В моей статье я буду рассматривать стихотворение Евтушенко в трех уровнях - звуковом, стилистическом и идейно-образном, а также выделю наиболее важный с точки зрения эстетического воздействия на читателя.
1 уровень. Звуковая организация.
Описание художественной формы.
[ л’уд’е́j н’ьинт’ире́снъх в м’и́р’ъ н’е́т //
их су́т’бъ / как исто́р’ьь план’е́т //
у ка́ждъj фс’о́ асо́бъj’ъ / сваjо́ /
ьн’э́т план’е́т пахо́жъх нъ ниjо́ //
у ка́ждъвъ сво́j та́jныj л’и́ч’нъj м’и́р //
jе́ст’ в м’и́р’ъ э́тъм са́мыj лу́ч’шъj м’и́к //
jе́ст’ в м’и́р’ъ э́тъм са́мыj стра́шнъj ч’а́с /
но э́тъ фс’о́ н’ив’е́дъмъ дл’а на́с //
и jе́сл’ь ум’ира́jьт ч’ьлав’е́к /
с н’и́м ум’ира́jьт пе́рвъj jиво́ сн’е́к /
и п’е́рвъj пъцылу́j / и п’е́рвъj бо́j //
фс’о́ э́тъ заб’ира́jьт о́н с сабо́j //
дъ ъстаjу́цъ кн’и́гь и масты́ /
маши́нъ и худо́жнькъф халсты́ /
да / мно́гъму аста́цъ сужд’ино́ /
но што́-тъ в’ьт’ ухо́д’ьт фс’о́ равно́//
тако́ф зако́н бижа́лъснъj игры́ //
ни л’у́д’ь ум’ира́jут / ъ м’иры́ //
л’уд’е́j мы по́мн’ьм / гр’е́шнъх и зимны́х //
ъ што́ мы зна́л’ь в су́щ’нъс’т’ь ъ ни́х //
што́ зна́j’ьм мы́ пра бра́т’jев / пръ друз’е́j /
што́ зна́j’ьм ъ j’иди́нств’ьнъj сваjе́j //
ь пръ аца́ радно́въ свъjиво́ /
мы зна́jъ фс’о́ / н’и зна́j’ьм н’ьч’иво́ //
ухо́д’ът л’у́д’ь / ьх н’ь възврат’и́т’ //
их та́jныjе м’иры́ н’ь възрад’и́т’ //
ь ка́ждъj ра́с мн’е хо́ч’ьцъ ап’а́т’
ат э́тъj н’ьвазвра́тнъс’т’ь кр’ич’а́т’ //]
В стихотворении использованы и ассонанс и аллитерация.
Стихотворение состоит из 8 четверостиший (катренов). Силлабо-тоническая система стих-я.
Размер: пятистопный ямб
Рифма: мужская
Рифмовка: смежная
Как звуковые особенности этого уровня влияют на восприятия текста с точки зрения эстетического воздействия?
Стихотворение имеет четкие ритм и рифму, что делает его легко запоминающимся и мелодичным. К примеру, конечные слова «час – нас» создают гармоничное звучание.
Повторение таких согласных звуков (аллитерация), как «с», «т», «м», «н», усиливает звуковое восприятие и создает ритм произведения. К примеру, «судьбы как истории планет». Повторение звука «с» создает ощущение плавности и спокойствия, а также уверенность в том, что жизнь людей действительно похожа на существование планет. Они так же уникальны и имеют свои трудности, которые необходимо пройти. А повторение звука «м», к примеру, в « И если умирает человек», напротив, придает тексту мрачность и трагичность. Речь идет о неизбежном – конце человеческой жизни, который невозможно предотвратить, что создает чувство грусти и неизбежности.
Ассонанс «е» придает плавность и мелодичность, например, в «Людей неинтересных в мире нет» повторение приведенного звука в каждом слове помогает легко понять - каждый человек по-своему необычен на Земле, он обладает уникальным миром. Повтор звука «о» в стихе «У каждой все особое, свое» передает одну из основных тем произведения – все люди, как и планеты, имеют особенности.
Также звукопись создает образы и ассоциации: «первый его снег». Звук «с» характеризует ощущения и впечатления от явления природы.
Рифмы акцентируют внимание читателей на важных моментах стихотворения. «У каждого – свой тайный личный мир» - подчеркивается неповторимость духовного мира человека.
Особенности звуковой организации способны создавать контрасты между положительными и отрицательными моментами жизни. К примеру, «Есть в мире этом самый лучший миг. // Есть в мире этом самый страшный час…» - указывается контраст между светлыми и темными сторонами судьбы.
Звуковые характеристики делают произведение Евтушенко эстетически привлекательным и эмоционально насыщенным, помогая читателям глубже вникнуть в содержание и лучше понять, что личность каждого человека – это отдельный мир.
