Найти в Дзене
Валерия Тумилевич

Посуда средневековой Руси. Часть 2

Оглавление
Илл. 1. Тарелка, Москва, Мастерские Кремля, 1667 г. Мастера: Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, драгоценные камни, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Илл. 1. Тарелка, Москва, Мастерские Кремля, 1667 г. Мастера: Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, драгоценные камни, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Сегодня мы продолжим рассматривать остальные виды посуды средневековой Руси – братины, блюда и тарелки, стаканы, а также столовые приборы, их художественные особенности и то, как они менялись.

Братины

«Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Братины употреблялись не только для питья, но и как поминальные чаши, их наполняли сытой – водой с медом, и ставили на могилы и гробницы. Их делали из золота, серебра, камня, кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Тулово в основном имело форму полу шара с поддоном, а поверхность украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась, эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви. Наиболее интересная часть братины — орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение»[1].

Пример – серебренная братина с крышкой первой четверти XVII века. Братина имеет изящную форму с довольно высоким поддоном: на нем помещены маленькие фигурки, которые как будто бы держат своими руками тулово братины. Также братина декорирована чеканным растительным орнаментом и фланкирующими животными в центре на тулове. Крышка тоже украшена чеканным растительным орнаментом, а верхушку венчает букет цветов (Илл. 2).

Чеканка – процесс изготовления рисунка, надписи, изображения путем выбивании на пластине определенного рельефа. Является одним из вариантов художественной ковки.

Художественный интерес представляет еще одна серебряная братина. Эта братина без крышки, сам поддон низкий, но с расширением, на которой присутствует растительный орнамент. Тулово украшено элементами в виде лепестков и сердец, внутри которых различные завитки. Венец с гравированными изображениями различных животных (Илл. 3).

Гравировка или резьба – способ обработки поверхности материала резанием, создавая рисунок, надпись, орнамент. При этом рисунок может быть выпуклым (рельефным) или углублённым.

Также, выделяется небольшая золотая братина первой половины XVII века. Здесь уже довольно низкий поддон, его почти не видно, но в принципе форма схожа с предыдущими примерами. Также присутствует растительное оформление тулова и крышки (чернение), но уже с добавлением по нижнему краю венца бусин из жемчуга и других драгоценных камней по всей поверхности предмета. Крышка необычной конусообразной формы, что придает некую выразительность братине (Илл. 4).

Илл. 4. Братина со съемной крышкой, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Золото, серебро, драгоценные камни, чеканка, чернь, резьба. Принадлежала Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровичу.
Илл. 4. Братина со съемной крышкой, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Золото, серебро, драгоценные камни, чеканка, чернь, резьба. Принадлежала Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровичу.
Чернение – смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, золота или серебра. То есть такое оформление придает изделиям из драгоценных металлов чёрный цвет.

Есть еще одна похожая по форме маленькая золотая братина второй четверти XVII века. Братина выполнена с эмалью преимущественно зеленых цветов – растительный орнамент. По венцу братины выведена черной вязью (тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент) надпись о ее принадлежности Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровича (Илл. 5).

Илл. 5. Братина, Москва, вторая четверть XVII века. Золото, чернь, эмаль Принадлежала Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровича.
Илл. 5. Братина, Москва, вторая четверть XVII века. Золото, чернь, эмаль Принадлежала Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровича.

Еще одна элегантная золотая братина с необычным плоским широким поддоном, растительным орнаментом на тулове и надписью по венцу; без крышки (Илл. 6).

Заслуживает также внимание золотая братина первой половины XVII века. На этом примере можно рассмотреть такую технику, как канфарение, с помощью которого предмету придается изящество (Илл. 7).

