Поверь мне, сынок, добрых людей на свете немало, побольше, чем злых. Ты только сумей отличить да к себе притянуть ласковым словом, добрым делом, прямотой и отвагой. […] Ради земли родной будь грозен и непреклонен. Запомни: нет врага хуже врага недобитого.
Вступление
Не так давно обсуждал в своей рецензии трилогию «Нашествие монголов», отметив, что последняя книга получилась недосказанной. Благодаря роману «Юность полководца» у меня получилось закрыть часть вопросов, один из которых: «А чем именно прославился 'смелый багатур Искандер Новгородский', что грозный Бату-хан не захотел оставлять такого противника у себя в тылу?»
Речь пойдёт о ранних годах жизни выдающегося русского князя Александра Ярославовича, более известного как Александр Невский (1221-1263). Даже в юном возрасте он умел принимать сложные решения в условиях жестокой эпохи и прославился победоносными битвами.
Общая информация
Родился в Переславле-Залесском, которым управлял его отец. Совсем ребёнком столкнулся с внутренними кознями, из-за которых пришлось спешно покинуть Новгород прямо во время учёбы. Оно и неудивительно — сын князя Ярослава Всеволодовича имел политическое значение. С Новгородом в принципе будут складываться непростые отношения.
Смолоду прошёл крещение близостью смерти, попав в ловушку в лесу. Военное ремесло начал осваивать на деле, разогнав разбойные литовские и немецкие отряды. Проявил рассудительность, решительность и начинания стратегического таланта — это был полноценный боевой почин.
В трилогии татаро-монгольская угроза предстаёт в качестве наиболее страшного врага, приковывающего к себе всё внимание. Однако из прочитанного становится очевидным, что в те времена Русь сталкивалась с серьёзными противниками со всех сторон. Но ещё страшнее в своём коварстве враг внутренний и продажный, мечтающий договориться с иноземными захватчиками…
Получится ли у Александра лавировать между боярами, крестоносцами и Ордой? Это можно подробнее узнать из книги, а я сделаю акцент на двух основных битвах, разберу некоторые скрытые пасхалки к трилогии и поделюсь впечатлениями как о самой повести, так и о предыдущих романах автора после новой вводной.
Невская битва
Александр Невский совершил настоящий подвиг в 1240 году. Он с небольшим войском внезапно напал на огромный шведский лагерь на Неве, который возглавлял хвастливый ярл Биргер. Молодой князь показал себя настоящим защитником своей Родины, и это стремление было высоко оценено. Именно поэтому его и прозвали «Невским».
Ян акцентирует не на крови, а на психологии: шведы, уверенные в безнаказанности, не были готовы к «безумству храбрых». Что и говорить: «Хмельна для них славянов кровь, но тяжко будет им похмелье»…
Ледовое побоище
— Не по-нашему крестится! — заметил один из дружинников. — Не беда! Лишь бы дрался по-нашему, а Бог один и правда одна.
Высокомерные немецкие рыцари, представлявшие собой грозную силу в лице Тевтонского ордена, потерпели сокрушительное поражение в битве на льду Чудского озера в 1242 году. И в этом им помог, разумеется, Александр Невский.
Некоторые думают, что просто тяжёлые рыцари провалились под лёд, вот и вся хитрость. Весенний ледоход имеет место быть, но решающий фактор — стратегия Александра Невского и знание слабостей противника: русские клещи против немецкого строя «свиньёй». Битва была тяжёлой, не обошлось и без самоотверженности русских воинов. Также, думаю, свою роль сыграли незаинтересованные пленные союзники с вражеской стороны.
Отсылки к трилогии
Некоторые перекрёстные сцены, которые доставили мне особое удовольствие своей связностью с прочитанным ранее.
- Книга «Батый», часть 8, глава 17 «Остановка близ Игнач-Креста» соотносится с главой 4, эпизодом «Над бездонным болотом». Это был решающий момент для принятия решения Бату-ханом — штурмовать Новгород или нет. Сценка, где шаманка провалилась под лёд, упав с сосны, а Субудай-багатур, пытаясь спасти её арканом, чуть не утонул сам, потеряв любимого коня. Кто же знал, что Александр Невский был поблизости и тоже всё видел…
- Встретился старый знакомый, иконописец Вадим, товарищ детства княгини и, соответственно, друг Александра Невского. В книге «К последнему морю» мы можем проследить его трагичный путь из Новгорода в Киев, а в книге «Юность полководца» нам показывают дружескую беседу Александра и Вадима о книгах и «о тяжёлом времени, которое переживает Русская земля».
