Те читатели, которые знакомы с моими заметками, знают о том, что URIAH HEEP является моей любимой группой. Я много писал и о ней в целом, и о музыкантах, входивших в ее состав в разные годы. Понятно, что особое внимание при этом я уделил Кену Хенсли и Дэвиду Байрону. Вспоминал я и Ли Керслэйка. Не забыл и таких неоднозначных, по мнению многих, вокалистов, как Джон Сломэн и Питер Голби. Особый цикл статей был посвящен всем семи бас-гитаристам группы, а вот об удивительном гитаристе – Мике Боксе – я так ничего и не написал. И вот сегодня, 9 июня, в день его рождения, я исправляю эту несправедливость.
Полагаю, что все почитатели творчества не только URIAH HEEP, но и любители классической рок-музыки в целом прекрасно знают биографию гитариста, так что я, пожалуй, буду писать о другом.
Мик долгое время оставался как бы на вторых ролях в группе во время ее расцвета, исправно наполняя музыку URIAH HEEP удивительными звуками своей гитары, но, за исключением дебютного альбома, не принимая активного участия в написании композиций. Вместе со своими коллегами по группе он только шлифовал подготовленные гениальным Кеном Хенсли музыкальные наработки.
Мика Бокса можно смело назвать одним из могикан, говорим ли мы о рок-музыке как таковой или конкретно о URIAH HEEP. На пару с Дэвидом Байроном, с которым Мика свела судьба в группах THE STALKERS, а потом и SPICE, он был основателем музыкального коллектива, названного именем не очень симпатичного персонажа романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд».
Исключительность Бокса кроется не только в том, что он является потрясающим музыкантом, гитара которого индивидуальна и узнаваема. Все эти годы, а их набралось уже 55, Мик Бокс был и остается предан только одной группе – URIAH HEEP, от которой он удалялся только один раз. Впрочем, это вряд ли можно расценивать как сторонний проект, ведь речь идет о сольном альбоме Take No Prisoners как раз вокалиста URIAH HEEP Дэвида Байрона, в записи которого также был задействован еще один участник коллектива – ударник Ли Керслэйк.
Если говорить о первом десятилетии URIAH HEEP, то усатый крепыш Мик Бокс (только на заре создания коллектива и в 1973 году, когда группа записывала альбом Sweet Freedom, его можно было лицезреть без усов) действительно оставался в тени, идет ли речь непосредственно о музыкальной составляющей или о всем том, что с ней в той или иной степени связано. Он не принимал участия в разборках внутри коллектива, включая те, в которые был вовлечен менеджер и продюсер группы Джерри Брон, а в этом отношении все было очень даже непросто. Талантливым людям зачастую трудно находиться рядом и работать плечом к плечу.
Мик никогда не был конфликтным человеком. Он не злоупотреблял алкоголем, не говоря уже о чем-то куда более серьезном и страшном, и никогда не курил. Да, у Мика были непростые отношения с Кеном Хенсли, как, впрочем, и у других коллег по URIAH HEEP, но это не выплескивалось в неприязнь и никоим образом не отражалось на музыке, которая была высочайшего качества.
Мик Бокс был и остается не только классным гитаристом, но и человеком с большим сердцем и обостренными чувствами. Как в этой связи не вспомнить тот факт, что он оказался единственным из группы, кто пришел на похороны 27-летнего Гэри Тэйна, и вряд ли наступающее Рождество могло служить оправданием отсутствия остальных музыкантов на церемонии прощания с бывшим бас-гитаристом классического состава URIAH HEEP.
А смерть Дэвида Байрона просто выбила Мика из колеи как человека, и он сорвался, в течение двух недель, по его собственному признанию, заливая утрату Байрона спиртным.
Известие о смерти Дэвида пришло в самом начале грандиозного тура URIAH HEEP. В тот день, 28 февраля 1985 года, группа находилась в городке Слау, графство Беркшир, и менее чем за три месяца, с 25 февраля по 19 мая 1985 года, музыканты должны были отыграть 69 (!) концертов в Великобритании, Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Дании, Италии, Люксембурге, Франции и Испании. И Бокс-музыкант находил в себе силы и волю, чтобы выходить на сцену каждый раз и достойно отыграть всю программу, в том числе и в память о Дэвиде Байроне – великом вокалисте и одном из основателей URIAH HEEP, который, покорив музыкальный Олимп, не удержался на его вершине и ушел в мир иной в возрасте 38 лет.