Канфарение – процесс украшения поверхности предмета из металла мелкими точками, штрихами или насечками с помощью специальных чеканов; располагают равномерно по поверхности.
Илл. 7. Братина, Россия, Москва, 1601-1650 г. Серебро, чеканка, резьба, конфарение. Выполнена на гроб дочери царя Михаила Федоровича, Евдокии Михайловны.
Илл. 7. Братина, Россия, Москва, 1601-1650 г. Серебро, чеканка, резьба, конфарение. Выполнена на гроб дочери царя Михаила Федоровича, Евдокии Михайловны.

Примером перегородчатого эмалевого узора отличается костяная братина в серебряной золоченой оправе, выполненная в 1662 году. Поддон, венец и верхушка крышки украшены растительным и геометрическим орнаментом в технике перегородчатой эмали. По поверхности тулова проходят узкие вертикальные элементы тоже с перегородчатой эмалью, что придает некую живность предмету (Илл. 8).

Эмаль – непрозрачная цветная масса, которой покрывают поверхность металлических изделий.
Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, и изделие обжигают.
Илл. 8. Братина, Россия, Москва, Серебряная палата Кремля, 1662 г. Кость, серебро, драгоценные камни, чеканка, скань, золочение, перегородчатая эмаль.
Илл. 8. Братина, Россия, Москва, Серебряная палата Кремля, 1662 г. Кость, серебро, драгоценные камни, чеканка, скань, золочение, перегородчатая эмаль.

И еще один пример братины из кокосового ореха, украшена перегородчатой эмалью (Илл. 9).

Илл. 9. Братина, Москва. XVII в. перегородчатая эмаль, кокосовый орех.
Илл. 9. Братина, Москва. XVII в. перегородчатая эмаль, кокосовый орех.

Блюда и тарелки

Блюда

«В средневековой Руси блюда были необходимой принадлежностью торжеств и пиршеств. На блюдах подавали к столу кушанья, их ставили на стол, из них ели. Серебряные блюда изготавливались с широкими бортами и украшались надписями, резьбой, драгоценными камнями, "ложками". Золотые блюда на Руси употреблялись в особо торжественных случаях, таких как венчание на царство или царская свадьба. В свадебных обрядах Древней Руси блюда играли большую роль: на них невесте подносили кику головной убор со всем свадебным нарядом, а также особые свадебные кушанья»[1].

В Музеях Кремля хранится золотое блюдо XVI века, изготовленное по приказу Ивана IV ко дню его свадьбы. Края украшены черневыми растительными орнаментами с надписями, внутренняя часть оформлена закрученными длинными лепестками (ложками), а в центре изображен двуглавый орел (Илл. 10).

Блюда XVII века отличаются простотой, оформление в основном было только на бортиках блюд. Пример: келейное серебряное блюдо украшено по краям изящными резными золочеными клеймами с надписью о его владельце (Илл. 11).

Илл. 11. Блюдо келейное, XVII век, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Резьба, чеканка, золочение. Принадлежало патриарху Иосифу.
Илл. 11. Блюдо келейное, XVII век, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Резьба, чеканка, золочение. Принадлежало патриарху Иосифу.

Тарелки

«Тарелки в старину назывались тарелями или торелями. Постоянно в быту ими не пользовались. В XVII веке на торжествах и пиршествах тарелки ставили перед гостями и во время обеда их не меняли. Богатое сословие имело серебряные граненые, иногда позолоченные тарелки, у среднего сословия они были из польского серебра или оловянные. Тарелки были плоской посудой, поэтому их часто называли блюдами. В XVII веке тарелки имели в основном декоративное назначение, их золотили, украшали эмалью, драгоценными камнями. Они служили почетной наградой.

«Во второй половине XVII века, после составления "Титулярника" нового русского гербовника, где были представлены изображения 33 гербов различных земель, появились так называемые гербовые тарелки»[1]. Пример: «гербовая» тарелка оригинальной формы в виде лепестков (с ложчатым краем), вся тарелка украшена растительными и геометрическими орнаментами, а также двуглавым орлом в центре (Илл. 12).

