Почему это сборник, которого не было? Да потому, что он взят с миру по нитке. Соткан из никуда не вошедших рассказов и повестей. Всё это великолепие уместилось под одной обложкой и увидело свет в бородатом уже 2009-м году в просто потрясающей по качеству исполнения серии «Вино из фантазий» тиражом всего в четыре тысячи экземпляров. Ни о каких переизданиях речи не шло, так что это своеобразный раритет.
Итак, начнем предметно.
«Р – значит ракета»
Это одна история о мечтах и их воплощениях. Финал открытый, а потому мы не знаем, во благо ли это воплощение или во зло. Прекрасно, когда детские мечты сбываются. С другой стороны, придется отринуть всё, что было в прошлой жизни...
«Лед и пламя»
Хорошая, добротная повесть в духе всего творчества Мастера в его фантастической ипостаси. Мир описан жуткий. Просто жуткий, по-другому и не скажешь. На то, что идет конфликт с наукой, по сути своей, плевать. Просто потому, что здесь главное — не научная составляющая, а эмоции, идея и подача.
«Превращение»
Весь рассказ ты находишься в напряжении, проглатывая строчку за строчкой, страницу за страницей, будучи в ожидании чуда, в ожидании того, чем же всё обернется, что за бабочка вылупится из куколки. И даже когда герои понимают, что перед ними вроде бы самый обыкновенный человек, ты всё равно ожидаешь второе дно... Однако оно совсем не ошарашивает. Я понимаю, что рассказ был написан в далеком уже 1942-ом году, и в это время вполне мог бы оказаться новаторским, однако это же Брэдбери. Великий мастер, чьи произведения всегда рассматриваются без привязки ко времени написания, без скидок на этап творчества... В общем и целом, разочарован. Но это же всё субъективно.
«Столп огненный»
Сложная для восприятия и тяжеловесная вещь. Да, мастерски показано, как человек — уже и не человек совсем в полном смысле этого слова — не может адаптироваться к так сильно изменившемуся миру. По сути своей, в крематорий, в огненный столп, отправляется не только прах погребенных, но и весь старый мир, традиции, чувства и эмоции. Да, у нас есть свои недостатки, и мы постоянно находимся на грани исчезновения из-за собственной кровожадности, но... стоит ли жить в таком вот рафинированном обществе? Главный герой повести решает, что не стоит. Не только ему, но и само такое общество должно быть обречено. Чем обычно кончается противостояние общества и одиночки, все мы прекрасно знаем...
«И времени побег…»
Прекрасный рассказ, от которого веет все тем же Гринтауном. И противопоставления настоящей жизни тому стерилизованному будущему, к которому мы движемся семимильными шагами, действительно заставляет ценить каждый миг настоящего. А детство просто уже не вернуть...
«Кричащая женщина»
Очень фрейдистский рассказ, согласен. Самый жуткий во всем сборнике, очень живой и весьма достоверный... Рассказ, которому веришь с первой и до последней строчки... Вот откуда могут расти ноги у Стивена Кинга. А детям иногда все же стоит верить на слово.
«Сущность»
Написанный на самой заре творческого пути Рэя Брэдбери, рассказ при этом далеко не примитивен, а очень разнопланов. Здесь вам и антиутопия мира близкого будущего с обилием психологов, определяющих, что хорошо, а что плохо, и как жить другим (в принципе, такое будущее уже сейчас стучится к нам в двери), и детский бунт против взрослых, и непонимание взрослыми детей, однако самое главное всё же — понятие свободы как таковой. И у мальчика с Земли свобода совсем не такая, как у неведомой сущности из глубин космоса.
«Здесь могут водиться тигры»
Это квинтэссенция творчества Рэя Брэдбери. Той ее части, что не посвящена Гринтауну. Полагаю, как раз за такие вот истории Брэдбери и стали называть романтиком от фантастики. Здесь очень много грусти. Той самой, которая появляется, когда что-то уже утеряно безвозвратно. Ощущение, что когда-нибудь будут утеряны доброта, способность мечтать, романтика и детское восторженное восприятие мира.
