Найти в Дзене

Философский смысл Пасхи

Недавно ко мне обратился один молодой человек, который поделился важным решением в своей жизни - уйти с госслужбы с руководящей должности, где делал стабильную карьеру последние 13 лет, и попробовать себя в бизнесе. Он хотел услышать мое мнение. Я, зная его бэкграунд и сама пройдя путь от государственной службы до предпринимательства, не восприняла эту новость с восторгом. Внутренне он ждал от меня гарантии: получится ли у него? А я знала, что гарантий нет. Он рассуждал: «Если у многодетных женщин получается вести бизнес на маркетплейсах, то у меня - с моим стратегическим мышлением, умением быстро обучаться и без пяти минут с учёной степенью - точно получится». Жена и сестра его поддержали, уверив, что верят в него и все у него получится. А я сказала правду: может и не получиться. Кто-то ведь должен был это сказать. Сегодня в день Святой Пасхи в мессенджере опять зашел разговор про его предстоящее увольнение и он меня упрекнул «Хватит негативить, лучше бы поддержала!». А я как раз вес

Недавно ко мне обратился один молодой человек, который поделился важным решением в своей жизни - уйти с госслужбы с руководящей должности, где делал стабильную карьеру последние 13 лет, и попробовать себя в бизнесе. Он хотел услышать мое мнение. Я, зная его бэкграунд и сама пройдя путь от государственной службы до предпринимательства, не восприняла эту новость с восторгом. Внутренне он ждал от меня гарантии: получится ли у него? А я знала, что гарантий нет.

Он рассуждал: «Если у многодетных женщин получается вести бизнес на маркетплейсах, то у меня - с моим стратегическим мышлением, умением быстро обучаться и без пяти минут с учёной степенью - точно получится». Жена и сестра его поддержали, уверив, что верят в него и все у него получится. А я сказала правду: может и не получиться. Кто-то ведь должен был это сказать.

Сегодня в день Святой Пасхи в мессенджере опять зашел разговор про его предстоящее увольнение и он меня упрекнул «Хватит негативить, лучше бы поддержала!». А я как раз весь день изучала и думала о философском смысле Пасхи, о Благодатном огне, который ежегодно сходит в Иерусалиме. И неожиданно поняла: его желание уволиться и заняться чем-то кардинально другим - это и есть Пасха.

Оказывается, Пасха – это выход. Ты все еще живешь как прежде или вышел? Ты все еще в плену или уже свободен?

Каждый год Пасха приходит ко мне неожиданно. Но в этом году что-то сдвинулось. В Вербное воскресенье я впервые захотела поставить освящённую вербу дома и хранить её до следующей Пасхи. Но у храма уже никого не было - все бабушки, продававшие ветки, ушли. В церковной лавке вербу не продавали. На «Авито» - ноль объявлений. Я спрашивала у прихожан, откуда у них верба. Одна женщина удивлённо ответила: «Сами обрезали в лесу».

Я поняла: церковные праздники застают меня врасплох, потому что я не готовлюсь к ним. Наверное, это не только про меня. Это про многих, кто верит, но живёт на бегу.

И тогда я решила готовиться. Купила куличи заранее, покрасила яйца и освятила их в храме. Впервые Пасха не застала меня внезапно. И я нашла время почитать о её философском смысле.

Оказывается, Пасха имеет место быть не только в Новом завете, но и Ветхом завете.

Ветхозаветная Пасха - это исход еврейского народа из Египта, освобождение из рабства. Они выходят ночью в страхе, без гарантий и уверенности, но с доверием к Богу и со стремлением к свободе. Это движение из угнетения к свободе, из старого мира - в неведомое будущее. Это не только библейская история - это архетип внутреннего пробуждения.

Христианская Пасха - это выход из смерти. Воскресение Иисуса показывает, что есть выход даже из темного безнадежного места. Никто не видит сам момент Воскресения. Так же и с Благодатным огнем в Иерусалиме - никто кроме патриарха не видит как он появляется. Нету ни прямых онлайн-трансляций, ни свидетелей, которые подтвердят, что действительно произошло чудо. Иерусалимский патриарх заходит в часовню один и выходит с огнем. Вчера в Страстную субботу весь мир облетели видео из Храма Гроба Господня с ликованием верующих, радующимся схождению Благодатного огня. И скептики, к коим я тоже относилась, смотря эти видео, задаются вопросом «А точно гарантируете, что произошло чудо?».

В христианской традиции свет означает присутствие и благоволение Бога. «Я свет миру. Кто последует за Мной, тот никогда не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» - говорит Христос. А что же означает слово «благодать»? На богословском языке благодатью называется божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения.

Сакральный смысл Благодатного огня не в том, что он вспыхивает сам, а в том, где он вспыхивает - в гробу, в кромешной тьме. Благодатный огонь - это напоминание, что свет может появиться даже в самой кромешной тьме.

Слово «Пасха» в переводе с еврейского «passah» означает «переход». Это исход когда-то - из рабства, потом - из гроба. А сегодня? Сегодня Пасха случается, когда человек выходит из внутренней темноты: из привычки жить как все; из автоматизма; из страха что-то менять; из работы, на которую идешь через силу; из отношений, где давно нет тепла.

В Ветхозаветной Пасхе рабы уходят из Египта ночью в спешке, без гарантии, потому что невозможно больше оставаться. И это не история про древних порабощенных израильтян. Это про нас - про любое внутреннее состояние, которое стало тюрьмой: работа, отношения, образ жизни, окружение и так далее. У каждого из нас свой Египет. И Пасха - это именно тот момент, когда внутри звучит: «Пора идти». Даже если страшно, даже если без гарантий, но с надеждой.

Философ Филон Александрийский трактовал исход как аллегорию жизни души: Египет - это страсти, материальный мир, Моисей - разум, пустыня - очищение, обетованная земля - союз с Богом. Таким образом, весь исход - это путь человека внутрь себя, через сомнение и жажду, к внутреннему преображению.

В философии Мартина Хайдеггера мы находим похожую идею - необходимость выхода из повседневности, из Das Man – из состояния, когда мы живём «как принято», «как все».

Французский философ Жан-Поль Сартр писал: «Человек обречён быть свободным». Пасха - это согласие на свободу. Не оставаться в Египте даже тогда, когда его стены знакомы и кажутся безопасными.

Николай Фёдоров, русский философ и основатель русского космизма, видел в Пасхе символ вселенского преображения. Он считал, что Пасха - это не просто воспоминание о Воскресении Христа, а призыв к активному участию в деле воскрешения и преображения мира. «Пасха родилась с человеком, никогда не оставит его» - утверждал Федоров.

Пасха – это личный экзистенциальный переход. Точка, в которой ты понимаешь: остаться больше нельзя. И это происходит не один единственный раз, а повторяется снова и снова. Ты выходишь каждый раз, когда слышишь этот зов внутри: «Ты больше не тот. Это больше не твоё. Пора идти». И если ты прислушиваешься к зову, то идешь без гарантий, порой с болью, но с надеждой, что впереди будет свет, даже если пока вокруг только тьма.

Поэтому Пасху празднуют каждый год, и Благодатный огонь сходит снова и снова, чтобы пригласить к выходу.

И если вернуться к молодому человеку, с которого началась эта история - возможно, он уже празднует Пасху не по календарю, а внутри себя.

А ты празднуешь Пасху? Не за праздничным столом и не в храме, а внутри?