Илл. 12. Тарелка, Москва, Мастерские Кремля, 1667 г. Мастера Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, драгоценные камни, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Илл. 12. Тарелка, Москва, Мастерские Кремля, 1667 г. Мастера Леонтий Константинов, Иван Юрьев. Золото, драгоценные камни, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Также похожая по форме и украшению серебряная тарелка, принадлежавшая боярину Богдану Матвеевичу Хитрово. В центре изображение фамильного герба Хитрово рука, держащая меч, перекрещенный двумя саблями (Илл. 13).

Еще одна тарелка с гербом украшена эмалевым растительным узором и драгоценными камнями (Илл. 14).

Илл. 14. Тарелка, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1694 г. Мастер Ю.В.Фробос. Золото, эмаль, драгоценные камни. Подарена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной царевичу Алексею Петровичу.
Илл. 14. Тарелка, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1694 г. Мастер Ю.В.Фробос. Золото, эмаль, драгоценные камни. Подарена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной царевичу Алексею Петровичу.

Интересным художественным исполнением отличается тарелка конца XVII века. На дне тарелки гравировкой изображен позолоченный черниговский герб князей Волконских в виде одноглавого орла под короной с широко раскинутыми крыльями и лапами. По борту выполнено растительное объемное оформление со вставками с изображениями (Илл. 16).

Илл. 16. Тарелка, Россия, Москва 1693-1709 гг. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. Принадлежала князю М.А.Волконскому.
Илл. 16. Тарелка, Россия, Москва 1693-1709 гг. Серебро, чеканка, гравировка, золочение. Принадлежала князю М.А.Волконскому.

Мы можем сделать вывод, что тарелки, в отличие от блюд, более роскошны. Особое внимание уделяется оформлению тарелок, потому что этот вид посуды имел уже больше декоративное предназначение.

Стаканы

«Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов»[1].

Серебряные стаканы первой половины XVII века отличаются простотой формы и практически отсутствием декора. У данного стакана по венцу имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу. В нижней части стакана присутствует узор (Илл. 17).

Илл. 17. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Серебро, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Илл. 17. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Серебро, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

Выполненный в этот период времени другой стакан помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков. Присутствуют золоченые надписи, заключенные в круг по центру, а также на венце (Илл. 18).

Илл. 18. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700 гг. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.
Илл. 18. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1650-1700 гг. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

Если орнамент стаканов первой половины XVII века прост и четок, то во второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц. Примером тому служит стакан, поверхность которого покрыта чернью. На этом фоне размещается резной золоченый орнамент из вьющихся ветвей с листьями, виноградных лоз на длинных стеблях и сидящих на ветке птиц, бегущих животных (Илл. 19).

Илл. 19. Стакан, Россия, Москва, 1691-1700 гг. Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.
Илл. 19. Стакан, Россия, Москва, 1691-1700 гг. Серебро, чеканка, золочение, резьба, чернь.

Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории (Илл. 20). Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой «творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 году с гравюрами по рисункам нидерландских художников»[1].

Илл. 20. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII в. Мастер В.Андреев. Серебро, чеканка, резьба золочение.
Илл. 20. Стакан, Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, конец XVII в. Мастер В.Андреев. Серебро, чеканка, резьба золочение.

Столовые приборы

Ложки

«В ХIV-ХVII веках серебряные ложки являлись предметом обихода князей и бояр, простой люд пользовался деревянными ложками. Драгоценные ложки одновременно являлись и столовым прибором, и украшением праздничного стола. Поэтому их оформлению уделялось большое значение. Серебряные ложки золотились, черенок – ручка ложки, украшался различными растительными орнаментами»[1]. В первой половине XVII века черенок ложки был очень коротким. Например: серебряные ложки с коротким черенком и большой чашей (Илл. 21).

Илл. 21. Ложки, 40-е гг XVII в. Новгород. Серебро, эмаль, чеканка. Принадлежали патриарху Питириму.
Илл. 21. Ложки, 40-е гг XVII в. Новгород. Серебро, эмаль, чеканка. Принадлежали патриарху Питириму.

