#Пасха, #кинообзор, #ИисусИзМонреаля, #Хижина, #Непослушник, #вера, #религия, #христианство
Вот держите к Пасхе обзор трёх фильмов на христианскую тему.
"Иисус из Монреаля"
Это очень специфический фильм, и однозначно достойный внимания. Кто-то из блогеров написал, что "Великий инквизитор" Достоевского вдохновил канадского режиссера Дени Аркан создать этот замечательнейший фильм.
«В легенде Достоевского Иисус появляется в Испании в 16 веке. Великий инквизитор опознает его, приказывает арестовать и намеревается сжечь его на костре как еретика».
По версии Дени Аркан история происходит в наши дни.
Никому неизвестный доселе актер Даниэль Коломб решает поставить пьесу на тему "Страсти Христовы" на территории Монреальского собора и на участке под открытым небом, принадлежащим местной епархии. Сам играет Иисуса, на прочие ключевые роли Марии Магдалины, Иоанна, Понтия Пилата, римского воина и других приглашает своих знакомых актеров. Их реальные профессии показательны – бывшая подруга Даниэля, живущая вместе с настоятелем из того самого Монреальского собора; актриса из рекламы пива; двое персонажей, озвучивающих порно; и ещё один странный тип, навязавшийся в труппу, чтобы произнести там диалог из Гамлета.
Вика и некоторые критики тут что-то вякают о якобы «неприкрытой смелости трактовки», но ничего особо крамольного в сюжете (ну, или почти ничего) я не заметил, кроме мелких моментов и нюансов. Епархию, конечно, можно понять – ведь все эти небогатые люди (прихожане) действительно приходят сюда за утешением, а не за библеистикой. Но уже вжившаяся в свои роли труппа, и особенно Даниэль, решают-таки провести последний показ, невзирая на запрет. Эта сцена – кульминация - уже напрямую перекликается с библейской историей ареста Христа – прибывшие полицейские разгоняют зрителей и арестовывают Даниэля-Иисуса прямо на кресте, незадолго до финала. Но снимают его неудачно, и ломают ему шею. После спешного отправления в больницу он вроде бы даже приходит в себя, и отыгрывает последний акт драмы на станции метро… но вновь теряет сознание, и в следующей – еврейской больнице его спасти уже не могут. Зато он всё ещё может помочь другим – своими замечательно сохранившимися органами, на что дают согласие две сопровождавшие его девушки.
Хижина
Экранизация одноименного бестселлера Пола Янга. С одной стороны, история вполне в современном духе – вот эти вот все лайфхаки типа «мысли позитивно», «простить и отпустить», «подружись со своим внутренним ребенком». Весь этот позитивномысленный поток полу_под_сознаний был бы невероятен, невозможен ещё лет сто назад, несмотря на уже состоявшееся пришествие Ницше и Фрейда. Невозможен даже в рамках ортодоксального, традиционного протестантизма, в лоне которого он в итоге и оформился в явления и тенденции типа Хижины. Да, протестантизма – слишком уж человечен здесь Иисус, да и «службы», состоящие в распевании «духовных» песенок самоочевидны.
Никуда и без повесточки в изображении Троицы – Папа (Бог-Отец) – дородная афроамериканка средних лет (а в дополнительной ипостаси представитель коренного населения – матёрый индеец), Бог-Сын, понятное дело, какой национальности (и даже актер, играющий Иисуса - еврей 😉), Бог-Святой-Дух – азиатская девушка с миндалевидными глазами. Вот эстетически это даже мило, все такие няшки… если не знать мотивов и оснований этакой лепоты. И до кучи чтоб предъяв – равноблагое посмертие, так и подумаешь, для всех. Как минимум жестокий папа, отравленный сынком (видимо, это его искупило?), там сына и простил. Ну, в духе «Говорящей с призраками» такое посмертие, пасторальный идиллический рай.
С другой, полезное все ж¸ вероятно, дело хотя бы для начала. Сама дислокация «Рая», или портала в него – хижина, где бы замучена маленькая дочка главного героя, что сразу задает драматичную напряженность дальнейшего приключения Мака и возможность катарсиса. Убитый горем отец, почти решивший уже самоубиться, находит в себе силы и смысл примириться с судьбой (особенно в перспективе анонсированного парадиза), прощает злодея и решается вернуться, дабы ободрять и вдохновлять живущих близких. Да и причины этакого несправедливого мироустройства описаны почти по-буддийски – наличие множества свободных воль (читай-омрачений) как причина зла в мире, тернистый путь возрастания (через очищение карм) и с поддержкой свыше (Иисуса буддисты обыкновенно считают бодхисатвой). Ну а Папа-Бог злу не препятствует…. возможно, потому, что Его и нет?
Действительно, Троица смотрится как будто бы центральные, но необязательные персонажи – протагонист Мак, захоти сценаристы, мог бы вполне пройти этот путь и сам, каким-то иным способом. Отсутствие же свойственной НьюЭйджу слащавости, или претензий на шызотеричность – а то и гремучей смеси обоих симптомов ещё более повышает годность «Хижины».
Непослушник 1, 2, 3
Этот ромком с Виктором Хориняком - можно сказать, римейк, видимо, успешного сериала двухлетней давности «Монастырь». Напоминаю сюжет – тусовщица-оторва Маша в исполнении Н. Ивлеевой, убегая от бандосов, жену главаря которых и свою лучшую подругу она круто подставила сначала под наркоту, а потом и под групповушку, оказывается в монастыре, где на протяжении шести серий очищается, исправляется и искупает грехи. Тако же и «Непослушник» в исполнении известного по сериалу «Кухня» и франшизе «Последний богатырь» Хориняка имеет в основе ровно тот же сюжет – главный герой-блогер и отморозок Димонстр хайпует, шокируя непуганых граждан для накопления лайков и подписчиков, но напарывается на служителей церкви и рискует загреметь за решётку, и надолго. Но успевает слинять от следаков, украсть личность у друга детства, а ныне алтарника Сергея и под его личиной вписаться в монастырь. Дальнейшее развитие сюжета почти не отличается от «Монастыря», с которым они даже вышли в один год с разницей в пару месяцев – сначала тупняк и многочисленные косяки героя, затем постепенное осознание и признание, разбег с московской девушкой и любовь с девушкой монастырской. Героиня Ивлеевой, напомню, соблазнила юного послушника и сына (на самом деле внука) настоятеля Юрия. И чем в итоге закончилось это киношное воцерковление Ивлеевой полторагода назад, мы прекрасно помним. Однако Хориняка её судьба не испугала, и проект получил два продолжения – правда, отчасти повторить успех первого фильма трилогии смогла только третья часть, собравшая около 200 млн. рублей против 300 у части первой.
Фильм, как и «Монастырь», понравился клирикам РПЦ и даже получил приз на каком-то малоизвестном кинофоруме.