Найти в Дзене

БОЕВОЙ ПУТЬ КАПИТАНА ШУМИЦКОГО

БОЕВОЙ ПУТЬ КАПИТАНА ШУМИЦКОГО

Текст написан для включения в «Архивы памяти 1941–1945».

После службы в армии дядю отправили учиться на курсы красных командиров. Там же он вступил в ВКП(б). Единственная фотография, где он в военной форме, была сделана 1937-38 году.

После окончания военной службы дядя начал работать в районном комитете ВКП(б) с. Червоное. Потом в 1940 г. участвовал в советско-финской войне.

Осенью 1940 года его, уже имеющего боевой опыт и опыт партийной работы, направили в Освободительный поход на Западную Украину. Работал он в Отынянском районе в 40 км южнее г. Станислав (Ивано-Франковск). Там его и застало начало Великой Отечественной войны. Согласно архивных источников МО РФ, он 22 июня 1941 года получил повестку в райвоенкомате с предписанием явиться в свой 705-й стрелковый полк для несения службы. Полк в то время располагался в районе г. Псков. Наверное, у него был соблазн заехать домой, повидать родных, жену, дочь. Ведь его путь пролегал рядом с родным домом. Но он с дороги написал письмо жене Тамаре. А дальше связь оборвалась, село оказалось в оккупации.

Первый бой с немцами 705 сп в составе 121 сд принял в конце июля южнее Смоленска в районе г. Рославль, а уже 9 августа попали в окружение. Выходили отдельными группами в сторону Суземок. Там 121 сд пополнилась людьми и частично техникой. В это время ст. лейтенант Шумицкий был назначен начальником штаба стрелкового батальона. Тогда эта должность называлась – адъютант старший стрелкового батальона. Такое название существовало в Советской Армии вплоть до 1953 года. Не закончив формирование и пополнение, дивизию 24 сентября перебросили в район гг. Середина Буда и Хутора Михайловский закрыть прорыв немцев.

С 30 сентября по 5 октября дивизия вела бои в окружении в Хинельских лесах. Вырвавшись из кольца, отходили в направлении Песочное. 14 октября дивизия заняла оборону между Рыльском и Льговом и с боями отступала в сторону Щигров. В дивизии было всего два стрелковых полка, не было танков, остатки артиллерии. Численный состав не превышал 2500 человек. С начала ноября дивизия, пополнившись вооружением и людьми держала оборону по р. Тим. В этот период, передав позиции другой дивизии, с конца декабря по 15 марта 1942 г была передислоцирована в г. Елец для пополнения и обучения новобранцев. А 19 марта снова вернулась на свой участок фронта по р. Кшень, заменив 13 гвсд, Путь на эти позиции прошел с боями. Из Ельца дивизия направилась под Ливны и там совместно с полком 32 кавалерийской дивизии выбили противника из г. Волово и затем, к исходу дня заняла оборону по Кшени на участке Лошигоры – Александровка, где и отражала атаки немцев до 28 июня 1942 года. Тогда против них были брошены четыре немецких дивизии, танки и самолеты. Немцы начали наступление с мощной артиллерийской подготовки и авиаударов. Особенно сильно досталось ст. Черемисиново, где стояли два бронепоезда. Немцы ударом по стыкам обороняющихся дивизий удалось прорвать оборону, предприняв танковое наступление. 121-й дивизии грозило окружение. Танки пошли по полотну железной дороги, и подошли к мосту через р. Тим. Мост удалось отстоять, взорвав пролеты, и танки дальше пройти не могли. В этом бою был тяжело ранен боевой товарищ дяди – командир батальона майор Озеров. Он потерял ногу, и его отправили в тыл. Дядя писал ему письма в госпиталь, а потом домой.

После освобождения села от немцев, майор Озеров, уже зная, что его друг погиб, исполнил его волю – переслал эти письма матери. Я потом читал эти письма. В них от почти ничего не писало боях, в основном о фронтовом быте. Но в каждом письме вспоминал родной дом и беспокоился о судьбе своих близких. А в последнем письме написал, что получил карты со знакомыми названиями населенных пунктов и надеялся увидеть родных.

