселки с непривычными слуху, но удивительно мелодичными названиями: Верхний Баксан — последний крупный посёлок перед заповедными территориями, Нейтрино — получивший имя от советской обсерватории, изучающей космические частицы, Тегенекли - в переводе с балкарского — "место, где растёт тополь".
Подъем на Эльбрус
Через час пути перед нами появился посёлок Терскол — настоящие "ворота Эльбруса" на высоте 2100 метров. Но главная цель ждала впереди — поляна Азау (2350 м), стартовая точка всех восхождений на Эльбрус.
От поляны Азау (2 350 м) на Эльбрус ведут три очереди канатных дорог.
«Рома-1» подняла нас до станции "Старый кругозор" (3 000 м). Перед нами открылась панорама Баксанской долины — как на ладони виднелись посёлок Терскол и извилистая лента реки Баксан. На горизонте чётко вырисовывались вершины Донгуз-Оруна и Нахар, а воздух был настолько прозрачен, что казалось — можно разглядеть каждый домик в долине. Мы долго не могли оторваться от этого вида, чувствуя, как меняется восприятие пространства на высоте.
«Рома-2» доставила нас на станцию "Мир" (3 500 м). Здесь исчезли последние следы растительности — только снежные поля и скальные выходы. Особенно впечатлял вид на восток, где зубчатым гребнем высился хребет Кыртык-Ауш, а под ногами хрустел фирн — многолетний слежавшийся снег. Мы молча стояли, пораженные контрастом между солнечной долиной внизу и этой суровой высокогорной пустыней.
На последнем подъемнике, «Рома-3», мы добрались до станции "Гара-Баши"
(3 847 м), самой высокой точки подъёма для туристов. Величественный двуглавый Эльбрус предстал во всей мощи — Западная (5 642 м) и Восточная (5 621 м) вершины сверкали на солнце, словно гигантские кристаллы.
Мы завороженно наблюдали, как облака, рождающиеся у подножия, медленно ползли вверх по склонам, растворяясь у самых вершин. Отсюда за 15 000 ₽/чел можно отправиться на ратраке к "Приюту одиннадцати" (4 100 м) или за 25 000 ₽ до "приюта Пастухова" (5 100 м), но даже без этого перед нами был самый потрясающий вид в жизни — казалось, весь Кавказ лежит у наших ног.
Каждая станция — это отдельный климатический пояс с уникальными панорамами. Мы начали подъём при +2°C на Азау, а на верхней станции столбик термометра показывал уже -12°C!
Несмотря на плавную акклиматизацию (по полчаса на каждой станции), высота дала о себе знать — появилась лёгкая тошнота и головная боль. Но даже это не могло затмить восторг от видов: Главный Кавказский хребет с его заснеженными пиками казался бескрайним, а Эльбрус — настоящим властелином этих мест.
Долина Нарзанов
После головокружительных высот Эльбруса наша группа отправилась к удивительному месту — Долине Нарзанов, расположенной всего в 30 минутах езды от поляны Азау.
Этот природный феномен впечатлил нас не меньше, чем величественные горные вершины. Десятки минеральных источников, бьющих прямо из-под земли, вода, насыщенная природным углекислым газом, уникальный состав с железом, кальцием и магнием – все это делает долину особенной.
Нас впечатлили неожиданный вкус - вода оказалась приятно газированной, с лёгким металлическим привкусом и эффектом "шипучки" — пузырьки газа щекотали язык, создавая ощущение, будто пьёшь природную газировку, а бодрящее действие позволило всего через 10 минут после пары глотков успокоить головную боль от высоты. Мы сидели на деревянных лавочках, потягивая тёплую (около +10°C даже зимой!) нарзанную воду из специальных сосудов (бюветников) и любуясь видом на заснеженные склоны.
Совет: пить нарзан нужно небольшими глотками, не более 200-300 мл за раз — иначе может закружиться голова от переизбытка минералов.
Это место стало идеальным завершением нашего горного дня — после суровых высот Долина Нарзанов встретила нас тёплой (в прямом и переносном смысле) атмосферой и живительной силой природы.
Обратный путь в Кисловодск занял около трёх часов, но пролетел незаметно. Уютно устроившись в мягких креслах нашего минивэна, мы пересматривали фотографии, с трудом веря, сколько впечатлений вместил один день. Несмотря на усталость, мы чувствовали необыкновенную лёгкость — то ли от горного воздуха, то ли от переполнявших эмоций. Александр, наш гид-водитель, улыбаясь, заметил: "Это не вы устали — это ваши городские привычки наконец-то сдались перед мощью Кавказа".
Но наше путешествие по Кавминводам ещё не закончилось! В следующей части нас ждут Суворовские источники — где лечились солдаты великого полководца, Ессентуки — город-музей курортной архитектуры, секретные места, куда не водят обычные экскурсии.