Фильмы-катастрофы давно стали неотъемлемой частью Голливуда. Первый фильм-катастрофа датируется 1912 годом, когда был снят фильм, рассказывающий о трагедии «Титаника». Жанр по-настоящему стал популярен в 1970-х годах с такими фильмами, как «Аэропорт» и «Вздымающийся ад» с их звездным актерским составом. Жанр пережил возрождение в 1990-х годах, когда режиссер Роланд Эммерих пришел со своим инопланетным вторжением «День независимости». Даже когда между фильмами проходит несколько десятилетий, эти фильмы затрагивают наше очарование яростью природы и стойкостью человечества, а также острые ощущения от просмотра зрелищ на экране.
В этом списке представлены некоторые из самых важных фильмов-катастроф, когда-либо снятых, от современных фильмов с использованием компьютерной графики до классических, основополагающих фильмов-катастроф 70-х годов. Независимо от того, основаны ли они на реализме, как «Невозможное», вдохновленное реальной историей, полномасштабные блокбастеры, такие как «Армагеддон» Майкла Бэя, или величайшие хиты мастера фильмов-катастроф Эммериха, эти фильмы оставляют незабываемый след в кинематографе и сердцах зрителей.
____________________________
Пик Данте / 'Dante's Peak' (1997)
В небольшом городке на северо-западе Тихого океана Пик Данте спящий вулкан внезапно проявляет тревожные признаки активности. Вулканолог Гарри Далтон (Пирс Броснан) отправляется исследовать его необычное явление и быстро понимает, что гора вот-вот взорвется. Мэр города Рэйчел Вандо (Линда Хэмилтон) поначалу настроена скептически, вскоре они оба оказываются в гонке за спасение горожан от надвигающегося извержения. Фильм был выпущен в том же году, что и его фильм-близнец "Вулкан" с Томми Ли Джонсом в главной роли.
В то время как у «Вулкана» более гламурная обстановка Лос-Анджелеса, «Пик Данте» — его рабочая версия с более приземленным и полунаучным зрелищем катастрофы. Визуальные эффекты, особенно для своего времени, все еще держатся. Практические эффекты дают реалистичное ощущение опасности, наиболее очевидное в его напряженной сцене, где минивэн спасается от катастрофы, когда вокруг него взрываются лавовые бомбы, пока они пересекают рушащийся мост. Даже когда это становится немного чрезмерным, это все еще кажется захватывающим, в отличие от сегодняшних эффектов CGI. Он, возможно, не переопределил жанр, но это был один из самых развлекательных фильмов-катастроф десятилетия.
____________________________
Послезавтра / 'The Day After Tomorrow' (2004)
«Послезавтра» начинается с того, что климатолог Джек Холл (Деннис Куэйд) предупреждает мировых лидеров о том, что изменение климата вот-вот вызовет серию экстремальных погодных явлений, которые могут привести к новому ледниковому периоду. Как и ожидалось, никто не слушает, пока не становится слишком поздно, когда на Токио обрушивается мощный град, торнадо проносятся по Лос-Анджелесу, а цунами затапливает Нью-Йорк и быстро замерзает. Тем временем его сын Сэм (Джейк Джилленхол) оказывается в ловушке в замерзшем Большом яблоке со своими друзьями, что побуждает Джека отправиться в опасное путешествие из Вашингтона, округ Колумбия, чтобы спасти его.
Если вам нравятся фильмы-катастрофы Роланда Эммериха, его самые большие хиты, как правило, затрагивают актуальный текущий кризис, и в данном случае это глобальное потепление. Хотя фильм не претендует на научную точность, он представляет собой громкое, хаотичное и ошеломляющее зрелище. Эммерих использует каждую катастрофу, чтобы показать гнев Матери-природы, от торнадо до приливных волн, и все это увенчано тем культовым кадром Статуи Свободы, погребенной под снегом. Документальный фильм «Неудобная правда», возможно, положил начало разговору об изменении климата, но этот фильм повысил осведомленность широкой аудитории. Этот фильм-катастрофа является одним из самых узнаваемых названий жанра и по-прежнему остается фильмом, который предупреждает всех об опасностях глобального потепления сегодня.
____________________________
Армагеддон / 'Armageddon' (1998)
В фильме «Армагеддон» НАСА обнаруживает, что к Земле приближается огромный астероид, и их единственная надежда — это необычная команда бурильщиков во главе с Гарри Стэмпером (Брюс Уиллис). План состоит в том, чтобы подготовить их к роли астронавтов, доставить на астероид, пробурить ядро и заложить ядерную бомбу. В фильме режиссера Майкла Бэя также снимаются Бен Аффлек, Лив Тайлер и Билли Боб Торнтон.