2 уровень. Стилистический
а) лексика:
Полисемия: «игра» (в стихотворении его можно понимать так же, как и слово «жизнь»), «мир» (означает так же и чувства человека, его духовную жизнь)
Контекстные синонимы: «судьба» - «история», «человек» - «мир», «планета»
Антонимы: «интересных» - «неинтересных», «все» - «ничего»
Олицетворения: «и с этой незаметностью дружил…», «с ним умирает первый его снег…», «все это (воспоминания) забирает он с собой».
Сравнение: «Их судьбы – как истории планет»
Повторы: «планет» - «планет», «незаметно» - «незаметностью», «мире» - «мире», «умирает» - «умирает», «первый» - «первый», «остаются» - «остаться», «знали» - «знаем» - «зная».
Эпитеты: «людей неинтересных», «тайный личный мир», «самый лучший миг», «самый страшный час», «безжалостной игры», «людей <….> грешных», «единственной своей», «отца родного».
Метафоры: «…с ним умирает первый его снег, // и первый поцелуй, и первый бой», «с этой незаметностью дружил», «таков закон безжалостной игры», «людей <…> земных», «тайные миры», «уходят люди»
б) синтаксис:
Парцелляция: «Уходят люди…Их не возвратить.// Их тайные миры не возвратить».
Анафора: «Есть в мире в этом самый лучший миг. // Есть в мире этом самый страшный час…»
Градация: «с ним умирает первый его снег, // и первый поцелуй, и первый бой…»
Параллелизм: «Есть в мире этом самый лучший миг. // Есть в мире этом самый страшный час…»
Оксюморон: «мы, зная все, не знаем ничего», «он интересен был среди людей // самой неинтересностью своей».
Антитеза: «Есть в мире этом самый лучший миг. // Есть в мире этом самый страшный час…»
Инверсии: «Есть в мире этот самый лучший миг. // Есть в мире этот самый страшный час», «Их судьбы — как истории планет», «Мы, зная всё, не знаем ничего», «Уходят люди… Их не возвратить».
Риторические вопросы: «А что мы знали, в сущности, о них?», «что знаем о единственной своей?»
Риторические восклицания: «но что-то ведь уходит все равно!»
Умолчание: «…и первый поцелуй, и первый бой…», «Уходят люди…Их не возвратить».
в) морфология:
Грамматические особенности (отклонения): «Их судьбы – как истории планет», «У каждого – свой тайный личный мир»
Как эти лексико-синтаксические особенности воздействуют на читателя?
Сравнение человека и его жизни с планетами и их историями помогает выделить уникальность внутреннего мира, свойственную для каждого человека, а также придает значимость их судьбы.
Другие средства выразительности - эпитеты и метафоры, создают эмоциональную глубину текста стихотворения, они придают важность индивидуальности характера и грусть от ее потери. С их помощью создается лексическое значение ценности сохранения исключительности внутреннего мира человека. Умирая, каждый теряет свои воспоминания о пережитом, что является важной составляющей «тайного» мира, и больше никто и никогда о них не узнает. Тропы помогают ощутить глубину и эмоциональную насыщенность моментов жизни, которые уходят вместе с человеком.
Риторические вопросы создают по своей форме диалогический эффект, привлекая внимание тем самым внимание читателей. Они заставляют задуматься о теме произведения каждого, кто знакомится с текстом.
Парцелляция помогает усилить эффект утраты и невозможности вернуть прошлое, а оксюморон указывает на глубину и сложность «личного» мира людей.
Перед читателем раскрывается картинка, на которой показано, что даже самые близкие люди не способны заглянуть в тайную жизнь человека, и это помогает передать повтор.
Анафора описывает внутренние миры людей, в которых есть место как для хорошего, так и для плохого. Она усиливает акцент на контрасте между положительными и отрицательными моментами жизни, подчеркивая их значимость.
Все средства выразительности помогают передать весомость судьбы абсолютно каждого человека и трагизм ее потери.
3 уровень. Идейно-образный.
- Образы:
Абстрактное: судьбы, история, незаметностью, неинтересностью, миг, час, невозвратность, все, что-то, раз, многое, сама, в сущности, ничего, закон, это.
Материальное: люди, мир, планеты, каждая, человек, снег, поцелуй, бой, книги, мосты, машины, холсты, художников, игра, братья, друзья, единственная, отец, кто-то, мы, он.
- Эмоции и чувства:
Положительные: лучший, самый, первый, свой, них, их, нее, его, многому, каждого, особое, свое, своего, собой, каждый, родного.
Отрицательные: самый, все равно, этой, таков, опять, неинтересные, страшный, безжалостной, грешных.
Динамические: похожие, земных.
Нединамические: незаметно, тайный, личный.
- Действия и мотивы:
Физические: нет, жил, есть, умирает, забирает, остаются, уходит, возвратить, возродить, кричать.
Духовные: неведомо, суждено, дружил, был интересен, помним, знал, хочется.
Как же между собой взаимодействуют части образного мира?
Внутренний мир каждого человека взаимодействует с Вселенной, «их судьбы - как истории планет». Люди имеют убеждения, вкусы, которые могут не совпадать с другими. Все в мире уникальны. И в произведении рассматривается не внешняя оболочка человека, а именно внутренняя, которая и сохраняет особую неповторимость.
