«Роль научила меня сдержанности. Умению не спешить с реакцией. После съемок я даже дома ловила себя на том, что стала говорить тише, делать паузы. А еще, она дала мне ощущение, что терпение - огромная сила», - признается актриса, сыгравшая императрицу в сериале «Александр I»
Премьера сериала с 21 апреля в 21:30 в эфире канала «Россия 1»
- Анна, вы часто говорите, что любите придумывать своих героинь, но в сериале «Александр I» перед вами стояла задача сыграть историческую личность, о которой с одной стороны многое известно, но с другой, вживую о ней никого не спросишь. Как вы составляли портрет императрицы Марии Федоровны?
- Это был совершенно другой опыт. Когда ты играешь вымышленного персонажа, то можешь делать, что хочешь: придумал себе биографию, настроение, манеру говорить. А тут — императрица, историческая фигура, большая ответственность. Пришлось балансировать между фактами и интуицией. Я искала, как императрица проявлялась не только в официальных ситуациях, но и в бытовых, человеческих. Много читала, и ее письма, и воспоминания о ней, и просто о времени, в котором она жила. Хотелось понять не только, что она делала, но и что чувствовала. Уловить интонации, переживания, эмоциональный фон. Это ведь другой мир — с другими правилами, другим устройством жизни. Очень помогли детали: как она писала, как формулировала мысли, какие темы поднимала в переписке. В этих нюансах скрывается много личного. От себя, наверное, добавила какую-то иронию, чуть больше свободы в эмоциях. Не могла удержаться.
- Супруг Марии Федоровны Павел I создает впечатление человека довольно категоричного, склонного к деспотичности и по отношению к жене в том числе, взять хотя бы сцену, где он не разрешает ей оставить себе одну серебряную тарелку… Каково примерять на себя такие обстоятельства?
- О, сцена с тарелкой — это классика. Я ее прочитала и сначала подумала: «Ну что за мелочь, ну пусть возьмет!», а потом поняла, в этих деталях и прячется настоящая драма. Павел — фигура резкая, и да, женщине рядом с ним непросто. Сложнее всего было не скатиться в обиду, в «бедную несчастную». Мне было важно показать, как героиня в этих обстоятельствах сохраняет достоинство. Не драматизирует, не впадает в истерику, а просто выдерживает. Это, кстати, очень по-женски. И очень по-русски.
- Вы смогли понять психологию этой женщины? Что ею двигало?
- В ней была невероятная внутренняя стойкость. Снаружи спокойствие, мягкость, а внутри — очень тонкая, сложная структура. Ею двигала семья. Забота о детях, поддержка мужа при всей его сложности, были для нее в приоритете. И она точно не была женщиной, которая себя жалеет. Думаю, Мария Федоровна относилась к себе с уважением, но без самолюбования. Очень хотелось передать именно это — ее ощущение достоинства, без напускной важности. Она была по-настоящему сильной. Мать десятерых детей, жена императора с мягко говоря непростым характером. Фигура, на которой во многом держалась вся династия. Мария Федоровна не бросалась на баррикады, не выступала публично, ее сила — в каждом ее молчаливом выборе. Она была той, кто удерживал равновесие внутри семьи, кто сглаживал острые углы, кто не ломался, даже когда было очень трудно. Сильная женщина за спиной сильного и деспотичного мужчины. Именно этот контраст — ее внешняя тишина и внутренняя несгибаемость, и был для меня самым интересным в образе.
- Как считаете, была императрица влюблена в своего мужа, счастлива в браке?
- Думаю, между ними действительно была любовь, причем настоящая, глубокая, не просто юношеское увлечение, а та любовь, которая выдерживает испытания. Мне очень хотелось передать не картинку «идеального» брака, а живую, сложную связь двух людей. Конечно, обстоятельства были непростые: характер Павла, придворные интриги, давление статуса. Но несмотря на все, Мария Федоровна оставалась ему верна, была рядом, поддерживала. Счастье для нее, как мне кажется, не было чем-то громким. Оно было в ежедневных проявлениях — в терпении, в заботе, в умении идти рядом, даже когда тяжело.
- Известно, что Мария Федоровна подарила супругу десять наследников, но от воспитания старших сыновей была устранена Екатериной II. Какой отпечаток это оставило на сильной женщине?
