Найти в Дзене
Советские писатели

«БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ И БЕЗ ГЛАГОЛОВ». КАКОЙ ЭТО СТИЛЬ, РАЗЪЯСНЯЕМ НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ ТАТЬЯНЫ ЧЕКАСИНОЙ «ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ»

ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА, АВТОР МИСТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ «ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ»
ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА, АВТОР МИСТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ «ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ»

В античности слово «стиль» означало слог, склад речи, стилистические нормы, используемые в разных видах риторик. Позднее стиль оформляется в особую филологическую дисциплину, а термин «стиль» усваивается философской эстетикой.

Например, уже и И. В. Гёте, и Г. Гегель связывают понятие стиль с художественным воплощением, «опредмечиванием» сущностных начал бытия.

Вот что сказал на эту тему И. В. Гёте:

«...стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах».

В конце девятнадцатого века стиль становится центральной эстетической категорией. Литературоведы того времени Г. Вёльфлин и О. Вальцель толкуют стиль как «художественную физиономию» культурной эпохи.

К сожалению, в условиях индустриально-капиталистического общества, когда личность стала подвергаться стандартизации и появился массовый рынок для ремесленной литературной продукции под названием «Массовая литература», собственным стилем обладает далеко не каждый литератор.

Собственный стиль – это показатель целостности личности, ее свободного, человечного подхода к миру, не раздробленного на технологические функции.

Именно эти свойства мы и находим в прозе автора Татьяны Чекасиной, работающей методом реализма, которому свойственно стилевое многообразие, а потому каждый персонаж её произведений имеет свой голос, свой стиль, легко угадываемый среди других.

Но в последнее время можно наблюдать и ещё одно явление, добавляющее многообразия в стиль этого автора.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, приведём фрагменты повести «Похождения светлой блудницы».

-2

«ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ», МИСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

«– Флора, ну, отчего я одна?

– Восхищение. Марамзиных, например… Придурок! А ты к нему так, будто он твой кумир, бог, господин…

У Сони светлые глаза и улыбка светлая.

– А оркестрант! Негодяй! А вывихнутый театральный деятель! Ты не только женщина, но и человек!

– Человек – это звучит, – добродушно кивает».

Приведённый фрагмент – это текст книги. Мы можем наблюдать здесь полное отсутствие лишних слов, особенно, не нужных глаголов. Такой текст, обладающий стилистической чистотой с сохранением всех оттенков речи персонажей и динамикой действия свойственен этому автору, владеющему в полной мере искусством прозы.

Но вот фрагмент, в который будто возвращены все лишние слова, все ненужные в тексте глаголы. Что произошло? Для большей ясности изложения выделяем «лишние слова»:

« – Флора, ну, отчего я одна? – спросила Софья.

Причина – восхищение, – вывод сотрудницы и почти подруги. – Например, Марамзиных Васька этотОн же придурок! А ты к нему как относилась? Будто он твой кумир, бог, господин…

У Сони светлые глаза и улыбка светлая.

– А оркестрант твой! Это же негодяй! А вывихнутый театральный режиссёр? Ты не только женщина, Софья, ты человек!

– Человек – это звучит, – добродушно кивает Соня».

Дело в том, что Татьяна Чекасина читает свои произведения на видео, и это текст для чтения вслух, стиль которого несколько отличается от того, который для авторского чтения вслух не предназначен. Похоже на своеобразное открытие этого многостороннего автора. Советуем посмотреть видео-чтения, в которых используется стиль, менее тонкий, чем в оригинале, приближённый к устной речи и более лёгкий для слухового восприятия.

Не секрет, что сейчас многие авторы кинулись к вербальному чтению своих книг, иной раз демонстрируя занудство и скуку, впрочем, иногда имеющую место и в их безликих оригиналах, чего не скажешь о произведениях нами исследуемого автора.

Информация о писателе Татьяне Чекасиной:

На каналах ДЗЕН:

1. «Татьяна Чекасина писатель»

2. «Литература-вед»:

https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link
3. «Супер-чтец»:

https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link
4. «Советские писатели»:

https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29
5. «Музыка на страницах»:

https://dzen.ru/id/678f902071feae4844721cf3
6. Канал ВК: «Ева Патия»

https://vk.com/wall890607646_5
7. Канал РУТУБ: «Татьяна Чекасина писатель»

Ссылки на книги.

В бумажном и в электронном виде:

1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/

2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2

https://www.labirint.ru/books/876884/
https://bmm.ru/books/details/421649/
https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/
https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug
https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/
https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113

https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/
https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/

https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город

Book24 Литрес

5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка

Электронные книги:

1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/

2. «25 рассказов»:
https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/

3. «Чистый бор»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/

4. «Пружина»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/

5. «Предшественник»: 
https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/

6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь

7. «Дама в снегах» Дама в снегах

8. «Квартирантка» Квартирантка

Дорогие читатели, поддержите наш канал, идея которого восстановить в стране лучшую литературу, вопреки массовой коммерческой, заполонившей книжные прилавки.