Даже с не менее развлекательным Deep Impact, выпущенным в том же году, Armageddon является воплощением катастрофического зрелища 90-х. Он зашкаливает, эмоционально заряжен и ожидаемо громкий. Майкл Бэй создает событие, которое стало образцом для его последующих взрывных фильмов. Критики и ученые, возможно, не поддаются этому безвкусному и крайне ненаучному фильму (даже Бен Аффлек был в равной степени не уверен, как он признался в комментариях к фильму), но зрители толпами шли в кинотеатры, и фильм стал кассовым хитом. Фильм тесно следовал успешной формуле «Дня независимости» и «Титаника» с его симпатичными главными героями и убийственным саундтреком, в данном случае это «I Don't Want to Miss a Thing» группы Aerosmith. В свою очередь, фильм помог сформировать то, как современные блокбастеры смешивают эмоции, абсурдную предпосылку и чистую кинематографическую напыщенность.
____________________________
'2012' (2009)
2012 представляет печально известное пророчество майя, сбывающееся в 2012 году. Фильм следует за Джексоном Кертисом (Джон Кьюсак), который пытается вернуть свою семью, в то время как землетрясения, извержения вулканов и гигантские цунами уничтожают планету. Пока правительства реализуют свой план по строительству огромных ковчегов для выживания человечества, Джексон и его семья отправляются в опасное путешествие, чтобы попасть в один из них.
Мастер фильмов-катастроф Роланд Эммерих утверждал, что «2012» — это фильм, который положит конец всем фильмам-катастрофам, и это заметно. Сюжет разыгрывается как величайшие хиты апокалиптических сценариев, но именно масштаб разрушений и дикая приверженность хаосу определяют его наследие. Захватывающие сцены включают побег на лимузине, когда Лос-Анджелес рушится, цунами, обрушивающееся на Гималаи, и взрывающийся Йеллоустоун, в то время как Вуди Харрельсон незабываемо пережевывает близлежащие пейзажи. Выпущенный идеально в нужное время, «2012» стал мировым хитом и культурным эталоном, и, что самое важное, он, вероятно, последний в своем роде, которому это удалось.
____________________________
Невозможное / 'The Impossible' (2012)
Основанный на реальной истории выживания семьи во время цунами в Индийском океане в 2004 году, фильм «Невозможное» следует за Марией (Наоми Уоттс), Генри (Юэн МакГрегор) и их тремя сыновьями, когда их идиллический отпуск в Таиланде разрушается огромной приливной волной. Семья разделена, Мария и ее старший сын Лукас (Том Холланд) пытаются выжить среди обломков, в то время как Генри отчаянно ищет их.
«Невозможное» — единственный фильм в этом списке, основанный на реальной катастрофе. Фильм имеет приземленный и интимный подход, показывая разрушительные события. Сцена цунами, которая была достигнута в основном за счет практических эффектов, является жестоко реалистичной и технически ошеломляющей. Тем не менее, фильм остается уважительным и никогда не превращается в эксплуататорское зрелище. Душераздирающая игра Наоми Уоттс была номинирована на «Оскар», а Том Холланд блистает в своей прорывной роли. Режиссер JA Bayona находит редкий баланс между зрелищем и эмоциональным повествованием, делая этот фильм-катастрофу не просто захватывающим, но и глубоко человечным.
____________________________
Смерч / 'Twister' (1996)
В фильме «Смерч» Джо (Хелен Хант) и Билл (Билл Пэкстон) находятся на грани завершения своего развода, когда их снова бросают в бой вместе, когда в Оклахоме появляются несколько торнадо. Когда дуэт охотников за штормами вместе со своей командой, в которую входит Филип Сеймор Хоффман, привлекающий внимание, пытаются развернуть устройство, которое собирает данные в реальном времени изнутри смерча, они обнаруживают, что им приходится неоднократно избегать смертоносных штормов, соревнуясь с ловкой корпоративной командой.
«Смерч» остается одним из самых интересных и знаковых фильмов-катастроф 90-х годов благодаря сочетанию передовой компьютерной графики, неустанного темпа и электрического дуэта Ханта и Пэкстон. Режиссер Ян де Бонт, который ранее был оператором, поставил нелепые декорации в лучшем смысле: автомобильный кинотеатр, который разрывается на куски, амбар, взрывающийся на спички, и эта знаковая летающая корова. Он помог начать волну фильмов-катастроф, основанных на спецэффектах, демонстрируя, как сама погода может быть главным антагонистом. Сцены торнадо по-прежнему удивительно хорошо держатся и повлияли на бесчисленные изображения штормов в кино и на телевидении. 28 лет спустя за фильмом следует сиквел «Смерч» с Гленом Пауэллом и Дэйзи Эдгар-Джонс в главных ролях.
____________________________
Заражение / 'Contagion' (2011)
Contagion начинается с загадочной болезни, которая быстро распространяется по всему миру после того, как американка (Гвинет Пэлтроу) возвращается домой из командировки в Гонконге. По мере того, как вирус заражает миллионы, фильм следует нескольким сюжетным линиям: от перегруженного работой врача CDC (Кейт Уинслет), заботливого отца (Мэтт Дэймон) до теоретика заговора (Джуд Лоу). Сюжет фильма кажется жутко пророческим, поскольку он был снят до вспышки COVID, а теперь, пережив пандемию, он кажется слишком реальным.