- Очень тонкая тема. Мы постарались не делать из нее прямую драму с криками и слезами, потому что это не в духе Марии Федоровны. Это такая тихая боль. Представьте, у вас рождается ребенок, а вас сразу отодвигают, говорят: «Спасибо, дальше мы сами». Конечно, для нее это была трагедия. И в сериале это чувствуется в ее взгляде, в сдержанных репликах, в молчании. Иногда именно молчание в кадре говорит больше любых слов. Мне кажется, она была очень человечной мамой. Да, статус, двор, воспитатели — все это накладывало ограничения, но я уверена, что в ней было много тепла. Мы постарались показать, что Мария Федоровна не просто «мать наследников», а женщина, которая искренне любит своих детей, скучает по ним, волнуется, старается как может быть рядом. Хотелось уйти от пафоса и показать живое материнство — с тревогой, с заботой, с очень узнаваемыми проблемами.
- В чем на ваш взгляд главная трагедия и жертва императрицы?
- В том, что она почти всю жизнь ставила интересы других выше своих. Сначала — мужа, потом — детей, затем — империи. И при этом она как будто никогда не жаловалась. Такая тихая, сильная жертвенность. Она отказывалась от многого, что, наверное, хотела бы для себя. В этом и сила, и ее боль.
- Какой след эта героиня оставила у вас в душе?
- Она научила меня сдержанности. Умению не спешить с реакцией. Быть, как бы это ни звучало, мудрее. После съемок я даже дома ловила себя на том, что стала говорить тише, делать паузы. А еще, она дала мне ощущение, что терпение - это огромная сила. Особенно в эпоху, когда очень много нетерпения и суеты.
- Как правило съемки в исторических сериалах предполагают объемную подготовку всей группы. В чем она заключалась для вас?
- Ну, во-первых, корсет. С него все начинается (смеется). А если серьезно, это и работа с историческими консультантами, и чтение, и беседы с режиссером о нюансах эпохи. Но самое интересное —погружение в манеры. Как стояли, как садились, как подавали руку. Все эти мелочи очень влияют на игру. Ты можешь говорить текст, но, если при этом двигаться как в метро в час пик, и зритель тебе не поверит. Поэтому мы все отрабатывали, вплоть до того, как поворачивать голову.
- Раз уж вы упомянули корсет. Насколько комфортно существовать в роскошных нарядах Марии Федоровны?
- Красиво — да. Удобно — нет (смеется). Корсеты, юбки, перчатки, шляпки — все это, конечно, выглядит потрясающе, но требует терпения. Иногда ты просто мечтаешь расстегнуть хоть одну пуговицу. А если говорить честно, были дни, когда мы по 12 часов снимались в полном образе: с прической, короной, украшениями. И самое смешное, даже на часовой перерыв ты не можешь это все снять, потому что потом восстанавливать придется еще дольше. Так и сидишь, как будто ты не на обеде, а на приеме у императрицы. Но и в те времена женщинам было непросто. Например, чтобы не испортить прическу, они спали полусидя. Красота тогда действительно требовала жертв, и они были к этому готовы.
- Чему новому и незнакомому пришлось научиться для этой роли?
- Многому! Например, как стоять в корсете три часа подряд и при этом не потерять сознание. Или как делать поклон не просто вежливо, а по-дворцовому, и чтобы корона не упала. В то время люди и говорили иначе — спокойнее, сдержаннее. Даже просто пройтись по залу — уже целое искусство.
- Кстати, об этом, в жизни вы человек довольно быстрый, а в те века, когда происходит развитие сюжета сериала «Александр I», люди и жили, и двигались медленнее…
- Да, и это было одним из самых непривычных, но важных открытий. Там все действительно по-другому: жесты — плавные, речь — размеренная, даже паузы между словами наполнены смыслом. Я не могу сказать, что сразу это получилось. Современная скорость жизни, она прямо в теле: ты быстро реагируешь, перебиваешь, торопишься. А здесь нужно было наоборот остановиться, подышать, почувствовать момент. И это очень дисциплинирует. Я стала внимательнее к паузам, к тишине, к тому, что происходит между репликами. В какой-то момент мне даже стало не хватать этой тишины в реальной жизни.
- Вам к лицу та эпоха. Как отреагировала дочка Маша, когда увидела маму в образе императрицы?