Под натиском превосходящих сил противника с 15 августа по 24 января дивизии пришлось отойти и вести бои в г. Воронеж. Здесь дрались буквально за каждый дом. Немцы бросили на захват города 7 своих дивизий и 2-ю и 5-ю венгерскую армии. 705 сп прикрывал переправу через р. Дон, вел интенсивные уличные бои в северной части города. Воевавшие на стороне Вермахта венгерские войска отличались особой жестокостью к мирному населению и попавших в плен раненых красноармейцев. Когда генерал Ватутин узнал о зверствах венгров, он скрипнул зубами и отдал негласный приказ «Венгров в плен не брать». Если немцев и румын в воронежских боях взято в плен около 75 тысяч, то венгров единицы. Из 200 тысяч венгров домой вернулись, большей частью ранеными и увечными, около 30 тысяч. Венгерская армия потеряла 100% своих танков.

Это был второй Сталинград. Но после войны руководство СССР из политических соображений не стало акцентировать на этом внимание, так как Венгрия была в социалистическом лагере.

Измотав противника в уличных боях, получив подкрепление, в ночь на 25 января 1943 года дивизии 60 Армии полностью освободили город, и стремительным броском двинулась в сторону г. Курск. Пройдя за 12 дней с боями от Воронежа до внешних оборонительных рубежей немецких войск г. Курска 6 февраля 5 советских стрелковых дивизий, танковая бригада заняли исходные позиции, подтянули тылы и утром 7 февраля пошли в атаку.

-2

Немцы ожидали основной удар с востока, а советские войска получив разведданные, атаковали немцев с севера и северо-запада, где у них была слабая оборона. Пробив брешь в обороне противника, начали громить немцев с флангов. Одновременно перешли в наступление и основные силы. Немцы дрогнули и побежали. Внешнее кольцо, которое должно было остановить продвижение Красной Армии, не продержалось и дня. Потеря Курска для немцев было тяжелым ударом. 705 полк, где воевал дядя, вел бои в районе железнодорожной станции, продвигаясь в сторону Рышково. Не останавливаясь, дивизия продолжила наступление на запад. С целью произвести обходной маневр был предпринят рейд в составе 705 полка и 6 танков 150 танковой бригады. И уже 12 февраля 1943 года в районе с. Колпаково начались бои, длившиеся более двух недель.

-3

Советским войскам противостояла свежая 327-я пехотная дивизия, переброшенная из Франции. Немцы создали мощную линию внешней обороны для защиты стратегического узла Льгов. В наступающих частях Красной Армии, понесшим потери в боях за Курск, не хватало оснащенности, а пришедшее пополнение, в основном состоящее из местных не имело боевого опыта.

По боевым донесениям, находящихся в Курчатовском краеведческом музее, можно буквально по дням проследить всю историю этого кровопролитного боя для 705 сп.

В первый же день к вечеру немцы предприняли контратаку силами двух батальонов и 4-х танков, но были отбиты. Встречной атакой были захвачены трофеи – 40 груженых повозок, 50 автоматов. Немцы потеряли 102 человека убитыми. Батальоны вышли на окраины совхоза Колпаковский. 13 и 14 февраля с боем были полностью освобождены Колпаково и Любицкое. До 15 февраля у полка не было соседей ни слева, ни справа. Немцы фланговыми ударами усиленными двумя батальонами и учебным полком при мощной огневой поддержке и танках атаковали и попытались окружить полк. Но 705 сп ценой больших потерь выдержал контратаку и отбросил немцев назад.

Памятник погибшим воинам в с Колпаково.
Памятник погибшим воинам в с Колпаково.

В последующие дни немцы обрушили на полк интенсивный артиллерийский и минометный огонь. 22 февраля 4 танка 150 тбр, приданные полку, были отведены в с. Успенку. Воспользовавшись ситуацией, немцы вновь атаковали позиции полка. Стоящие на флангах 1 и 3 батальоны полка практически полностью погибли, а 2-й батальон вел бой в окружении. Силами другого полка позиции были отбиты. А уже 24-25 февраля сводный батальон 705сп при поддержке соседней 140 стрелковой дивизии ударил во фланг немцам со стороны села Любимовка. Одновременно, 150 тбр с десантом на броне начала наступление на с. Макаровку. Немцы начали спешно отступать к Льгову. Наши войска только в боях под Колпаково потеряли 1500 человек убитыми.