Это единственный фильм-катастрофа, который пережил каждый на планете. Причина возникновения самого вируса довольно схожа, поскольку вирус произошел от летучих мышей, прежде чем он заразил людей. Его точность пугающе пророческая: гражданские лица, соблюдающие социальную дистанцию, чтобы обуздать вирус, бунты в супермаркетах и скептицизм в отношении вакцин. Клинический стиль Стивена Содерберга придал фильму ощущение документального фильма, а его звездный актерский состав делает фильм бесконечно смотрибельным. Десять лет назад фильм, вероятно, не попал бы в этот список, но эпоха пандемии заставила всех нас переосмыслить, что самая страшная, самая неминуемая катастрофа, которая может свергнуть общество, — это не метеоры или инопланетяне, а наша собственная неподготовленность.
____________________________
День независимости / 'Independence Day' (1996)
В «Дне независимости» инопланетяне начинают покрывать Землю космическими кораблями размером с город по всему миру, угрожая человечеству. Технический эксперт Дэвид Левинсон (Джефф Голдблюм) выявляет угрозу на ранней стадии, что делает его ценным активом для плана президента Уитмора (Билл Пуллман) по ответным действиям против инопланетян после того, как они опустошили Нью-Йорк и Вашингтон. Сокрушая сопротивление, летчик-истребитель Стив Хиллер (Уилл Смит) присоединяется к команде, чтобы уничтожить инопланетян раз и навсегда.
Этот фильм переопределил современный блокбастер-катастрофу. Благодаря своим потрясающим эффектам, масштабным разрушениям и патриотизму «День независимости» стал эталоном поп-культуры. Взрыв Белого дома в фильме настолько знаковый, сочетающий в себе практические миниатюры и компьютерную графику. Не менее знаковой является и воодушевляющая речь Билла Пуллмана, когда он отправляет бойцов в бой 4 июля. Фильм сочетает в себе научную фантастику и тропы катастроф с достаточным количеством манерности, чтобы фильм был веселым, а талант Эммериха к разрушению проявился в полной мере. Фильм также вывел Уилла Смита на вершину славы. Он установил стандарт для фильмов о вторжении инопланетян и высокобюджетного кинопроизводства в целом. Успех фильма неоспорим и неповторим, поскольку сиквел «День независимости: Возрождение» в итоге был раскритикован.
____________________________
Приключения «Посейдона» / 'The Poseidon Adventure' (1972)
Приключение «Посейдона» начинается во время празднования Нового года на борту SS Poseidon, роскошного круизного лайнера, совершающего свой последний рейс. Пока пассажиры празднуют, мощное подводное землетрясение вызывает цунами, которое полностью переворачивает корабль. Оказавшись в ловушке на перевернутом судне, небольшая группа выживших во главе с решительным и нетрадиционным преподобным Фрэнком Скоттом (Джин Хэкмен) должна найти путь к спасению, прежде чем корабль окончательно затонет.
После успеха оригинального фильма-катастрофы 1970-х годов «Аэропорт» , «Приключение «Посейдона» усовершенствовало жанр для всего, что вышло после. Он напряженный, эмоциональный и наполнен ровно настолько драмой персонажей, чтобы ставки оставались личными. Формула обычных людей, сталкивающихся с чрезвычайными обстоятельствами, была здесь закреплена, что сделало его основополагающим вхождением в канон катастроф. Новаторские практические эффекты и перевернутые декорации фильма поразили зрителей и принесли ему премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Он доказал, что ограниченная обстановка все еще может обеспечивать масштабное напряжение, и ее влияние можно увидеть почти в каждом фильме-катастрофе, которые вышли после, включая гигантский «Титаник». История была переснята в 2006 году режиссером Вольфгангом Петерсеном, но оригинальный фильм остается превосходным.
____________________________
Вздымающийся ад / 'The Towering Inferno' (1974)
Действие Towering Inferno происходит в совершенно новой 138-этажной Стеклянной башне в Сан-Франциско. Во время ее торжественного открытия небольшая электрическая неисправность приводит к пожару на одном из нижних этажей. Вечеринка быстро перерастает в пылающий кошмар, который захватывает сотни высокопоставленных гостей, включая архитектора здания Дага Робертса (Пол Ньюман) и начальника пожарной охраны Майкла О'Халлерхана (Стив Маккуин). Поскольку огонь распространяется вверх с ужасающей скоростью, группа должна работать вместе, чтобы спасти как можно больше жизней, пытаясь при этом выжить.
«The Towering Inferno» помог определить золотую эру жанра , когда он был выпущен в том же году, что и «Землетрясение» и «Аэропорт 1975». Его сочетание звездной мощи, драмы с высокими ставками и передовых спецэффектов сделало его хитом-блокбастером, установив стандарт для всех будущих фильмов-катастроф, основанных на зданиях. Актерский состав фильма совершенно безумен, он собрал громкие имена кинематографа того времени, включая Фэй Данауэй, Фреда Астера и Ричарда Чемберлена, а также Ньюмана и Маккуина. Фильм получил восемь номинаций на «Оскар» и выиграл три, включая «Лучшая операторская работа» и «Лучший монтаж». Он захватывающий, трагичный и непоколебимо необходимый для формирования плана фильма-катастрофы.