Найти в Дзене
Mr. Dream Car

Ford Model A (1927-1931) – Преемник, который смог!

Ford Model T появившийся на свет 1 октября 1908 года, несомненно спустя годы стал по-настоящему народным автомобилем для Америки. Поскольку если в первые годы жизни (1908-10-й год) он стоил от 1100 до 1700 долларов, то уже в 1925-м году средняя цена на Модель Т была всего 260 баксов. Правда в последние годы жизни цены на машину почему-то подняли на 100 долларов. Но факт тот, что модель разошлась тиражом в 15 млн экземпляров, прямо доказывает, что автомобиль, это не только игрушка для богачей, но и средство передвижение, доступное рабочему классу, для поездок из пункта А в пункт Б. Но всё равно, разработка абсолютно новой модели была очень своевременной. Ведь годы идут, а конкуренты не дремлют и каждый раз пытаются удивить людей какими-то новыми моделями, с привлекательным дизайном и доступной ценой. И выпускать одну и ту же модель очень продолжительное время, было не самым разумным решением, чтобы заработать много денег. Нужно было создать новую модель, соответствующая модным тенденция

В этом выпуске расскажу об автомобиле ставшей второй успешной моделью авто в истории Ford Motor Company, после народного Ford Model T, поставивший Америку на колёса.

Ford Model T появившийся на свет 1 октября 1908 года, несомненно спустя годы стал по-настоящему народным автомобилем для Америки. Поскольку если в первые годы жизни (1908-10-й год) он стоил от 1100 до 1700 долларов, то уже в 1925-м году средняя цена на Модель Т была всего 260 баксов. Правда в последние годы жизни цены на машину почему-то подняли на 100 долларов. Но факт тот, что модель разошлась тиражом в 15 млн экземпляров, прямо доказывает, что автомобиль, это не только игрушка для богачей, но и средство передвижение, доступное рабочему классу, для поездок из пункта А в пункт Б.

Но всё равно, разработка абсолютно новой модели была очень своевременной. Ведь годы идут, а конкуренты не дремлют и каждый раз пытаются удивить людей какими-то новыми моделями, с привлекательным дизайном и доступной ценой. И выпускать одну и ту же модель очень продолжительное время, было не самым разумным решением, чтобы заработать много денег. Нужно было создать новую модель, соответствующая модным тенденциям и покупательских предпочтений. И спустя какое-то время, Генри Форд, под большим настоянием своего сына Эдсела, согласился начать разработку новой модели. Хотя Генри, со своими консервативными взглядами, очень долго сопротивлялся, и даже уволил второго вице-президента компании Эрнеста Канцлера, который всего лишь подал ему докладную том, что Модель Т уже не соответствует покупательским предпочтениям из-за несовременного внешнего вида и нужно срочно разрабатывать новую модель. Но ради того, чтобы переоснастить сборочную линию на выпуск этой самой новой модели, главному заводу Ford Motors в Дирборне, штат Мичиган пришлось прекратить производство морально устаревшей Модели Т 26 мая 1927 года, и остановить конвейер на целых полгода. Но оно того стоило, и уже через почти 6 месяцев, с конвейера сошёл первый Ford Model A.

И разумеется остановив конвейер, Форд теряла большие деньги на простое. В одном малоизвестном фильме 1987-го года «Форд: Человек и машина» с Клиффом Робертсоном исполнивший роль Генри Форда, в сцене диалога отца с сыном, во время презентации Ford Model A, 20 октября 1927 года, Эдсел говорил, что на переоборудование завода компания потеряла по самым скромным подсчётам 100 млн долларов (1.884.629.778 долларов, в пересчёте на 2025-й год). И чтобы окупить эти расходы Форду придётся продать больше миллиона машин Модели A. Её продажи стартовали 2 декабря 1927 года. И действительно новую модель автомобиля от Форда расхватывали как горячие пирожки. Уже к началу февраля 1929 года было продано миллион автомобилей, через 5 месяцев продажи достигли 2-х миллионов, а в марте 1930-го продали уже 3 миллиона экземпляров. И Форду удалось окупить свои большие расходы на переоборудование завода для выпуска Модели А.

Генри и Эдсел Форд возле новой на 1927-28 год, Ford Model A.
Генри и Эдсел Форд возле новой на 1927-28 год, Ford Model A.