-5

2 марта начались бои за Льгов, и уже к вечеру 3 марта город был освобожден. 705 сп наступал вдоль железнодорожных путей и освобождал станцию Льгов-2. 121 сд продолжила наступление в сторону Рыльска. После освобождения с. Некрасово Рыльского района вынуждены были остановиться и занять оборону.

Советское командование готовилось к Курской битве. 7-8 мая дивизия была выведена в резерв армии в район Коллонтаевки и размещена в Васильевском логу Малеевской рощи и в окрестных селах. 705 сп и 209 истребительный противотанковый батальон из состава 121 сд, как самый боеспособный, был отправлен укрепить фронт на южном фланге 60А. Во время Курской битвы полк, неоднократно отбивал атаки гитлеровцев, которые постоянно пытались убрать этот клин, врезавшийся в немецкую оборону.

В конце июля 1943 г. дивизия была переброшена непосредственно под Рыльск. Город находился на высокой горе, и форсирование широкой реки привело бы к большим потерям. Поэтому было принято решение форсировать Сейм в р- не Березников и оттуда развернуть наступление со стороны с. Кольтичеево. Эту операцию поручили 705 сп. В три часа ночи 27 августа саперы, связав попарно доски с поперечинами, сделали мостки и стоя в воде, держали их. По таким доскам можно было только быстро бежать. Немцы вели огонь по таким мосткам и по атакующим. Но все равно в 13.00 село было освобождено. Уже к вечеру немцы, подтянув артиллерию и минометы, обрушили ураганный огонь по захваченному плацдарму. Заранее развернутые советские артбатареи по целеуказанием артразведки засекли расположение немецких огневых точек и подавили их. В этом бою полк потерял 200 человек убитыми и ранеными. В прорыв вошли войска 60А и стремительным маршем пошли на запад, освобождая города и села. В ночь на 1 сентября Рыльск был освобожден. За вклад в освобождение города 121 сд было присвоено звание Рыльской. 705 сп, понесший потери при форсировании, остался на зачистке освобожденной территории.

В приказе о награждении № 214667756 по 60А за умелую организацию по прорыву обороны противника от 27.08.43 капитан Шумицкий был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Получилось, что посмертно.

Дядя погиб в с. Урусы Глушковского р-на вечером 1 сентября. В одном из оврагов окружили группу немцев и вынудили их сдаться в плен. Во время сдачи оружия один из немцев дал очередь из пулемета по советским офицерам. Дядя был смертельно ранен. Бойцы не стали разбираться, кто стрелял, и сразу открыли огонь на поражение. Последние его слова были «за Родину.. за Сталина…». А его родное село Бачевск освободили 4 сентября, и на следующий день пришла похоронка. Бабушка увидела, что это недалеко и пошла в ту сторону. Через несколько дней приехала машина, и на ней она привезла погибшего сына. Сопровождали её несколько однополчан дяди. Они и рассказали обстоятельства гибели. Дядя похоронен на сельском кладбище в родном селе.

В селе Анатольевка Рыльского района есть братская могила советских воинов погибших при освобождении территории Рыльского района. Там под № 72 есть и фамилия капитана Шумицкого И. М.

А его 705 сп после окончания зачистки пошел дальше на запад.

В результате моих поисков о боевом пути капитана Шумицкого, набрал очень много материалов о боях 121 стрелковой дивизии в годы Великой Отечественной войны. На основании недавно рассекреченных данных МО РФ проработаны десятки боевых донесений, отчетов, полковые списки потерь, карты боевых действий. В результате появилась сначала статья «Бои под Колпаково», а позже написал книгу «Освобождение Курчатовского района. Февраль 43г.»

В книгу включены фотографии участников этих боев, карты, штатные составы частей, как советских, так и немецких. Статья и книга выложены в интернете. 145 страниц А4.

В ноябре прошлого года было обращение депутата в Администрацию г. Курчатов с предложением издать печатный вариант. Предполагалось, что можно успеть издать к февралю месяцу – годовщине освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. Не получилось. Обещали к 80-летию Великой Победы. Вроде начали заниматься. Но, 15 февраля этого года было заявлено «Денег нет. Ищи спонсора сам». Похоже, вообще не занимались. А время упущено. Сейчас я подготовил письма-обращения к руководителям головных предприятий, записался на прием по личным вопросам. Но когда это будет, мне сообщат. Может удастся к годовщине Курской битвы……