Искусство может быть не только светлым, красивым, ярким, побуждающим на светлые идеи, но также и темным, мрачным, вызывающим не самые приятные чувства и эмоции. Иногда в темных оттенках некоторые находят свое целительное лекарство, так как даже такое искусство позволяет многим по-другому взглянуть на мир. Далее мы будем развивать и раскрывать эту крайне непростую тему, которая заслуживает глубокого разбора, а не только статьи.
Итак, поговорим о творчестве великого и ужасного Говарда Филипса Лавкрафта.
Многие уже давно слышали про "лавкрафтовский ужас", а некоторые, как и Ваш покорный слуга, прочитали до дыр целые сборники его рассказов. Фигура данного писателя, закрытого и нелюдимого интроверта, но по-своему эрудированного в области литературы (почитайте его эссе "Сверхъестественный ужас в литературе"), мистике, культуре и многом другом, вызывала и вызывает большое уважение и интерес самых разных специалистов в области гуманитарных наук. Все включала литературоведов, психологов и философов всегда обращали и обращают на него свое пристальное внимание, так как уж больно трудно его игнорировать.
Мне же хотелось бы взять все его немаленькое литературное наследство, не беря во внимание его колоссальную переписку с другими людьми, и абстрактно сжав его (т.е. наследие Лавкрафта), показать Вам тот аспект творчества, который, как мне кажется, является наиболее весомым и главным у данного автора. Сразу признаюсь, что данный аспект творчества я услышал от другого человека на одном из стримов у "известного в узких кругах интеллектуала" (всегда нравилась такая формулировочка), но рекламировать данного блогера и его окружение я не буду, так как его политическая позиция по поводу нынешних событий довольно...специфическая. Не будем о политике, будем говорить только об искусстве.
Итак, что же по-нашему мнению объединяет все рассказы и повести у Лавкрафта и чем он прекрасен? Ответ тут, как ни странно, прост. Открывая его рассказы, вчитываясь и внимательно анализируя, мы можем прийти к выводу, что человек у Лавкрафта является даже не атомом по сравнению с теми чудовищами и монстрами, которые вылезают у него в рассказах. Человека просто нет на фоне бесконечного космоса. И тут мы приходим к такой интересной теме, что Лавкрафт возвращает эгоистичного, всезнающего человека, царя природы, к его истинным масштабам. Возврат к истинным масштабам во Вселенной (читай: "Знай свое место!"). Вот он "целебный аспект" его прозы. Лавкрафт приземляет нас и как бы говорит нам через свою прозу, что вся наша бытовуха - это даже не миг, а вся суета в нашей жизни ничего не стоит вовсе! Некоторых этот аспект может даже отрезвить и привести к интересным выводам и не обязательно к депрессии, а как раз наоборот!
Как кажется, автору данного канала, каждый думающий человек, помимо всемирно признанной классики, должен также читать и готическую литературу, но именно творчество Лавкрафта способно отрезвить зазнавшегося человека, бесконечно уверенного в своем положении. Жизнь наша коротка, а мы лишь маленькие песчинки и именно это осознание нас отрезвляет. Подумайте над этим и кто помимо Лавкрафта так Вам расскажет про это?!
Отдельно про язык в произведениях Лавкрафта
Про язык у данного писателя, на которого многие негодуют, мы тоже скажем. Дело в том, что Лавкрафта многие упрекает в сухости, в частом использовании сложных научных терминов, в отсутствии диалогов и драмы, очень непроработанной стилистике и работе над слогом в целом. Если же задуматься, то по сути, Лавкрафт берет и помещает в центр повествовании образованных людей (он это очень часто любит делать) и очень часто в своих рассказах использует ученых и от их лица начинает повествование ("Хребты безумия", "За гранью времен" и т.д.). И если отталкиваться от этого, то все встает на свои места: ученый, который до этого не писал красивые поэмы, рассказы, романы, а писал нудные отчеты, писал статьи и диссертации, вдруг неожиданно встречается с могущественным существом или явлением (например явление из "Цвета из иных миров") и будучи неспособным красиво описать данную ситуацию (это ему и не нужно, в этом и реализм создается между прочим!) теряет рассудок.
Сами посудите, что Лавкрафт тут грамотно подходит, используя именно эрудитов и начитанных людей, реже ученых, которые способны хоть что-то отрывочно осознать из происходящего, но которые при этом не гениальные стилисты слова. Именно от лица этих людей автор и ведет свой рассказ. Тут во-первых он не хочет брать совсем глупых, необразованных людей, так как он сам в реальной жизни ассоциировал себя именно с интеллигентами и учеными (не без основания между прочим!). Во-вторых Лавкрафт показывает, что именно люди даже с научной картиной мира не могут объяснить нам происходящее явление с рациональной точки зрения и здесь мы, как читатели, вынуждены включать воображение и эмоциональный аспект восприятия, поддавшись задумке автора. Стоит отметить, что сам автор мог этого и не предполагать, а указанное выше - это лишь наши обывательские догадки и попытка еще больше поднять Лавкрафта в мире литературы.
Одним словом, читайте. Читайте Лавкрафта и погружайтесь в него!