Характеристики

Двигатель для Форда Модели А был рядным 4-цилиндровым, объёмом в 3286 см3, выдающий мощность в 40 л. с. Что позволяло её разгонятся со скоростью в 105 км/ч. Охлаждение мотора было водяным. Колёсная база составляла 2630 мм. КПП трёхступенчатая механическая, несинхронизированная. Тормоза барабанные, на все 4-х колёсах.

Форд Модель А, стал первым автомобилем в истории Форд Моторс, в котором использовался стандартный набор органов управления. То есть стандартные педали газа, тормоза и сцепления и рычаг переключения передач.

Топливо поступало в карбюратор самотёком. Плюс Модель А стал первым в мире серийным автомобилем, использующий безопасное стекло на лобовом стекле.

Международное производство

Форды Модели А собирающиеся в Великобритании, оснащались двигателем меньшего объёма в 2043 см3., из-за чего мощность упала до 28 л. с. Однако такая мощность была приравнена к Британскому налогообложению на лошадиные силы, в котором мощность двигателя в Королевстве не должна превышать 15 л. с. И из-за этого штрафной налог на Форд Модель А составлял 1 фунт стерлингов на налоговую мощность в Великобритании. Поэтому популярный в Америке новый Форд был для Объединённого Королевства слишком дорогим в эксплуатации и технически неэкономичным. Поэтому не пользовался популярностью. Точно также, как и в Германии, Дании, Ирландии. Во многих европейских странах они не соответствовали по комфорту к другим автомобилям выпускающиеся в этих странах.

Зато именно Форд Модель А, в кузове фаэтон, выпускался в СССР с 1932 по 1936 год, продав Горьковскому Автомобильному Заводу лицензию на выпуск этой модели и грузовиков Форд АА.

Изобилие и дешевизна

Несмотря на то, что Форд Модель А в Европе продавался плохо, зато в самой Америке она пользовалась бешеной популярностью. В первую очередь благодаря невысокой цены от 385 долларов за родстер, до 1200 долларов за Town Car. Во-вторых, Модель А предлагал покупателям настоящее изобилие типов кузовов, насчитывающий аж 20 вариантов. От родстеров и пикапов, до Town Car и фургонов. И наконец третье, впервые за очень долгое время Форд начал окрашивать свои модели в разнообразные цвета. Так как в эпоху Модели Т, большая часть этих машин выкрашивалась только в чёрный цвет. В общем благодаря этим трём китам дилерские центры Форд многих городов США продавали свои запасы новеньких Моделей А, чуть ли не за одну ночь.

Завершение эйфории

Но всё хорошее когда-нибудь кончается. И Форд Модель А не стал исключением. Начавшийся в конце октябре 1929 года резкий экономический спад, поставил под угрозу существования многие автомобильные фирмы, включая Форд Моторс. Однако благодаря невысокой цены, Модель А успешно продавалась и в конце 1929-го, и на протяжении всего 1930-го года. Однако уже в 1931-м обостряющаяся экономическая ситуация в США, со временем положила конец производства и Форд Модель А, который прекратили выпускать, по некоторым источникам в июле 1931-го, другим в марте 1932-го года, выпустив в общей сложности 4.858.644 автомобиля всех вариантов кузова. При том, что в финальном годе для Модели А, Форд смог продать всего 489.000 автомобилей. На смену пришёл новый Ford Model B, который стал первым в мире доступным автомобилем с двигателем V8. В прочем это уже совсем другая история.

Итог.

Безусловно, Форд А, продолжил успешное шествие Ford Motors на автомобильном рынке, став одной из самых крупных автомобильных корпорацией и в Америке, и в мире. И честно скажу, если бы не Великая Депрессия, то возможно Форд Модель А продержался бы на конвейере ещё несколько лет и был бы снят с производства скажем в 1935-36-м году, как его Горьковская копия из СССР. И возможно даже, что именно Форду А выпала бы честь стать первым в мире доступным авто с V8 под капотом. Но увы, этого так и не произошло. Но одно можно сказать точно, что Модель А от Форд Моторс оставил после себя хорошее наследие и сейчас высоко ценятся не только отреставрированные или найденные в сарае выжившие автомобили, но и всякого рода хот-роды, которые делали из купе и родстеров Форда А ещё молодежь конца 1940-х и современные любители кастомизации и «горячих родстеров».