Также в стихотворении пересекаются жизнь и смерть. Люди могут оставить после себя какой-либо материальный след, к примеру, книги, но их внутренние переживания, воспоминания прошлого (абстрактное) исчезнут навсегда. Все, что составляло их «тайный мир», пропадет.
Положительные эмоции в большинстве случаев связаны с упоминанием внутренней оболочки людей, так как именно их особенности делают из них тех, кем они являются. Тогда как отрицательные – с гибелью внутреннего мира. Потеря «мира» трагична.
Взаимодействуют также друг с другом скрытый мир человека и впечатление о нем других людей. В сущности, никто не интересуется истинным обличием «отца», «брата», «друга» или знакомого. Именно поэтому никто не способен по-настоящему узнать человека.
4 уровень. Синтез. Связи между всеми уровнями.
Безусловно, все вышеперечисленные уровни связаны между собой. Именно с их помощью читатель составляет в своей голове общую картину стихотворения.
Так, к примеру, в четверостишии «И если умирает человек, // с ним умирает первый снег, // первый поцелуй, и первый бой…// Все это забирает он с собой» - звуковая организация и стилистика тесно взаимодействуют друг с другом. Ассонанс «е», «и», повтор, умолчание вместе помогают передать последствия смерти человека, начинает рушиться судьба. Именно звуковой и стилистический уровни, дополняющие друг друга, создают читателю трагическую картину, на которой Вселенная теряет память одного человека и, следовательно, одного мира.
Взаимосвязь идейно-образного уровня со стилистическим можно заметить, к примеру, в четверостишии «Такой закон безжалостной игры. // Не люди умирают, а миры. // Людей мы помним, грешных и земных. // А что мы знали, в сущности, о них?» - здесь подчеркивается удивительность существования совершенно уникальной, ни на чью не похожей жизни и на тяжесть ее потери. Образ «игры» олицетворяет реальную жизнь, имеющую правила – рано или поздно все умирают. И подробно и ярко эту мысль раскрывает эпитет «безжалостной», дающий читателю прочувствовать неизбежность потери целого мира.
Четверостишие «Что знаем мы про братьев, про друзей, // что знаем о единственной своей? // И про отца родного своего // мы, зная все, не знаем ничего» - доказывает связь звуковых особенностей с идейно-образным уровнем. Так, образы родных и близких («братьев», «друзей», «отца») указывают на то, что даже людей, которых человек видит часто и с которыми много контактирует, невозможно знать полностью, и это подчеркивается с помощью риторических вопросов. Ритм произведения усиливает восприятие этой мысли, икт падает на слова: «знаем», «братьев», «друзей» и тд.
Какой из уровней наиболее важен с точки зрения эстетического воздействия на читателя?
Наиболее важным можно выделить синтаксический уровень стихотворения, так как именно лексические, синтаксические, морфологические и грамматические средства выразительности помогают построить образы и ассоциации произведения. Также их проще заметить читателю, так как они ярко передают общий эмоциональный фон и основные мысли автора. К примеру, одна из них состоит в том, что все уникальны и в каждом содержится неповторимый мир, и если человек кажется кому-либо неинтересным, то именно своей незамысловатостью и «незаметностью» он и выделяется среди других, и это доказывает олицетворение «и с этой незаметностью дружил», которое легко заметить и осознать. А на мысль о том, что человек может оставить после себя материальные блага, но не способен сохранить другим самое ценное – его внутренний мир, указывает риторическое восклицание «да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно!». Приведенное средство выразительности, в отличие от звукового содержания и идейно-образного уровней, ярче выделено в тексте стихотворения и, следовательно, быстрее замечается читателем. Стилистический уровень в стихотворении Евтушенко также важен наиболее остальных, так как без него образы не имели бы созданной глубины. Каждый раз благодаря средствам выразительности создается лексическое значение образов, к примеру, в инверсии «Людей неинтересных в мире нет» подчеркивается именно отсутствие уникального характера человека. Без приведенного средства идея стиха была бы иной. Образы не были бы такими запоминающимися и глубокими без, к примеру, анафор или градаций, что доказывают такие предложения, как «Есть в мире этом самый лучший миг // Есть в мире этом самый страшный час…» и «с ним умирает первый его снег, // и первый поцелуй, и первый бой…». Все они усиливают важность приведенный в стихах образов. Их простота дополняется стилистической витиеватостью, что помогает понять углубиться в основные темы стихотворения и получить эстетическое удовольствие от чтения.
Безусловно, необходимы и идейно-образный и звуковой уровни, так как вместе они передают более точную картину стихотворения, уточняют темы и мысли поэта, а также еще глубже погружают в атмосферу произведения. Двухсложный пятистопный ямб придает читателю легкость в чтении произведения и в его запоминании, а образы создают более полную картину, создаваемую поэтом.
На этом все. Надеюсь, моя статья была для вас полезной. Если вы нашли какие-то ошибки, прошу написать о них в комментариях. Спасибо!