- Почему императрица Екатерина Великая доверила создать самый известный памятник Петру Великому, более известный как «Медный всадник», парижскому «пекарю бисквитов» и фавориту мадам де Помпадур?
- Пекарь бисквитов из Франции?
- Были "орлы гнезда Петрова", значит должны быть свои "орлы" и у Екатерины Великой.
Почему императрица Екатерина Великая доверила создать самый известный памятник Петру Великому, более известный как «Медный всадник», парижскому «пекарю бисквитов» и фавориту мадам де Помпадур?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин «Медный всадник», 1833
«Медный всадник», памятник императору Петру Первому, по праву считающийся одним из главных символов Санкт-Петербурга, стоит в самом центре Северной столицы на Сенатской площади, являя собой один из самых известных произведений скульптурного классицизма.
Пекарь бисквитов из Франции?
Первый вопрос, который возникает при исследовании истории создания «Медного всадника», это то, как же парижскому «пекарю бисквитов» удалось выиграть «тендер» и создать своё самое известное творение именно в России?
Неужели он привлёк императрицу Екатерину только своей привлекательной внешностью, а может ещё и красивой фамилией Фальконе, означающей в переводе с французского "сокол" ? Конечно, и это было тоже.
Были "орлы гнезда Петрова", значит должны быть свои "орлы" и у Екатерины Великой.
Всё этого у Этьена было, как говориться, не занимать, но, всё же не только это привлекло матушку Екатерину, а, действительно, его знаменитые «бисквиты», которые были широко известны не только во Франции, но и во всей Европе.
Бисквиты Фальконе, в самом деле, "выпекал"...
Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в скромной парижской семье столяра из Бюже. Сначала мальчик учился столярному делу, а затем обучался у своего дяди, мраморщика.
Некоторые из его глиняных и деревянных фигур, изготовлением которых он занимался в свободное время, привлекли внимание придворного скульптора-портретиста Жана-Батиста Лемуана, который сделал его своим учеником.
Вероятно, путь юного скульптора к славе был бы более тернист, если бы его доброй феей не стала Жанна-Антуанетта де Пуассон, более известная как маркиза де Помпадур.
Она носила младшее придворное звание фрейлины, была официальной фавориткой французского короля Людовика XV, но её вклад в покровительство европейскому искусству воистину был бесценен.
К счастью для нас, помимо прекрасной внешности, маркиза обладала ещё неплохим художественным вкусом. Благодаря этому при дворе французского короля талантливые художники, скульпторы были, что называется «в чести». Одним из таких творцов был наш герой - молодой и небесталанный Этьен.
Бисквиты Фальконе, в самом деле, выпекал, но они были не кулинарными, а керамическими.
А до этого он прославился, как талантливый скульптор, работавший в малых формах и в основном в стиле «бисквит».
Бисквитом называли разновидность керамики от французского слова biscuit — сухарь, сухое печенье, от лат. bis coctum — дважды испечённое) — неглазурованный фарфор, изделие из белой фарфоровой массы, не покрытое блестящим слоем свинцовой глазури. Таким образом «бисквит» - это одна из стадий обжига керамического изделия.
Поверхность изделий из бисквита белая, матовая и слегка шероховатая, что придаёт таким изделиям сходство с мраморными. Пористая текстура бисквита препятствует его использованию в качестве материала для изготовления посуды, но в истории декоративно-прикладного искусства бисквит применяли для мелкой пластики — фигурок, украшений, рельефных плакеток.
«Севрские бисквиты» получили европейскую известность.
В работах, созданных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV, Фальконе старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Скульптуры «Музыка», «Грозящий Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства.
Маркизой де Помпадур, в 1757 году Фальконе был назначен директором Северской фарфоровой мануфактуры, для которой создал множество сразу вошедших в моду статуэток из того самого «бисквита» (неглазурованного фарфора), изображающих мифологических персонажей и аллегорические фигуры.
Зима в России
Скульптуры Этьена Мориса Фальконе, действительно, не могут не вызывать восхищение. Одну из таких - «Зиму», мы можем, к счастью, лицезреть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Подлинным шедевром мастера явилась скульптура «Зима», о которой восторженно отозвался Дидро.
Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображённые по сторонам постамента, и чаша у ног «Зимы», расколовшаяся от замёрзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Философ-просветитель Дидро в своих «Салонах» (критических обзорах парижских выставок) неоднократно восторженно отзывался о произведениях Этьена Фальконе.
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, но воплотить эту мечту ему удалось только в далёкой и холодной России.
В августе 1766 года русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын заключил контракт с Фальконе, рекомендованным Екатерине II французским властителем дум Дени Дидро.
Но, уверен, что не этими "бисквитами" (несомненно превосходными!) он привлёк внимание Дидро и русскую императрицу, а другими своими скульптурами, в которых наиболее характерной является ранняя работа Фальконе скульптурная группа «Милон Кротонский», за которую в 1744 году он был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, а в 1754 году за выполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
В этом раннем произведении, как и в ряде других работ, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и несколько театральную экспрессию, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.
Эту же динамику, экспрессию и драматизм мы сейчас и видим в Санкт-Петербурге в воплощённой вершине творчества великого Фальконе в "Медном всаднике"- конной статуе Петра Великого.
Вот первый ответ, каким образом французский «кондитер» скульптурных шедевров, сын неизвестного столяра из француского Бюже Этьен Морис Фальконе создал самый известный памятник русскому императору Петру Великому - "Медный всадник"
Разоблачаем некоторые устоявшиеся мифы о самом известном памятнике Петру Великому.
- Почему всё же Медный всадник, а не Бронзовый?
- Почему конь под всадником встал на дыбы?
Эти и другие загадки и любопытные факты я раскрою в следующих статьях.
Для всех желающих помочь КАНАЛУ ПОЭЗИИ в самом низу под статьёй жмите на ПОМОЧЬ АВТОРУ
Не стесняйтесь отправлять небольшие донаты (50 рублей). Даже малая помощь будет не лишней!
Если вам понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии.
Всем добра!