«Уснувший в Армагеддоне»
Рассказ чудесный. Больше всего напоминает другую историю от того же Брэдбери, только более популярную. «Тот, кто ждет», вроде бы.
И вот эта атмосфера ожидания, когда же в итоге сломается жертва — это передано очень сочно. Не если сломается, а именно «когда». Никакого хэппи-энда читатель не ждет с того самого момента, как все начинается. Исход логичен и понятен, но опять-таки безумно красив.
«И камни заговорили…»
Сейчас, глядя на историю сквозь десятилетия, понимаешь, что рассказ очень и очень актуален. Замените мексиканцев на негров — вот вам и история про то, что происходит здесь и сейчас. А способность предугадать будущее, согласно Азимову — величайший талант писателя-фантаста.
«Чертово колесо»
Брэдбери играет и экспериментирует с жанрами. Хотя в сороковых — это осознанная и кропотливая работа на мистическими рассказами и хоррорами. Теми самыми, которые войдут в «Темный карнавал» «Воспоминания об убийстве». Эта же история стала главой романа «Надвигается беда. Атмосферу Мастер выдал потрясающую, а сюжет — прост и банален, как гвоздь. И это данный конкретный рассказ совсем не портит.
«Лучезарный Феникс»
Предтеча «451 по Фаренгейту»? Очень похоже. Рассказ действительно хорош. И действительно заставляет задуматься. Но так с большинством историй от Рэя Брэдбери. Здесь же можно отметить в плюс то, что герои говорят друг с другом цитатами великих произведений. В остальном же — тот же Фаренгейт.
«Последняя жертва»
Если делать скидку на год написания, то вполне на уровне. Звезд и астероидов с неба не хватает, но в качестве развлекательного чтива — удобоваримо. Психологизм и возмездие как лейтмотив всего рассказа задает тон чуть ли не всему творчеству мэтра в космической его ипостаси. В целом, свою прелесть здесь найти можно, но сейчас всё кажется слишком прямолинейным. Особенно в контексте более поздних историй Брэдбери.
«Маятник»
«Город» Саймака на очень сильных минималках. Рассказ категорически не понравился, хоть Брэдбери и совершенно определенно один из самых любимых авторов и точно самый читаемый. Причем, не понравилось вообще всё, от главного героя, до бедолаг-роботов и построения предложений.
«Отпрыск Макгиллахи»
Совершенно определенно не нравится «Ирландский цикл» у Брэдбери, несмотря на трепетную любовь к творчеству автора. При том, что стиль классный, есть эмоциональность и надрыв, проблема читателю подана на блюде весьма серьезная, всё цепляет, но не нравится, и всё тут.
«Научный подход»
Вот в таких зарисовках и становится ясно, что Брэдбери — гений. Стиль прекрасен, сюжет близок чуть ли не каждому родителю, и хотя финал угадывается с самого начала, ты продолжаешь читать, поскольку здесь важна атмосфера. Очень мило и с юмором.
«Знали чего хотят»
Вторая история о жизни девочек-подростков, поданная через призму восприятия их любящего отца. И снова в яблочко И снова весьма милая зарисовка, с изрядной долей юмора и иронии. Весь рассказ пропитан светлой атмосферой юности, когда вся жизнь впереди, и весь мир лежит у ног. Прекрасный рассказ, чудесный Брэдбери.
В целом, могу сказать, что лоскутное одеяло получилось скорее хорошим, чем плохим. За исключением «Отпрыска Макгиллахи», который увидел свет в 1970-м, все остальные вещи были написаны Брэдбери с 1941-го по 1952-оый годы. Самое что ни на есть раннее творчество. Уже тогда было понятно, что это рассказы настоящего гения. Или у вас другое мнение?
Количество прочитанных произведений автора: 253
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 7,47
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 1
Понравилась статья? Тогда отправляй свой гениальный ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – у меня тут много самого разного интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи, а то чо как этот? Всех обнял-приподнял.