Человеческая составляющая оказалась развитой у Мика Бокса очень сильно. Он был близок с ударником Ли Керслэйком и бас-гитаристом Тревором Болдером, с каждым из которых прожил в группе более 30 лет на сцене и в студии. Мик очень тяжело воспринял их уход из жизни, хотя этому предшествовали серьезные заболевания и длительные курсы лечения обоих музыкантов.
Впрочем, к таким потерям невозможно подготовиться. Они всегда застают врасплох, как и в случае с Кеном Хенсли, которого не стало в страшный год пандемии, хотя причиной его смерти стал отнюдь не COVID. Смерть Хенсли заставила Мика Бокса в чем-то изменить свои взгляды на жизнь. На прошлое и настоящее. Даже в таком зрелом возрасте.
Судьбе было угодно распорядиться так, что Мик и Кен остались теми двумя музыкантами из квинтета, говорим ли мы об оригинальном составе URIAH HEEP или известном как золотой, или классический, который подвел итог первому десятилетию группы и записал один из самых спорных ее альбомов под названием Conquest.
Мик Бокс никогда не стремился к славе, которая сама пришла к нему. Удивительным сейчас кажется то, что в Интернете очень мало фотографий Мика вне группы в то золотое для URIAH HEEP время. Групповых снимков много, а индивидуальных очень мало.
Безусловно, этот человек и гитарист познал все «прелести и горести» судьбы рок-музыканта. И взлеты, и падения. Достаточно сказать, что вскоре после выхода альбома Conquest, когда из группы ушел Кен Хенсли, а сама она стала рассыпаться на глазах, перед Миком Боксом со всей очевидностью встал вопрос, который классик русской литературы сделал названием своего произведения. Речь шла о самом существовании URIAH HEEP. Мик, вспоминая прошлое, говорит, что оказался у разбитого корыта и впал в глубокую депрессию. На его счастье, рядом оказался Ли Керслэйк, который привел с собой коллегу по ритм-секции, бас-гитариста Боба Дэйсли, также отправленного на пару с ним в отставку из группы Оззи Осборна после скандала с четой Осборн. Ли очень помог Мику начать все с чистого листа, сохранив название группы, на чем настоял уже сам Бокс.
Именно с этого времени Мика Бокса можно смело называть лидером коллектива. Я всегда считал Байрона душой URIAH HEEP, а Хенсли его сердцем. Для меня это является аксиомой. Если же говорить о Боксе, то я отвожу ему роль вечного двигателя, который, всем все доказав как гитарист высочайшего класса, нашел себя в полной мере уже как автор композиций в творческом дуэте с Филом Лэнзоном.
Я никогда не сравнивал музыку URIAH HEEP времен Хенсли-Байрона, просто Хенсли, уже без Байрона (хотя и здесь необходимо сделать оговорку), и тем, что было создано, начиная с альбома Abominog и заканчивая альбомом Chaos & Colour. Слишком много различий. В музыке, в составах, которые ее создавали и играли. И, конечно, необходимо учитывать фактор времени, музыкальные вкусы, спрос.
Многие уже давно за глаза называют URIAH HEEP группой Мика Бокса. И я прекрасно понимаю почему. И все же я полагаю, что у Бокса есть все основания выступать и записывать альбомы под вывеской URIAH HEEP хотя бы потому, что на сегодняшний день он остается единственным из числа тех, кто основал группу и оставался в ее рядах все эти 55 лет, не отвлекаясь на сторонние проекты. Это так несовременно. Ведь сейчас очень широко распространена практика (особенно в ней преуспели шведские коллективы), когда музыканты создают так называемые проекты и бегают из одного в другой со скоростью Усэйна Болта, и ты не успеваешь отследить, где в данный момент находится тот или иной музыкант или вокалист. Порочная практика, на мой взгляд, по той простой причине, что многим из этих людей просто не хватает идей, чтобы реализовать себя в чем-то одном. А тут налицо и раздвоение, и растроение, и расчетверение, образно говоря. И с гранями таланта проблема. Их попросту не хватает, а у кого-то они отсутствуют. И тут в действие вступают реклама и сумасшедшая раскрутка.