- Она посмотрела на меня очень серьезно и сказала: «Ну, теперь ты, мама, настоящая королева!». Ей понравился образ, особенно платья и украшения. Сказала, что тоже такое хочет. Для нее это была не просто красивая картинка, а что-то настоящее, почти волшебное.
- Брали ее с собой на съемки?
- Один раз, да. Она сидела тихо-тихо, смотрела, как мы работаем, потом сказала: «У вас тут как в сказке, но холодно». Часть съемок проходила в исторических дворцах, где ужасные сквозняки.
- Года полтора назад вы говорили, что, Маша начала ходить в театральный кружок. Какие успехи она делает?
- Знаете, я стараюсь не оценивать это в формате «успехов». Главное, что ей нравится. Она с удовольствием туда бежит, репетирует дома перед зеркалом, ставит нас всех по ролям. Недавно устроила домашний спектакль и сказала: «Ты, мама, будешь просто зрителем». Я стараюсь наблюдать, не вмешиваться и не торопить. Для меня важно, что у нее горят глаза — это самое ценное.
- Съемки сериала «Александр I» требовали большого погружения, проходили в разных локациях, и, наверняка, заняли довольно много времени. Как перезагружаетесь после таких непростых проектов?
- Раньше я мечтала об отпуске на море. Сейчас все чаще хочется просто полежать дома в тишине, побыть с детьми (Михаилу 17 лет, Александру 15 лет, Марии 8 лет, - Прим. «Антенны»), почитать книгу, не включать будильник. Самая большая роскошь — это ничего не делать и не чувствовать за это вину. Я как-то научилась отдыхать без чемодана, хотя и от путешествий не отказываюсь, конечно.
- Когда вы выкладываете личные фотографии в социальных сетях, то в комментариях все радуются вашей красивой и благополучной семье. Какой труд за этим стоит?
- Семья — это не картинка, а процесс. Постоянный, живой, очень разный. Бывают моменты тепла и уюта, а бывают усталости и молчания. Мы просто стараемся быть вместе, даже когда ритм жизни уносит в разные стороны. Главное не терять контакт. Где-то промолчать, где-то поддержать, где-то честно поговорить. И, наверное, самое важное — ценить то, что есть.
- Получается успеть с каждым ребенком обсудить его проблемы? Выбраться куда-то с мужем без детей?
- Не всегда. Бывают дни, когда просто физически не успеваешь: один день с младшей, второй — на съемке, третий — решаешь какие-то дела в городе. Но я стараюсь ловить моменты. Иногда достаточно 10 минут честного разговора перед сном, и все, контакт восстановлен. А с мужем — да, иногда у нас случаются такие «побеги». Ненадолго, но очень ценные. Даже просто кофе вдвоем в тишине, это уже как маленький отпуск.
- Ваши сыновья уже довольно взрослые. Чувствуете проявление мужской заботы с их стороны?
- Безусловно. Они невероятно быстро выросли, иногда мне самой в это сложно поверить. И стали настоящими мужчинами. Надежными, внимательными, с чувством ответственности. Поддерживают меня во всем, и это проявляется в их словах, поступках, отношении.
- Определились ли Михаил и Александр со своим будущим и профессиями?
- Мы об этом разговариваем, но я не давлю. Стараюсь дать им свободу, потому что помню, как важно было мне самой выбрать свой путь. Иногда хочется сказать: «Сделай вот так!», но вовремя себя останавливаю. Главное — быть рядом, если спросят совета. Но, по-моему, наши дети сами все знают лучше нас.
- Вряд ли вы можете пройти по улице, прийти куда-то с семьей, и чтобы вас не узнали, не отвлекли, не попросили о совместном фото. Близкие спокойно делят вас с поклонниками или им все-таки непросто?
- По-разному бывает. Конечно, иногда хочется просто пройти по улице спокойно, особенно если с детьми или в не самом бодром виде. Но мы все уже к этому привыкли. Близкие понимают, что это часть моей профессии.
- Бывают в жизни моменты, когда принадлежите только себе?
- Иногда. Со временем начинаешь по-другому к ним относиться. Это не про ретрит или неделю в одиночестве, а про внутреннее состояние, когда чувствуешь себя в центре своей жизни даже если вокруг шум, суета, обязательства. В какой-то момент наступает пауза внутри, и ты ловишь себя на мысли: вот сейчас я с собой. И часто именно в такие моменты рождаются лучшие идеи и приходит самое настоящее чувство счастья.