А в конце XVII века – напротив, очень длинным и прямым. Например, ложка, расписанная многоцветной эмалью и украшенная алмазами. (Илл. 22).

Илл. 22. Ложка, Вторая половина XVII в. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
Илл. 22. Ложка, Вторая половина XVII в. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Вилки

«На Руси в ХVI-XVII веках применялись двузубые вилки, в знатных домах они были серебряные, однако их употребляли редко, заменяя ложками»[1]. Например, стальная двузубая вилка выполнена в России в начале XVII века. Она отличается простой формой и строгостью оформления. Единственным ее украшением является ручка, выполненная из агата (Илл. 23).

Илл. 23. Вилка, XVII в. Россия. Сталь, агат, камень драгоценный, литье, шлифовка.
Илл. 23. Вилка, XVII в. Россия. Сталь, агат, камень драгоценный, литье, шлифовка.

А здесь черенок выполнен из красивого светлого агата, а в верхней части украшен сканью (Илл. 24).

Илл. 24. Вилка столовая. Вторая половина XVII в. Россия, Москва. Серебро, агат, эмаль, сталь, золочение, скань. ГИМ.
Илл. 24. Вилка столовая. Вторая половина XVII в. Россия, Москва. Серебро, агат, эмаль, сталь, золочение, скань. ГИМ.
Скань – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Форма вилок к концу XVII века остается прежней, но художественному оформлению изделий уделяется большое внимание. Особым нарядным декором отличаются вилки из Сольвычегодска (Илл. 25).

Ножи

«В ХVI-XVII веках в богатых домах России употреблялись ножи с оправленными в золото и серебро ручками, украшенными драгоценными камнями. Гостям ножи не подавались, так как еда на столы приносилась уже разрезанной. В это время формы ножей не отличались большим разнообразием. В XVII веке черенок (ручка) ножа были цилиндрической формы, слегка расширенной к концу или сплющенный с боков. Лезвие выполнялось в виде прямоугольной полосы, с косым срезом на конце»[1].

Особой популярностью пользовались сольвычегодские ножи. Пример: столовые ножи со стальным лезвием и серебряной ручкой, украшенной эмалевыми медальонами и изображениями цветов (Илл. 26-27).

Илл. 26. Нож, конец XVII в. Сольвычегодск. Серебро, булат (вид стали), эмаль, скань, ковка.
Илл. 26. Нож, конец XVII в. Сольвычегодск. Серебро, булат (вид стали), эмаль, скань, ковка.
Илл. 27. Столовые приборы с рукоятками, декорированными сольвычегодскими эмалями, 17 век.
Илл. 27. Столовые приборы с рукоятками, декорированными сольвычегодскими эмалями, 17 век.

Выводы

1. Почти у каждого вида посуды были свои художественные изменения на протяжении XV-XVII веков, то есть в каждом столетии почти у всех видов посуды появлялись или исчезали те или иные художественные особенности. И можно отметить, что XVII век был пиком проявления различных форм и декорирования всех видов посуды, а также наибольшего числа примеров посуды.

2. Самое часто используемое оформление – это растительный орнамент.

3. Техника изготовления и оформление у всех видов посуды довольно разнообразна: ковка, литье; чеканка, резьба или гравировка, канфарение, золочение, чернение, эмаль, перегородчатая эмаль, расписная эмаль по скани (филиграни).

4. У некоторых видов посуды есть не только практическое предназначение, но и декоративное (тарелки, ковши).

Как вам посуда средневековой Руси? В следующих статьях немного отвлечемся от декоративно-прикладного искусства и окунемся в мир живописи :)

Источники.

1. Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» Музеев Московского Кремля: Посуда. Москва.  сайт. – URL: https://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.dragotsennaya-posuda-drevney-rusi/posuda-tsarskogo-patriarshego-dvora/ (дата обращения: 05.11.2019).

2. Сайт. – URL: http://www.jevel.ru/technique/kanfarenie.html (дата обращения: 05.11.2019).