В прошлом рок-музыка рождала звезд. Настоящих, ярких, и у каждой из них был узнаваемый свет. И цвет. Сейчас же все как-то нивелировалось, стало во многом обезличенным. С сероватым оттенком. Это о качестве. И обороты упали. Это о количестве выпускаемого материала.
Или вот такое сравнение, хотя я тот еще грибник. В семидесятые и восьмидесятые, бродя по музыкальным просторам, я собирал белые грибы, подосиновики и подберезовики. Их было так много, что на другие я просто не обращал внимания. Сейчас же попадаются в основном опята, многие из которых при внимательном рассмотрении оказываются ложными.
Роберт Плант и Оззи Осборн, Йен Гиллан и Дэн Маккафферти, Дэвид Ковердэйл и Фредди Меркьюри, Джимми Пэйдж и Тони Айомми, Ричи Блэкмор и Мэнни Чарльтон, Брайан Мэй и Джефф Линн, Джон Бонэм и Йен Пэйс, Кози Пауэлл и Билл Уорд, Мик Таккер и Фил Коллинз, Джон Лорд и Ричард Райт, Рик Уэйкмэн и Манфред Манн и многие-многие другие. Это все в прошлом. А в настоящем? Если говорить об индивидуальности, яркости и, конечно, тех самых гранях таланта.
Впрочем, я немного отвлекся. Говоря о Мике Боксе и музыке URIAH HEEP, глупо сравнивать наше время и то, что играла группа более полувека назад. Если же затронуть, скажем, последнее десятилетие, то, на мой взгляд, альбомы URIAH HEEP более чем конкурентоспособны на рынке. Последние три студийные работы – Outsider, Living The Dream и Chaos & Colour – весьма неплохи, а более ранние альбомы – Sea Of Light и Sonic Origami – заслуживают самой высокой оценки, если только не сравнивать их с классическими альбомами группы и не пытаться найти соответствия. Их просто нет и быть не может. В одну реку нельзя войти дважды.
Мик Бокс продолжает зажигать. С годами он не потерял энергию и все так же живет в быстром ритме, оставляя позади себя многих тех, кто годится ему в сыновья и даже внуки. Кстати, Мик женат четвертым браком. Когда успевает?
19 сентября 2024 года Мик Бокс в своем видеообращении к почитателям группы объявил о том, что она собирается в свой последний концертный тур под названием The Magician’s Farewell, который начался в феврале этого года.
По словам Мика, группа намерена провести в туре 2-3 года и охватить максимальное число стран.
Понятно, что по ряду объективных причин он будет не очень плотным.
Понятно и то, что с учетом современных реалий Россия – страна, в которой у группы насчитывается многотысячная армия поклонников, в гастрольном туре не значится.
Хочется добавить слово пока, но честно признаюсь, что шансы на приезд URIAH HEEP в нашу страну крайне призрачны.
Ближайшие концерты запланированы на октябрь и ноябрь в Австрии, Германии, Швейцарии и Польше.
О том, будет ли группа записывать новый альбом в студии, никакой информации нет.
Сегодня Мику Боксу исполняется 78 лет. И сегодня я забуду о том, что он болеет за нелюбимый мной «Тоттенхэм Хотспур».
Дай Бог здоровья этому прекрасному человеку, который всегда на позитиве, и великолепному гитаристу, который остается последним из могикан в удивительной группе под названием URIAH HEEP!
И, конечно, страсти, так как, по словам самого Мика, это именно то, что движет им все те 58 лет, которые он живет в волшебном мире музыки!
С днем рождения, последний из Волшебников!
LONG LIVE ROCK’N’ROLL!
Статья и содержащийся в ней материал (текст, фотографии и клипы) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Mick Box # Uriah Heep # рок-музыка # музыканты # рассказы #