- «Бату-хан обвёл собравшихся пытливым колючим взглядом и спросил: — А кто мне ответит: что такое слава?» Книга «К последнему морю». «Александр помолчал и вдруг спросил, впиваясь горящим взглядом в задумчивое и печальное лицо старого монаха: — Скажи мне, отче Пафнутий, что такое слава?» Книга «Юность полководца». Всё же чувствуется разорванная связь между этими двумя произведениями. P.S. Мне понравились ответы монаха и Субудай-багатура.
- Книга «К последнему морю», часть 4, глава 5 «Скорбный путь» соотносится с главой 6, эпизодом «Забытые братья в беде» — грустный конец многоопытного воеводы Ратши. Наставник и верный советник Александра. Да и в целом в 4 части знакомые теперь лица: дружинник Гаврила Олексич, иеромонах Варсонофий. И откуда растут ноги медвежьей потехи в стане Бату-хана понятно — Александр очень любил охоту. Пожалуй, всё это хотелось бы знать заранее.
- Общая атмосфера и разговоры. Битва с татарами в Диком поле близ реки Калки (1223: первое столкновение русских князей с монголами, книга «Чингисхан»); осада Киева (1240: даже Киев, символ единства, не устоял перед Ордой, книга «К последнему морю»); думы о том, дойдёт ли Бату-хан до Новгорода или его войско остановит ростепель (1238: книга «Батый»); битва на реке Сити (1238: разгром войск Владимирского княжества, книга «Батый»); битва за Рязань (1237: начало монгольского нашествия на Русь, книга «Батый»).
После трилогии есть понимание, что татары не абстрактная угроза — позади 3 тома кровавой экспансии, и за каждой датой стоят страшные события.
Итог
Как по мне, события книги иногда развиваются слишком резкими скачками. Видимо, опять сыграло роль то, что автору пришлось разорвать свой сюжет на две части. «Шрамы» редактуры: Ян планировал единый роман (Александр Новгородский и Золотая Орда), но цензура и критика разделили западный поход Батыя и историю Невского.
Эпичных битв и такого размаха, как у Чингисхана, тут, конечно, нету. Орда была продуманным огромным механизмом для убийств, где каждая деталь служила единым целям — захват территорий, бесконечные битвы, неумолимое продвижение вперёд по выжженной земле. Русские же оборонялись от множества врагов, беря не количеством, а харизмой лидеров и героизмом воинов.
Батальные сцены здесь отодвинуты личностным становлением молодого князя Александра Невского.
Но с тех пор, как я познакомился с произведениями Василия Яна, где повествование ведётся очень легко и непринуждённо, мне стало не менее интересно. Быстро втягиваешься и, что самое главное, ощущаешь вовлечённость в историю своей страны.
Такие книги способны привлечь интерес, который, как в моём случае, был наглухо отбит системой нашего образования. И в этом большая заслуга автора.
Пусть тут нет горящих друг за другом городов, зато я получил часть ответов на дополнительные вопросы, а, возможно, даже припрятал у себя в голове новые на будущее. Если читать, то желательно все 4 книги, чтобы полностью проникнуться эпохой — тогда монгольская угроза обретает объём и оголяет всю суровость тех времён.
Оценка одинаковая, как и у трилогии, потому что всё это можно считать одной большой работой достаточно качественного уровня, пусть с некоторыми неточностями и влиянием цензуры — 8/10. Но если бы удалось соединить «К последнему морю» и «Юность полководца», как замышлял автор, углубив битвы в Европе и поставив внятную финальную точку — этот титанический труд стоил 10/10, даже не сомневаюсь.
P.S. Книга пришла мне 18 апреля, а 20 апреля я пишу эти строчки. И только понял, что 18 апреля — день Воинской славы России, в честь победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями. Удивительное совпадение!
Материал по теме: